Лексико-грамматические игры и упражнения. €

• Викторина «Вопросы — ответы». Логопед показывает картинки животных и задает детям вопросы:

—Кто это?

—Назовите части тела.

—Это домашнее или дикое животное?

—Где оно живет? Как называется его дом?

—Чем питается?

—Как называют детенышей этого животного?

• «Назови членов семьи»:

заяц — зайчиха — зайчонок;

кот — кошка — котенок;

еж — ежиха — ежонок;

корова — бык — теленок и т.д.

• « Чей домик ?» Для игры необходим изготовленный из картона макет —домик на опушке леса.

Детям раздаются картинки с изображением домашних и диких животных. Они по очереди подходят к доске и вставляют картинку в соответствующий карман, комментируя: «Волк —дикое животное, он живет в лесу» или «Кошка — домашнее животное, она живет около человека».

Развитие связной речи

• Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ-сравнение «Лошадь и белка»:

«Лошадь — домашнее животное, а белка —дикое животное. Ло­шадь живет около человека, а белка —в лесу. Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву и сено, а белка грибы и орехи».

Психоречевая гимнастика

• «Четвертый лишний». Ребенок называет лишнее животное и повторяет цепочку из трех оставшихся слов:

волк — лиса — еж — кошка;

овца — лось — лошадь — свинья и т.д.

• «Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т.д.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [г] и [г']

• Характеристика звуков (согласные — не поются, звонкие — произносятся с голосом, твердый и мягкий, при произношении—язык «горкой»).

• Выделение звука [г] из ряда слов: газета, игра, бумага, нога, Гоша.

• Выделение звука [г'] из ряда слов: гиря, гитара, ноги, гимнастика.

• Повторение слоговых цепочек:

га га га-гя гя гя;

го го го-гё ге гё;

гу гу гу-гю гю гю;

гы гы гы-ги ги ги;

гэ гэ гэ-ге ге ге.

• «Один — много»: нога —ноги (книга, бумага, дорога, подруга, фляга, штанга, слуга, серьга, бродяга, телега, бедняга, шпага).

Мягкий звук [г'] подчеркивается ласкательной интонацией и выразительным артикуляционным укладом.

•«Какой звук потерялся?» Логопед произносит предложение, а дети называют «потерявшийся» звук.

На полке лежит кни...а.

На стене висит ...итара.

На небе появилась раду...а.

Дедушка читает ...азету.

Брат поднял тяжелую ...ирю.

В небе раздался ...ром.

Бабушка печет пиро...и.

•«Что для Гали, а что для Гены?» Дифференциация картинок, выставленных на доске.

Гном для Гали.

Гиря для Гены.

Газета для Гали.

Пироги для Гены.

Лягушка для Гали.

Гитара для Гены.

Книга для Гали.

• «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слова гном.

Тематический цикл «Дикие животные холодных стран»

(двадцать третья неделя)

Дети должны усвоить:основные названия животных и их детенышей, названия частей их тела, где живут, чем пита­ются, как передвигаются.

Лексический материал:белый медведь, олень, морж, тю-

лень, заяц, овцебык; ласты, клыки; прорубь; ползать, пры­гать, спасаться и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа. Логопед сопровождает чтение показом предметных картинок:

Моржу дам — молока,

Мишке белому—медка,

Рыбку дам —тюленю,

Травку дам — оленю.

• « Чьи детеныши ?» Составление сложных предложений с союзом а.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

У медведя медвежонок, а у кошки ... .

У тюленя тюлененок, а у коровы ... .

У пингвина пингвиненок, а у волка ....

У оленя олененок, а у лисы ... .

• «Кто около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске картинки с изображением животных. Логопед задает вопросы.

Кто около тюленя? — Около тюленя медведь.

Кто около пингвина? — Около пингвина олень.

Кто около медведя? — Около медведя заяц.

Кто около моржа? —Около моржа тюлень.

Кто около оленя? —Около оленя песец.

Развитие связной речи

• Составление рассказа-сравнения «Морж и еж» по картинкам и вопросам логопеда:

«Морж живет на севере, а ежик —в наших лесах. Морж большой, а ежик маленький. Морж гладкий, а ежик колючий. У моржа ласты, а у ежа лапки. Морж любит рыбу, а ежик —грибы, яблоки и мышей».

Психоречевая гимнастика

• «Найди ошибку»

У моржа ежонок.

У оленя львенок и т.д.

• Речевая подвижная игра. Дети произносят двустишие, топая поочередно ногами на каждый слог:

По снегу шел олень И гулял он целый день.

• «Повтори без запинки». На доске четыре предметные картинки, например, олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Наши рекомендации