У. система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок ее проведения

Пояснительная записка

І. НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебный план очно-заочной школы учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи» составлен в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» требованиями приказа Министерства образования и науки от 04.08.2015г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 года № 310, приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 года №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей», приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08 2015г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей», письма Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.06.2016 года № 2719, Устава учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи», Положения о деятельности очно-заочной школы учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи».

ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебный план очно – заочной школы (далее – ОЗШ) обеспечивает решение целей и задач образовательного процесса, направленного на реализацию образовательных программ и услуг дополнительного образования в интересах интеллектуально развитой, профессионально - ориентированной, духовно – нравственной воспитанной личности, общества, государства, удовлетворение индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и молодежи, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Основными задачами реализации учебного плана являются выявление одаренных детей и молодежи и их привлечение к научно – исследовательской, экспериментальной, конструкторской и изобретательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры и искусства. Осуществление поставленных задач возможно в условиях непрерывности, цикличности условий образовательного процесса ОЗШ с использованием современных технологий и методик преподавания.

Согласно учебному плану педагогами дополнительного образования, руководителями секций очно – заочной школы используются современные методики и технологии образовательного процесса экспериментально – исследовательской направленности, используя интеллектуальный потенциал обучающихся, привлекая родительскую общественность. Образовательный процесс в очно – заочной школе является единой творческой средой совместной деятельности всех его участников, направленных на обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческой самореализации обучающихся.

Учебным планом предусматривается качественная подготовка обучающихся очно – заочной школы к участию в конкурсе – защите научно – исследовательских работ учащихся – членов Малой Академии Наук, которую обеспечивают педагоги дополнительного образования, являющиеся научными сотрудниками, преподавателями ВУЗов Донецкой Народной Республики, учителями общеобразовательных организаций.

В 2016-2017 учебном году, учитывая социальный заказ общества и региональные особенности развития экономики, возникает необходимость планирования работы с учащимися по научным направлениям: технические науки, науки о Земле, медицина, компьютерные науки, языкознание, история, математика, биология, химия, экономика и управление.

Учебным планом работы на 2016-2017 учебный год предусмотрена работа 42 групп (секций) очно-заочной школы. (Приложение 1)

По этапам обучения группы распределяются следующим образом: начальный этап – 14 групп, средний этап – 13 групп, этап совершенствования – 15 групп. Учебная нагрузка распределена в соответствии с этапом обучения (возрастом учащихся). (Приложение1)

Количество часов по научным отделениям (по секциям, группам) с учетом основных форм работы распределяется в соответствии с учебным планом. (Приложение №1)

Годовой календарный учебный график образовательного процесса очно-заочной школы в 2016/2017 учебном году отражает понедельную нагрузку в секциях с учетом форм работы и датой проведения занятия. (Приложение №2)

ІІІ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8, Устава учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи», Положения об очно-заочной школе учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи», учитывая кадровое и учебно-методическое обеспечение, образовательный процесс в очно-заочной школе учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи» в 2016-2017 учебном году осуществляется по программам, разработанным согласно требованиям приказа Министерства образования и науки от 11.08.2015г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей».

Образовательные программы очно – заочной школы являются авторскими, составлены педагогами дополнительного образования, руководителями секций, отражают экспериментально – исследовательскую направленность образовательного процесса ОЗШ: литературоведения и фольклористики, языкознания, истории, наук о Земле, технических наук, компьютерных наук, математики, физики и астрономии, химии, биологии, медицины, экономики и управления. Рассмотрены на заседании методического совета.

Программы 2015/2016 учебного года апробированы, утверждены Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, приказ №630 от 16.06.2016 года.

Программы 2016 /2017 разработаны педагогами дополнительного образования, руководителями секций ОЗШ, рассмотрены на заседании методического совета учреждения и рекомендованы к использованию в образовательном процессе очно – заочной школы.

Образовательные программы отражают специфику ОЗШ, формы реализации программ подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания образовательной программы, этапа обучения (возраста воспитанников).

Учебно – тематический план образовательной программы предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них разбивкой на теоретические и практические виды занятий (преобладание практической направленности), направление научно – исследовательской деятельности, тематику работ, год обучения, форму получения образования (очно – заочная).

В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению областей, направлений научных исследований, проектных работ, сформированных умений и навыков.

ІУ. РЕЖИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Организация деятельности секций начального, среднего этапов и этапа совершенствования выполняется в соответствии с учебным планом и программами дополнительного образования, определяющими содержание и объём знаний, умений и навыков, которые необходимо приобрести и усвоить соответственно этапу обучения, предмету.

Продолжительность учебного года: 1 октября 2016 года - 31 мая 2017 года, 32 учебные недели. Занятия в очно-заочной школе организуются по семестровой форме обучения (2 семестра), по 7 - 8 часов в неделю. Продолжительность семестра и расписание занятий очно-заочной школы утверждается директором учреждения.

Образовательный процесс в очно – заочной школе предусматривает две формы работы школы: очную и дистанционную.

Учебно-лабораторной базой очно-заочной школы являются аудитории высших учебных заведений, расположенных в городе Донецке.

