Пока искали икону, натыкались на очень известные картины. Помню, дети каждый раз поражались: оказывается, и эта висит в Русском музее!..
Вот Аничков мост - дождик накрапывает, мы все в капюшонах...
Вот мы вокруг Исаакия бродим. А вот мы на крыше. Вот рядом знаменитый туалет, про который мы подумали, что это имение какого-нибудь графа...
Вот колоннада Казанского собора, и мы под ней что-то жуем...
А вот по Дворцовой площади скачет Анна Игоревна уже на живом коне (чуть не сказала: и с шашкой наголо)...
Вот мы на Невском, покупаем в Елисеевском что-то вкусненькое...
На сон грядущий
Анна Игоревна. Наш первый обедоужин. Картина: на учительском столе в кабинете математики стоит матерый, прокопченный в кострах кан. Из него торчит огромный кипятильник. Вода в кане не закипает страшно долго. Наконец идет пар. Дети - как в блокадном Ленинграде - выстраиваются в очередь за кипятком. Кипятком заливаются супы (знаете, такие в стаканах?) и пакетики с чаем. Суп в полночь - в этом что-то есть.
Каждый вечер (а их было три) М.В. читала вслух "Пиковую Даму". Все укладывались в спальники, и пол становился похож на шевелящееся пестрое одеяло. Кряхтенье, сопенье, нелегальное жужжанье Валеркиного плейера, коммунальные склоки... М.В. выключала свет, зажигала свечку и начинала читать - а читала она таинственным голосом, временами переходящим в зловещий шепот, - и постепенно все стихало. Да уж, чтеньице - то еще, как раз на сон грядущий. Оля и Леша, наши младшие, правда, быстро отрубались. А остальные слушали до конца - глаза из-под спальников так и сверкали.
Я все думала: "Это не снотворное, это настоящая страшилка! А ну как не заснут потом?" Нет, ничего, мы свечку задули и тихонько вышли за дверь. Постояли, прислушались - кроме похрапывания, никаких посторонних звуков.
Наши в Царском селе
Мария Владимировна. Сначала мы попали в Лицей. Наши дети на одном из уроков рассматривали брошюрки, которые привез из Лицея мой сын, и поэтому немножко разбирались не только в том, какие предметы были у воспитанников, но и где чья спальня (дортуар) и у кого какой сосед за перегородкой (она не доходила до потолка и можно было переговариваться, чем и занимались, например, Пушкин с Пущиным). Когда мы поднялись на второй этаж и дети увидели эти спаленки-пеналы с перегородками, они как понеслись по коридору! "Где? Где? Где комната Пушкина? Где Дельвига?" Такой восторг узнавания был.
В Екатерининском дворце есть туалет. Ура!
Запомнился ритуал надевания музейных тапочек. Кто-то из служительниц сделал замечание: "Почему ваши дети так шумно надевают тапочки? Они что, ни разу в музее не были?!"
Да, во Дворце здорово. Роскошь какая! Но роскошь, роскошь и опять роскошь. Дети рвались из тапочек на свободу. В парк. Искать "свои открытки".
Медный всадник
Анна Игоревна. Выглянуло солнышко, и стало чуть-чуть теплее. Но все равно холод собачий. Мы сжевали булки на скамеечке. И дети стали бегать по кирпичным аллеям туда-сюда, вокруг Русалки, по лестнице Камероновой галереи вверх-вниз. Согрелись. Порозовели.
Возле пруда нашли пустой постамент и стали делать на нем "Медного всадника на бронзовом коне". "Конем" был Валерка с пучком травки в зубах. А "всадником" - Никита с Андреевским флажком в руке.
Потом было взятие высоты. Шкрябались по грязному возвышению, на котором стоял Китайский домик. Полезли все без исключения - во-первых, горный маршрут, во-вторых, после всяких литературно-исторических мест было приятно поваляться в грязи на окраине парка. Теперь в самый раз было идти на выставку русского костюма, что в Камероновой галерее...
Квартира Пушкина
Мария Владимировна. И вот мы на Мойке. С этим мощеным двориком у меня связаны детские воспоминания. Пока дети перекусывали на здешней лавочке, я рассказывала им о том, как когда-то давным-давно меня привезла сюда мама. Проникнуть внутрь было немыслимо. Но мы, без толку простояв в очереди часов пять, а потом пристроившись к каким-то иностранцам, все-таки попали. И там в это самое время была праправнучка Пушкина. Я помню, как она из дому выходила во дворик - сухенькая, беленькая такая старушка, которая живет, конечно же, не в России и по-русски говорит с акцентом. Как ее окружил народ, все тянули к ней книжки, бумажки, листочки, чтобы взять автограф. Как мне было удивительно на нее смотреть...
