Роль прологов и эпилогов в трагедиях Еврипида.

ДРАМАТУРГИЯ ЕВРИПИДА.

Часть 1. ТРАГЕДИЯ ЕВРИПИДА «МЕДЕЯ» (431 г.до н.э.).

Биография Еврипида.

Кризис афинского полиса и его отражение в творчестве Еврипида.

· Насколько внимателен драматург к отдельному человеку, его индивидуальности, к миру его чувств?

· Есть ли идеализация и героизация персонажей в трагедиях Еврипида?

· Как соотносятся между собой форма и содержанием трагедий (нет ли между ними противоречия)?

· Публицистические элементы в драматургии Еврипида: трагедия Еврипида как «дискуссионный клуб всех движений его эпохи», как отклик на важнейшие события политической и духовной жизни Афин, критика традиционного мировоззрения и осуждение тирании.

· Почему Аристотель называл Еврипида «трагичнейшим из поэтов»?

3. Трагедия «Медея» в оценке современников Еврипида.

4. Образ Медеи:

· Мифологическая основа сюжета. Ограничился ли Еврипид одним эпизодом мифа или собрал в своей трагедии все перипетии жизни Медеи? Что совершила и чем пожертвовала Медея ради Ясона?

· Чем Медея принципиально отличается от героев Софокла (в частности, от Клитемнестры)? Сколько раз Медея меняет решение об убийстве детей? Двойной смысл (подтекст) в словах Медеи рабу-педагогу.

· Монолог Медеи-варварки о положении греческой женщины.

· Согласуется ли «Медея» Еврипида с традицией греческой трагедии, стремившейся к созданию цельного «нрава» героя (героини), с учением Аристотеля о «последовательности» трагического персонажа? Согласуется ли поведение Медеи с традиционным представлением греков о женском «нраве»? Допускала ли эстетика классического периода право женщины идти на крайние меры против мужа-изменщика и своей соперницы? Укладывалась ли в эстетические нормы месть, жертвой которой становились собственные дети?

· Когда появляется у Медеи мысль об убийстве детей? Сыграла ли тут какую-то роль встреча с царем Эгеем? Почему Медея не ограничивается убийством невесты Ясона и ее отца?

· Можно ли сказать, что источник трагического конфликта находится в самой героине? Страсть как болезнь.

Образ Ясона.

· Есть ли идеализация героя?

· Чем он оправдывает свое предательство по отношению к Медее?

· Благодарен ли он Медее за помощь, полученную им некогда от Медеи?

Эмоциональная и интеллектуальная стороны образа героя.

· Средства выражения чувств героев в трагедиях Еврипида: традиционные патетические монологи, вокальные партии (монодии) и дуэты.

· Комбинация в пределах одного эпизода монодий и монологов в ямбах: что из них предназначено для лирических излияний героя, а что для показа процесса его размышления?

Роль хора в трагедиях Еврипида.

· Можно ли назвать хор еврипидовской трагедии непосредственным участником действия, носителем философской мысли, выразителем «гласа народного»? Сравнить роль хора еврипидовских трагедий с хором в трагедиях Эсхила и Софокла.

· Сколько хоровых партий в «Медее» Еврипида и на сколько эпизодов членит расположение этих партий трагедию Еврипида?

8. Еврипид как мастер диалога.Обмен краткими репликами, близкими к разговорной речи. Агон (состязания в речах). Влияние ораторской практики.

Роль прологов и эпилогов в трагедиях Еврипида.

· Каковы содержание и функции еврипидовских прологов?

· Можно ли сказать, что пролог возникает непосредственно из драматической ситуации или призван ввести зрителя в мир чувств и переживаний героя (ср.: прологи Эсхила и Софокла)?

· Как соотносится с основными событиями трагедии ее эпилог?

· Прием dues ex machine.

10. Структурно-композиционные особенности трагедий Еврипида.Использовал ли Еврипид в своих трагедиях приемы симметричного расположения материала («фронтонная структура»), которые служили традиционным средством расположения организации текста в трагедиях предшественников Эсхила и Софокла?

11. Подведите итог: что в творчестве Еврипида свидетельствует о кризисе жанра героической трагедии?

12. Каково влияние Еврипида на последующую литературу античного мира?

Часть 2. ТРАГЕДИЯ ЕВРИПИДА «ИППОЛИТ» (428 г.до н.э.)

1. Греческий миф об Ипполите(вариант сюжета о коварной жене, клевещущей перед мужем на целомудренного юношу).

2. Две редакции трагедии «Ипполит». Как восприняла публика первую редакцию и почему? Чем вторая редакция «Ипполита» отличалась от первой? Какая из двух редакций сохранилась до наших дней целиком?

3. Проблематика и конфликт трагедии (в плоскости нравственных ориентиров).

· С какого момента влюбленная Федра становится подсудной общественному мнению? Что заставило героиню открыть хору (и тем самым Ипполиту) свой секрет?

· Федра (поведение с оглядкой на внешнюю оценку) и Ипполита (заложник собственного честного слова; соотносит свое поведение со своим внутренним нравственным долгом) – есть ли место в этом мире хоть одному из них?

· Видит ли Еврипид последующее торжество справедливости за страданиями, жертвами и испытаниями отдельных людей?

Образ Федры.

· Есть ли в «нраве» Федры та непоследовательность, которую древние критики ставили в вину Еврипиду в «Медее»?

· Любовные страдания Федры. Как пытаются объяснить недуг Федры хор и кормилица и правы ли они?

· В чем необычность и новизна образа Федры у Еврипида? Как изображает Еврипид любовь: а) как страдание, как то, что нарушает семейные и нравственные нормы или б) как источник естественной и общественной гармонии?

Образ Ипполита.

· Мотив поклонения Ипполита девственной богине Артемиде и открытое презрение к Афродите и плотским утехам. Монолог Афродиты в прологе.

· Отношение древних греков к проблеме вечной мужской невинности в биологическом и общественном плане.

6. Образы богов в трагедии Еврипида «Ипполит».

· Мстительность Афродиты как выпад Еврипида против традиционных богов.

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

· Ярхо В.Н.Еврипид // История всемирной литературы. – Т.1. – М., 1983. – С.362-370.

· Тронский И.М. Еврипид // Тронский И.М. История античной литературы.

Наши рекомендации