Возрастной состав воспитанников очно-заочной школы учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи» - от 14 до 18 лет (согласно Уставу ДонРМАН).

Длительность занятия определена в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 04.08.2015г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» и составляет 45 минут.

Количество часов очного занятия (в субботу) не превышает 5 часов, для детей начального этапа подготовки - преобладание 4 часового учебного дня.

Зачисление учащихся в очно-заочную школу учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи» проводится согласно Правилам приёма в очно-заочную школу и может осуществляться на протяжении учебного года до укомплектования групп и секций.

Средняя наполняемость групп, секций – 15 человек. Наполняемость отдельных групп, секций устанавливается директором «ДонРМАН» в зависимости от профиля, учебного плана, программ, возможностей учебно-воспитательного процесса, уровня мастерства воспитанников, учащихся, слушателей и составляет не больше 25 человек. Численный состав учебно – консультативных групп, в которых предусмотрено индивидуальное обучение, составляет от 1 до 5 воспитанников (обучающихся, слушателей).

При осуществлении образовательного процесса в очно-заочной школе используются следующие формы образовательного процесса: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, семинарские занятия, обучающие экскурсии, научные конференции, индивидуальная работа, консультации, интеллектуальные игры и соревнования, викторины, брейн-ринги, встречи с учеными деятелями науки, образования, культуры и т.д.; промежуточный, тематический, итоговый контроль.

Учебным планом предусмотрены групповые консультационные и индивидуальные формы обучения учащихся (1-3 часа в неделю для учащихся от 1 до 5 человек).

Организация индивидуальной работы выполняется дистанционно, учебно-консультативной группы - очно - дистанционно в соответствии с расписанием занятий и календарно - тематическим планом, разработанным педагогом с этапом обучения, учетом интересов и развития обучающихся.

Темы консультаций и индивидуальных занятий: подготовка к участию в конкурсе – защите научно – исследовательских работ учащихся ОЗШ, руководство ходом научных исследований обучающихся, консультации для слушателей, кандидатов в члены и действительных членов Малой Академии Наук по научно-исследовательской, экспериментальной, поисковой, конструкторской и изобретательской работе, постановка эксперимента, проведение исследований, лабораторных исследований, наблюдений и т.д.; обработка и обобщение результатов поисково-исследовательской работы, подготовка к участию в конкурсах, проектах, программах исследовательского направления, научных конференциях защита и презентация научно – исследовательской работы; подготовка обучающихся к участию в ГИА (этап совершенствования).

Обучающая экскурсия – нетрадиционная форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Организация обучающих экскурсий предусматривает посещение музеев, библиотек г.Донецка, музеев и музейных комнат, лабораторий, кафедр ВУЗов, научно – исследовательских институтов, предприятий г.Донецка, института Культуры Донецкого национального технического университета, Ботанического сада, театров г.Донецка и т.п. с целью активизации познавательного интереса воспитанников, духовно – нравственного воспитания, эстетического развития.

Продолжительность обучения в очно – заочной школе составляет три года. Продолжительность обучения, указанная в образовательной программе, обусловлена спецификой образования и соответствующая этапу подготовки: начальный, средний, этап совершенствования – один год.

У. СИСТЕМА ОЦЕНОК АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМЫ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

Порядок, сроки и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся устанавливаются в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком образовательного процесса очно – заочной школы.

Аттестация обучающихся проводится дважды в год, в форме итоговой контрольной работы и научной конференции.

Критериями оценивания является уровень освоения объема образовательной программы по избранной направленности, результаты участия в научной конференции, Конкурсе – защите научно – исследовательских работ Малой Академии Наук.

В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8; Уставом «ДонРМАН»; Положением очно-заочной школы «ДонРМАН»; Приказом Министерства образования и науки № 253 от 12 июня 2015года «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, выдачи и хранения свидетельства об окончании учреждения дополнительного образования» по результатам обучения, освоения дополнительной образовательной программы и успешного написания итоговой контрольной работы, защиты научно – исследовательской работы на итоговой научной конференции, выпускники получают свидетельство об освоении образовательной программы дополнительного образования детей «ДонРМАН».

УІ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПЛАНА

В 2016/2017 учебном году реализация учебного плана предусматривает продолжение работы над составлением образовательных программ вновь открытых секций научных отделений: «Медицина», «Химия», «Технические науки», «Науки о Земле», «Биология», «История». Основой авторских программ является единство образовательных программ основного и дополнительного образования. Реализация программ предусматривает качественное освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет ожидаемый результат достижения целей и задач, развитие основных компетентностей, внедрение ведущих педагогических технологий, поиск новых форм и методов работы, направленных на развитие творческого мышления воспитанников очно – заочной школы, раскрытию личностного потенциала, профессионального самоопределения.

Учебный план 2016/2017 учебного года направлен на синтез традиционных и инновационных форм и методов преподавания в образовательном процессе очно – заочной школы, который представляет собой специально организованную деятельность педагогов и воспитанников, отличающуюся развивающим характером обучения, разнообразием форм и содержания, многообразием образовательных программ, основывается на социальном заказе общества, отражает региональные особенности и традиции.

Приложение №1

Наши рекомендации