ВП-45 Обследование заик-ся. Профилактика. Сущность комплексного метода.

Осущ-ся комплексно: логопед, невропатол., психолог. Сведения о реб-е: А. анамнез (возраст, нервно-психолог-ое здоровье матери, болезни родит-й, течение беремен-и; Б. сведения о речевом развитии реб-а (1-е слова, фразы, речь окружающих); В. Воспитание (потакание капризам, наказание, перегрузки); Г. Когда возникло заик-е (1-е признаки как внешне выражаетсяпредпологаемые причины, сопутств-ие движения)

Обследование речи:исслед-е общительности, моторики, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной и позноват-й деят-ти. Используют: картинки, кн.со стихами, игрушки.

Задачи речевого обследования: 1.определить место возникновения и форму речевых судорог,2.опред-ть частоту их проявлений и сохранные речевые возм-ти, 3.сопутствующие наруш-я речи, двигат-е наруш-я, 4.отношение реб-а к заик-ю.

Место возникновения судорог и их форма определ-ся на слух и зрит-но. Изучениеуровнясвободной речи начин-сяс выявления зависим-ти параксизмов заик-я (недостаток проявления), от разной степени его речевой самостоят-ти). В беседе родит-х, друзьях выявляется речевое поведение и судороги, реб-у надо составить рассказ, перессказ, состояние отражённой и сопряжонной речи выявл-ся путём повторкния или совместного произношения фраз.

Следят за судорогами в зависим-ти произносит реб-к простую или сложную фразу. Смотрят не зависит ли речев-е судороги от уровня громклсти речи.

В логопедическом заключении учитыв-ся: форма заикания, вид судорог, степень заик-я, темп речисопутствующие наруш-я речи.

Профилактика заик-я.

1Беседы с родителями до рождения реб-а, чтобы предупредить «-»-е воздействия (ушибы головы, не допускать хронических заболеваний). 2.Т.К. устная речь развив-ся по подражанию, то для реб-а может сыграть «-»-ое влияние лица с заиканием, тахилалией, спотыканием. 3.Следует стимулировать реб-а к общению, но удерживать от обильной речи. 4.Нервно предраспол-ым создавать спокойную обстановку, избегать неожиданных вызывов к доске.

Причины рецидивов заик-я.

1плохие соц-бытовые условия, 2грубое обращение с реб-ом, 3перегрузка, 4болезни и истощение нервной системы, 5недостаточное внимание на реб-а со стороны отружающих.

Комплексный метод.

1 направл-е. Медиц-ое воздействие. Моедикоментозное лечение +физиотерапевтическое (грязи, токи). Это направление д.б. 1-м.

2 напр-е. Психо-терапевтическое. Можно снять паталогические установки и нормализховать адекватное общение + правильное направление реб-а перед логопедич-ой работой, т.к. сам реб-к должен активно участвовать в работе.

3 напр-е. Логопед-ая ритмика. Сочетание движений с проговариванием под ритм и музыку. Желательно, чтобы стадии занятий преподавались в разном ритме (от медлен-о к быстрому).

4 напр-е Логопед-ое.Ведищее, т.к. учим прятать заикание, т.е. говорить так чтобы заик-е не было заметно. Вылечить заикание логопед не может, а может переучить.

5 напр-е. Нормализация условий окружающих реб-а. На него работают все. Оно самое главное и от него зависит всё.

ВП- 54. Осн-е положения разработки плана коррекционно-педагогической работы с афазиками. Направления и п-пы коррекционно-восстановит. и коррекц.-воспитат. Работы при разных формах. Занимались: Бейн, Бурлакова, Визель, Лурия, Цветкова.В логопе-ой работе по преодол-ю афазии используются общие дидактич-е п-пы обучения: наглядность, доступность, сознательность.

При всех афазиях. Продолжит-ть занятий:2-3 года (при всех формах). Занятия: индивид-е (основные) и групповые. Длит-ть занитий: на раннем этапе 10-15 мин. – 2 р. в день; на поздних этапах 30-40 мин 3 р. в неделю.

Положения (для всех форм): 1. После завершения обследования больного, логопед определяет, какая область второго или третьего «функционального блока» больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга сохранены: у многих оказываются сохранными функции правого полушария; при афазиях, возникающих при поражении височной или теменной долей левого полушария прежде всего используются планирующие, программирующие и контролирующие функции левой лобной доли, обеспочивающие п-п сознательности восстановительного обучения. Именно сохранность функций правого полушария и третьего «функционального блока» левого полушария позволяет воспитать у больного установку на восстановление наруш-й речи.

2. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций. В первые дни после инсульта работа ведется при пассивном участии больного в процессе восстановл-ия речи. Методики: растормаживающие речевые функции. На более поздних этапах больному объясняется структура и план занятий, даются средства, которыми он может пользоваться при выполнении задания и т. п.

3. Восстановить первично нарушенную предпосылку, либо реорганизовать сохранные звенья речевой ф-ии. Например при сенсорной афазии восстановления фонематического слуха осущ-ся путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное, смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4.Работа над всеми сторонами речи: над экспресивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. Восстанавливается коммуникативная ф-я речи, развивается самоконтроль за ней.

6. Работа над восстановлением словесных понятий.

1) Корр-пед. работа с акустико-гностической сенсорной а. Отмечаются повышенная работоспособность больного и активное стремление к преодолению речевых расстройств. М.б. депрессии, надо его ободрять, поддерживать

.

Задача: восстановл-е фонематич-го слуха и вторично нарушенных экспрессмвной речи, чтения, письма.

Опираемся: на сохранные оптическую и кинестетическую систему, сохранные ф-ии лобных долей, которые в комплексе создают предпосылки и компенсаторной перестройке нарушенных акустико-гностических ф-й.

Этапы восстановления фонематического восприятия:

1 — диффер-ия слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом — лопата, ель — велосипед, кот — машина). Ккаждой паре слов подбираются картинки, а на бумаги пишутся слова. Больной соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью. Параллельно начинается закрепление восприятия звучания отдельных слов в процессе их списывания.

2 — дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыба — ноги, забор — трактор, арбуз — топор. Работа с опорой на картинки, подписи к ним, списывание, чтение; воспитывается акустический контроль за своей речию.

3 — диффер-ия слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак- мак, рука-мука); с общим 1-м звуком и разнвми конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лес-лев).

4— диффер-ия фонем, близких по звучанию (дом — том, дом — дым и т. д.).

5 — закрепление акустических дифференциальных признаков фонем при подборе серий слов на заданную букву из текстов. |Восстановления чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма предшествует восстановление чтения опирающегося на звуко-буквенный анализ состава слова.

2)Кор-пед работа при акустико –мнестической а.

Задачи: Преодоление нарушений слухоречевой памяти, восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, а о преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

Востановл-е слухоречевой памяти происходит с опорой на зрит-ое восприятие. А) Выклад-ся серия предметных карт-к, различных по смысловой взаимосвязанности, и дается задание выбрать из них 2,3,4 предмета. Предлагается показать предметы, которые могут быть вписаны в ту или иную ситуацию. Пр-р, предлагается показать вилку, стол, огурец или лес, охотники, зайца и т. д. Затем уже даются слова, не входящие в одно семантическое поле. Б) картинки даются в виде стопки. Больной, про серию названий предметов, находит их изображений и откладывает в сторону. Этим достигается некоторая отставленность выполнения инструкции во времени. Далее предлагается повторить серию слов, проработанных на предыдущих занятиях, не прибегая к помощи картинок. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты фраз, состоящих из 2,3,4 слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

25.

Наши рекомендации