Тема 8 Русский народный танец.
Пояснительная записка
Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
Танец имеет разные средства выразительности:
- гармонические движения и позы,
- пластика и мимика,
- динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,
- темп и ритм движения,
- пространственный рисунок, композиция.
- костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы. В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.
Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми которые танцуют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют на показ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.
Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.
Появившийся в австрийской области Ландль парный круговой трехдольный танец ландлер постепенно превратился во всем известный и всеми любимый вальс. На рубеже XVIII и XIX веков, завоевав Вену, вальс быстро распространился по многим странам. Во второй половине 19 века в сценическом танце возникает танцевальный лейтмотив. Лейтмотив — «музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного образа музыкального произведения». Большое внимание уделяется согласованности солистов танца и кордебалета и других участников. В это время появились пуанты — «специальная обувь, дававшая возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах», что дало возможность разрабатывать новый, виртуозный стиль. В конце 19 века появился танец «модерн» — свободный, пластический или ритмопластический танец. В 19 — начале 20 веках появляются специальные помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танцевальные бары, залы, садовые площадки).
Программа кружка "Современные танцы" создана для студентов 1- 4 курсов. Рассчитана на 160 часов.
Занятия проводится два раза в неделю. Делится на теоретические и практические занятия.
Направленность образовательной программы:
Художественная— направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Новизна образовательной программы:
Предлагаемая программа содержит в себе вариативность в рамках искусства современных танцев в части набора учащихся и составления танцев по возрастам и степени подготовленности. Работа в коллективе ведется по оригинальной методике, включающей в себя знания, умения и навыки танца, азы классического танца, элементы художественной гимнастики, современные направления хореографии – модерн, джаз, элементы акробатики, дыхательной гимнастики.
Актуальность:
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.
Педагогическая целесообразность:
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации танцевальное объединение, органично вписываясь в единое образовательное пространство учебного заведения, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию творческого сознания. Реализация задач деятельности объединения идет через коллективную работу.
Цель программы:
Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами танцевального искусства.
Формирование интереса к изучаемой программе у обучающихся.
Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия танцами.
Задачи программы:
Воспитательные задачи
1. Воспитание чувства коллективизма у учащихся посредством участия в массовых танцах (концертная деятельность)
2. Воспитание и пробуждение в каждом учащемся самостоятельной, творчески мыслящей личности, самоуважения и уверенности в себе
3. Приучение к преодолению трудностей, ответственности, воспитание силы воли
Развивающие задачи
1. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа
2. Развитие навыков координации
3. Развитие у танцоров воображения, артистизма с помощью усовершенствования навыков импровизации под музыку, самостоятельное составление вариаций танцевальных фигур по танцам
4. Развитие профессиональной, зрительной и музыкальной памяти
Обучающие задачи
1. Обучение движению в ритме и темпе, заданном музыкой
2. Приобщение к миру танцев, знакомство с различными направлениями, историей и географией танцев, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, что развивает и внутренне обогащает, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром
3. Закрепление и дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и умений
Отличительные особенности данной программы:
Особенностью данной программы является то, что учащиеся изучают танцы общепринятые во всем мире. Их знают и умеют танцевать во всем цивилизованном обществе, они стали неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Учащиеся постигают язык танца, с помощью которого могут общаться люди, не зная разговорного языка друг друга.
Возраст обучающихся:
Программа адресована подросткам 11—18 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения 144 часа.
Режим занятий:
Для воспитанников занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы занятий:
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, которые могут сопровождаться объяснением материала, тренингами, семинарами. Практическая часть представлена в виде изучения и отработки хореографии.
Формы работы:
Групповая, индивидуальная.
Предполагаемые результаты выполнения программы:
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- увеличение количества подростков, вовлеченных в танцевальное движение;
- участвовать в акциях, концертной и конкурсной деятельности, организуемых в СШ №18, городе, районе, области.
Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе:
Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в танцевальной деятельности.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- Участие в концертах
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика занятия | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Тема1. Вводное занятие | ||||
Тема2.Что такое танец? Знакомство с планом работы | ||||
Тема3.Основы балета. | ||||
Тема4.Морской танец. | ||||
Тема5.Джаз фанк. | ||||
Тема6.Реггитон. | ||||
Тема7.Модерн. | ||||
Тема8.Русский народный танец. | ||||
Тема9.Контемпорари. | ||||
Тема10. Бальные танцы. Латина. Самба | ||||
Тема11.Бальные танцы. Латина. Ча Ча Ча | ||||
Тема12.Бальные танцы. Танго | ||||
Тема13.Бути дэнс. | ||||
Тема14.Хаус. | ||||
Тема15.Испанский танец. | ||||
Тема16.Эстрадный танец. | ||||
Тема17.Джаз модерн. | ||||
Тема18.Стрип пластика. | ||||
Тема19.Go Go. | ||||
Тема20.Хип хоп. | ||||
Тема21.Дэнсхэлл. | ||||
Тема22.Индийский танец. | ||||
Тема23.Восточный танец. | ||||
Тема24.Поло дэнс. | ||||
Тема25.Локинг. | ||||
Тема26.Поппинг. | ||||
Тема27.Итоговое занятие | ||||
Итого |
Тема 1 Вводное занятие
Знакомство. Создание танцевальной команды. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2 Что такое танец? Знакомство с планом работы.
Ознакомление с танцевальным движением, деятельностью танцевальных организаций в мире и России. Формирование навыков совместной работы. Знакомство с планом работы.
Тема 3 Основы балета.
Истрия балета. Изучение основных движений балета. Изучение связки и ее отработка. Упражнения на растяжку.
Тема 4 Морской танец.
Изучение танца морячков и егом отработка.
Тема 5 Джаз фанк.
История джаз фанка. Изучение танца в стиле джаз фанк и его отработка. Упражнения на растяжку.
Тема 6 Реггитон.
История реггитона. Изучение основных движений этого направления.
Тема 7 Модерн.
История модерна. Изучение основных движений в стиле модерн и небольшой связки. Упражнения на растяжку.
Тема 8 Русский народный танец.
История русского народного танца. Изучение основных движений и небольшой связки. Упражнения на растяжку.
Тема 9 Контемпорари.
История стиля контемпорари. Изучение и отработка связки в этом стиле.