Понятийный аппарат компетентностного подхода
Содержание
Введение. 2
1. Понятийный аппарат компетентностного подхода. 4
2. Компетентностный подход в образовании. 6
3. Внедрение компетентностного подхода в профессиональное образование ………………………………………………………………………………...11
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
В условиях инновационного развития экономики и общества в целом происходит коренное изменение образовательной парадигмы: предлагается вариативное содержание образования, появляются новые педагогические технологии, современные концепции и идеи. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся, такие как системный, деятельностный, комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно. К последним относится компетентностный подход, как один из важных концептуальных положений обновления содержания высшего профессионального образования в XXI веке. Использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. В качестве основных единиц его обновления выступают понятия компетентности и компетенции. Основной проблемой является трактовка этих понятий, характеристика их видов и состава. Они становятся интегративными показателями оценки качества профессионального образования.
Цель работы – изучить понятие и содержание компетентностного подхода в образовании.
Задачи:
изучить понятийный аппарат компетентностного подхода;
рассмотреть компетентностный подход в образовании;
рассмотреть компетентностный подход в профессиональном образовании.
Понятийный аппарат компетентностного подхода
Современные исследования в области философии и социологии образования (B.C. Гершунский, Ф. Г. Зятдинова, В. Н. Кудашов, А. Н. Лесохина, Н. С. Розов и др.) рассматривают феномен компетентности в контексте образовательной, профессиональной и собственной жизнедеятельности человека. Многие из них соотносят категорию компетентности с качественными характеристиками жизнедеятельности человека, его жизнеспособности и мобильности в социальной ситуации и профессиональной деятельности. Д. И. Иванова, К. Р. Митрофанов, О. В. Соколова, считают, что содержание понятия компетентность включают в себя такие существенные признаки, как: мобильность знания, гибкость и критичность мышления. Именно эти качества отличают компетентного специалиста от «серой посредственности». Компетентность, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в определенной области человек обладает знаниями и способностями, позволяющими ему высказывать собственное мнение, обоснованно судить об определенной предметной области и эффективно действовать в ней.
С. П. Иванов рассматривает компетентность как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность. Основа компетентности - чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими. Поэтому можно сказать, что характеристика человека как компетентного зачастую является его социальным признанием.
В настоящее время поднимается вопрос о модернизации образования на компетентностной основе. Компетентностный подход в образовании - это попытка привести в соответствие профессиональное педагогическое образование с потребностями рынка.
Компетентностный подход не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
В педагогике выделяют четыре направления (Д. И. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова) реализации компетентностного подхода в образовании.
Первое направление - это формирование ключевых компетентностей (переносимые, базовые, ключевые навыки) надпредметного характера. Это умение во многом определяет качество образования в целом.
Второе направление связано с формированием обобщенных умений предметного характера (например, умение решать определенные задачи, сравнение разных точек зрения, понимание иностранной речи и др.), обобщенные учебные умения.
Третьим направлением является усиление прикладного, практического характера образования. Речь идет об овладении способами познавательной и квазипрофессиональной деятельности, умение использовать получаемые знания на практике и вне стен образовательного учреждения.
Четвертое направление связано с овладением жизненными навыками (с функциональной грамотностью).
Таким образом, компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. При этом результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы.