Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
Организация практики
Практика организуется на 1 курсе, в 1 семестре, 4 недели. Студенты проходят практику группами под руководством одного руководителя в педагогическом колледже. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями (сквозная) по дням (неделям).
Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не более 6-ти часов на очном отделении, и 4-х на очно-заочном и заочном отделениях.
Содержание практики
Практика проходит в 2 этапа. Продолжительность практики - 4 недели.
В 1-ый период каждый студент должен:
1.Осуществить общее знакомство с колледжем: - материальной базой, организационными основами, составом преподавателей, учащихся, историей и традициями, режиме работы, правилами внутреннего распорядка (пишется во введении).
2. Ознакомиться с учебно-образовательным процессом: Ознакомится с программами дисциплин;
пронаблюдать и проанализировать не менее 3 занятий, проводимых преподавателем педколледжа;
изучить особенности внеклассной учебной работы, контроля за самостоятельной работой учащихся.
3. Ознакомиться с особенностями воспитательной работы со студентами (изучить планы классных руководителей, личные дела учащихся, бытовые условия, используя для этого наблюдения, беседы с преподавателями, учащимися, активом группы в др.)
4. Составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя практикой педколледжа.
Во второй период студент - практикант должен:
1. Разработать и провести 3 занятия (1 конспект по педагогике, 1 — по психологии, 1 — по методике), предварительно изучив литературу, проконсультировавшись у руководителя педпрактикой, который, осуществляя допуск к занятию, заверит конспект подписью.
2. Осуществлять учебно-воспитательную работу вне занятий:
проводит работу в качестве классного руководителя (используя индивидуальные каналы общения, работу с активом, включаясь в общественную жизнь педколледжа, отделения;
разрабатывает и проводит 1 внеклассное мероприятие.
3. Выполнить задания по психологии (Приложение 3.)
проводит психодиагностику, обработку диагностического
материала;
- составив психолого-педагогическую характеристику на одного из студентов;
4. Изучить методическую работу колледжа, ее содержание, формы.
В ходе практики студенты вуза организуют работу по подготовке и сбору материалов для выставки по итогам педагогической практики (фотомонтаж, стенд или альбом, отражающий деятельность студенток в школе, самодельные приборы, наглядные пособия, стенгазеты, таблицы, лучшие конспекты уроков, психолого-педагогические дневники, рефераты по НИР С и т.д.), обеспечивают доставку этих материалов на заключительную конференцию.
На протяжении всего периода практики студент ведет дневник; занятия проводятся в присутствии руководителя, преподавателя, студентов - практикантов.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и умениям студента
При оценивании каждого вида деятельности студентов 1 курса рекомендуется воспользоваться следующими критериями:
1. Уровень овладения студентами знаниями:
интерпретация научных фактов в соответствии с особенностями
аудитории,
логика построения содержания учебного материала аргументированность предполагаемого учебного материала.
2. Уровень сформированности профессиональных умений педагогической деятельности преподавателя колледжа:
умение активизировать учебно-познавательную деятельность
студентов
умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях со студентами
умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.
3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности:
самостоятельность в разработке содержания самостоятельность в разработке методики проявление творчества в педагогической деятельности владение педагогической импровизацией.
4. Личностное отношение студентов к практике: проявление интереса к практике дисциплинированность студента
активность в приобщении к методической работе преподавателя инициативность в организации различных форм работы со
студентами
5. Качество оформления и своевременность сдачи документации:
соответствие требованиям эстетика оформления своевременность оформления своевременность сдачи Подведение итогов
1. Дневник с выполненными заданиями.
2. Отчет по практике.
По итогам практики студентам выставляется, дифференцирована
оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)
Методическое сопровождение педагогической практики 7. Отчет по практике (титульный лист приложение 1)
Выполнение плана педагогической практики.
Количество и анализ посещенных занятий, их обсуждений, результаты посещений. _____________________________________________
У учителей (Ф.И.О.) | У студентов (Ф.И.О.) |
Посещено внеурочных. | |
Посещено уроков | |
Количество участий в обсуждениях | |
Ознакомление с работой | по выбранному направлению, е |
самостоятельное проведение: |
выводы о состоянии работы, сделанные на основе наблюдений студента во время посещения мероприятий, бесед со студентами и преподавателями, анализа документации,
содержание работы, проведенной студентом; цель, характер и форма поведения,
изучение особенностей работы по выбранному направлению, характер трудностей, испытываемых студентом в этом виде работы составление справки о состоянии дел по выбранному направлению, предложения по совершенствованию работы.
2. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.
3. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.
Задание 2 (пишется во Введении)
1. Содержание педагогической практики
2. Расписание звонков
3. Расписание занятий
4. Индивидуальный календарный план работы студента-практиканта
5. Анализ посещаемых уроков учителей и студентов, результаты обсуждения.
6. Анализ мероприятий студента-практиканта.
7. Результаты наблюдений за учащимися класса.
8. Другие формы работы студента в период практики.
9. Контрольный лист посещаемости студента в период практики
преподавателями университета
Примерная схема анализа урока
1. Общие сведения ( дата, предмет, класс, Ф.И.О. учителя, тема урока).
2. Цель посещения урока.
3. Цели урока и их достижение.
4.Организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудования: и кабинета к уроку).
5. Обоснованность выбора типа урока, его структуры и содержания.
6. Эффективность используемых методов и приемов обучения. Методы изучения нового материала, закрепления, контроля, оценки знаний.
7. Наглядность на уроке Использование демонстрационного и лабораторного эксперимента. ТСО.
8. Деятельность учащихся (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура труда и речи).
9. Деятельность преподавателя (умение организовать работу класса, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культура речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид).
10. Результаты урока (достижение цели, выполнение плана, замечания и пожелания практикант).
Самоанализ пройденной практики (в Заключении)
Что понравилось и не понравилось во время прохождения?
Как удалось почувствовать аудиторию в новом ролевом статусе?
Сумел(а) ли я найти способы или приемы вызвать с первых минут активность каждого студента и поддержать ее на всем занятии?
Сумел(а) ли я найти способы плавного перехода от одного этапа занятия к другому?
5.. Сумел(а) ли я добиться усвоения знаний и умений каждым студентом. Каков критерий эффективности?
6. Удалось ли мне сломать психологический барьер принятия новой социальной роли?
6. Что бы я изменил (а) в проведении практики в следующий раз?
В Приложение нужно включить все дополнительные материалы: тестовые бланки, бланки ответов и т.д.
ГБОУ ВО РК «КИПУ»
Факультет психологии и педагогического образования
ОТЧЕТ по педагогической практике в педагогическом колледже №
Групповой руководитель практики: Факультетский руководитель практики:
Выполнил(а): Студента(ки) курса Очно-заочного отделения Специальность «Педагог-психолог» Ф.И.О.
Симферополь, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Организация учебно-образовательного и воспитательного процесса в педагогическом колледже.
1.1. Учебно-образовательный
процесс................................................................................................... хх
1.2. Воспитательный процесс......................................................................... хх
ГЛАВА 2.
2.1. Конспект занятий....................................................................................... хх
2.2. Психодиагностика...................................................................................... хх
Заключение....................................................................................................... хх
Список литературы........................................................................................... хх
Приложение
Приложение 3
Примерное оформление работы с диагностическими случаями
(на примере работы с дошкольником)
Диагностический случай.
Запрос поступил от родителей ребенка: мальчик стал очень пугливым, напряженным, нервным, необщительным.
Данные, сообщенные воспитателем: ребенок не плохо занимается, но все время «отвлекается», неожиданно и беспричинно нападает на других детей. Имеются проблем с поведением и общением.
Гипотеза: у мальчика повышенная тревожность, связанная с возможным разводом родителей, проблемами, трениями внутри семьи.
Обоснование: беседа с воспитателем, родителями ребенка, наблюдение за ребенком со стороны.
Ф.И.О., пол, возраст испытуемого: Коля П., муж., 6 лет.