Администратор сухо сообщила нам, что сейчас каникулы и все экскурсии заказаны и вообще это надо делать заранее, за месяц. "Месяц назад мы еще не знали, что приедем. Мы из Москвы". - "Жаль. Ничем не могу помочь. Все экскурсоводы заняты". Мы скисли. И тут женщина, которая стояла рядом и, видимо, слышала наш диалог, говорит: "Я их поведу. У меня сейчас окошко", - и молниеносно все оформила. Спасибо, добрый человек.
Какая великолепная была наша экскурсоводша! Ни тени заученности, казенности, декламации, скуки. Говорила тихо, просто, тут же реагировала на реплики детей. Как она лихо осадила двух важных немцев с переводчиком, которые беспардонно громко разговаривали: мол, мешаете, господа, я с детьми работаю. Во как! На иностранцев - чтобы расслышать Ксюшин вопрос! Такого уровня профессионал встретился нам (хоть мы и обошли почти что все музеи Москвы) только однажды - в Хамовниках.
Рассказывала она захватывающе, со множеством берущих за душу деталей. Я уже говорила, что мои дети в то время почему-то близко к сердцу воспринимали Пушкина, а когда мы вошли в его кабинет, они даже шмыгать носами перестали. Вон же тот самый диван, на который положили раненого Пушкина!.. Где пятна крови?.. "А теперь гляньте в окно, на ту сторону Мойки. Видите дом, куда побежали за Арендтом, врачом? Рядом с его домом - кондитерская Вольфа и Беранже, в которую Наталья Николаевна с детьми хаживали покупать сладости"... Дети слушали, затаив дыхание, с круглыми глазами.
А дальше случилось невероятное. Экскурсоводша наша (до чего умные дети могут довести), по-шпионски оглядываясь по сторонам, открыла ключом шкафчик с точными копиями пистолетов Пушкина и Дантеса и... предложила детям их потрогать! Может быть, в благодарность за пристальное внимание к подробностям, за хорошие вопросы, за интерес к тому, что она сама любит?..
Мы, взрослые, еще долго потом сидели во дворике и сторожили куртки - ждали детей, которые выстроились в очередь к "Книге отзывов". Их не устроила моя запись от имени всех. Нет, каждый хотел написать пусть одно предложение, но от себя лично.
Петропавловка
А
Нна Игоревна. С Мойки мы отправились в Петропавловскую крепость. С погодой творилось что-то неладное. И как раз когда мы были посередине Тучкова моста и совершенно беззащитны перед стихией, она на нас и обрушилась. Шквальный ветер с градом. Бьет по лицу - аж больно. Видимость нулевая. Ужас!
Зонтов не хватало. Андрей дал зонт мне и отправил под него четверых детей, а сам шел без зонта. У М.В. зонт ветром выворачивало-выворачивало, пока спицы не посыпались. Кого-то частично спасали капюшоны. Но низ у всех был мокрый - текло и хлюпало.
Кое-как прошли этот мост проклятый и забежали в ближайшую подворотню. Темно. Дождь. Грязные дома. Какие-то, казалось, зловещие люди... Мы в кучку сбились. Холодно, мокро. Я еще тогда переживала, что все попростужаются (никто, кстати, не заболел!)....
У нас с собой было две пачки печенья, оставшиеся от сухого пайка, который брали из Москвы. Вышло по два с половиной печенья на брата. Пока мы ими утешались, дождь кончился. Мы повылезали из подворотни и пошли в крепость. Сумерки. Настроение мрачное. Если б крепость закрылась у нас перед носом, это было бы уже чересчур... Мы попали в последнюю экскурсию.
Тюремный двор. Казематы. Свет тусклый. Один повесился, другой себя сжег. Бр-р!.. Выходим на Неву - и тут не веселее. Темно, мрачно, вода так маслянисто блестит. И опять: наводнение такого-то года, сякого-то года, уровень воды такой-то, столько-то человек погибло... У меня было ужасное настроение. Предчувствие, что сейчас должно что-то страшное случиться.
И тут Саша, ма-аленький такой мужичок-с-ноготок, говорит: "А где мой рюкзак? Я забыл в подворотне!" - и начинает очень громко рыдать. М.В., добрая душа, говорит: "Да ладно, никуда не денется твой рюкзак! На обратном пути заберем". Санек продолжает рыдать. В итоге Андрей с Валеркой пошли за рюкзаком.