Дата, время и условия проведения тестирования: 20.06.08 в 11:30, 02.07.08 13:00,07.07.08 в 16:30.,в 14.45.,04.07.08г.
Применяемые методики:
1. Методика«Рисунок человека».
Цель: Определение индивидуальных особенностей личности ребенка. Используемый материал: Лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: «Нарисуй человека, какого хочешь». Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На все уточняющие вопросы ребенка отвечать уклончиво, например: « Ты начни, а дальше легче будет...»
Порядок проведения: После того как рисунок завершен, исследователь должен спросить у ребенка, все ли он нарисовал, а затем перейти к заключительной беседе, которая строиться на основании рисунка, его особенностей и анализа элементов, в процессе которой исследователь может прояснить все неясные моменты рисунка. Вывод: у ребенка наблюдается нарушение ровного течения эмоционального фона, имеются проблемы в семье и в общении с другими детьми, самооценка заниженная, неадекватная, ребенок не чувствует себя защищенным, испытывает тревогу, робкий.
2. Методика«Рисунок семьи»
Цель: выявить представление ребенка о семье и о своем положении в
ней.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
Используемый материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Вывод: ребенок чувствует себя отверженным, разрушена целостность семьи; Коля неудовлетворен своей семьей, а именно эмоциональными контактами; к отцу испытывает негативное отношение. Наиболее значимым человеком в семье является бабушка (протокол №2).
3. Методика «Дом, дерево, человек», Дж. Бак (1948).
Цель: Оценка сферы испытуемого, касающаяся сферы его
взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Используемый материал: бумага, простой карандаш.
Инструкция: « Возьми один из карандашей. Нарисуй дом настолько хорошо, насколько сможешь. Можешь нарисовать дом любого типа, какой тебе захочется. Можешь стирать нарисованное сколько угодно - это не отразиться на твоей оценке. Только постарайся нарисовать дом как можно лучше».
Вывод: Ребенок испытывает значительные трудности в общении, чувствует себя незащищено и испытывает недоверие к себе.
4. Методика «Определение страха».
Цель: определить какие переживания ребенка лежат в основе его страхов и каким именно страхам подвержен ребенок.
Инструкция: Начать спрашивать о страхах по предполагаемому ниже списку( 29 )вопросов, при этом вопросы следует делать доступными для понимания в этом возрасте. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.
При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты" или "боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И последнее: лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его.
Вывод: число выявленных страхов у 6-летнего мальчика составило 12. Из этого следует, что ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это необходимо обратить внимание.
Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми.
По данным методикам гипотеза подтвердилась.
Психодиагностическое заключение: (написать общее по всем методикам)
Рекомендации родителям:
*Более критично подходить к своим отношениям с ребенком, собственным страхам и тревогам.
* Учитывать интересы ребенка.
* Демонстрирование в игровой форме социально желательных форм поведения. Чтение сказок, просмотр мультиков, с обязательным их обсуждением. Постоянное обращение внимание ребенка на эмоциональное состояние окружающих и свое собственное, вербализация чувств. * Родителям разговаривать при ребенке только спокойным голосом. Оградить ребенка от присутствия, при любых выяснениях отношений в семье.
* Обеспечить единство в подходе к ребенку.
Обязательно соблюдение режима дня. Рекомендации воспитателю:
* Стараться мотивировать ребенка не при помощи наказаний, а при помощи поощрений.
* Установить положительный психологический климат со всеми детьми в группе.
Рекомендуемая литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М., 2005.
2. Альманах психологических тестов / Под ред. P.P. Римского. М.: АСТ- ПРЕСС, 1995.
3. Головей Л. А., Рыбалко Е.ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, 2002.
4. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М., 2001.
5. Диагностика школьное дезадаптации. М., 1993г.
6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие, М., 1998.
8. Лучшие психологические тесты, М., 1992г.
9. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов-на- Дону: «Феникс», 2001.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2002.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты, Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 200.
12. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. М., 1999.
13. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.