Наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей

Старшая группа

Имя ребёнка Возникающие проблемы Помощь в преодолении
Соня М. Аня П. Быстро исчерпали сюжет в игре с макетом "Ферма" Предложить для игры фигурки людей, транспорт, хищников.
Егор П. Не подчиняется правилам других детей в игре "Строим город". Предложить себя в качестве партнёра, играть по установленным им правилам, попробовать включить в игру другого ребёнка, продолжить наблюдение.
Настя А. Вика П. Соня З. Настя М. Однообразный сюжет в игре "Парикмахерская" Расширить сюжет за счёт внесения в игру новых атрибутов для новых ситуаций: "Маникюрный салон", "Выезд мастера на дом", научить заплетать косы на шнурках.
Тимофей Серёжа Не могут вовлечься ни в одну игру, организованную другими детьми. Предложить необычный сюжет с ящерицами и земноводными. Построить для них жилища, препятствия, убежища, включить в сюжет хищников, охотников.

если имеет такую возможность, а если нет – обращается к специалисту или родителям.

Более подробные практические рекомендации поданному вопросу даны в «Педагогической диагностике».[5]

Подбор занятий для осуществления вариативного календарного планирования

Для того, чтобы эффективно реализовать вариативное календарное планирование, общие принципы осуществления которого описаны выше, необходимо иметь значительный фонд описаний занятий[6], единообразно оформленных и соответствующим образом классифицированным.

Классификация описаний занятий играет особую роль, так как позволит оперативно осуществить выбор актуального на данный момент занятия.

Основания классификации занятий могут быть следующими:

– типология культурных практик Коротковой Н.А.;

– содержание образовательной деятельности;

Сказанное выше распространяется на все культурные практики, за исключением чтения художественной литературы (подбор текстов не связан с результатами диагностики), сюжетной игры (будет рассмотрена ниже особо). В данном контексте рассмотрим продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельности.

Каждая из них имеет субкатегории. В продуктивной деятельности это тройная классификационная структура, и весь массив возможных занятий может разделен:

– на основании типа работы;

– на основании культурно-смыслового контекста;

– на основании типа обрабатываемого материала.

Перечислим возможные варианты каждой из категорий.

Тип работы: по образцам; с незавершенными продуктами; по графическим схемам; по словесному описанию.

Культурно-смысловой контекст ("упаковка"): изготовление предметов для игры, создание собственной художественной галереи, создание коллекций, создание макетов, создание книги и мн. др.

Способ обработки материала: рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

В результате, для того, чтобы каждое занятие было определено в рамках классификационной системы (что позволит его в дальнейшем без труда отыскать и использовать по назначению), в его описании должно присутствовать три строки. Например, данные строки могут выглядеть следующим образом:

Тип работы: по образцу

Культурно-смысловой контекст: создание театра

Способ обработки материала: аппликация, рисование

Для познавательно-исследовательской деятельности классификационная структура едина: тип исследования (опыты, коллекционирование, "путешествие по реке времени", "путешествие по карте"). Разумеется, он также должен быть указан в описании занятия. В данном случае, строка будет одна.

Тип исследования: опыты

Содержание образовательной деятельности указывается посредством ключевых слов. Такая строка может выглядеть следующим образом:

Ключевые слова: осень, грибы

В дальнейшем, когда содержание "Детского календаря" станет более стабильным, целесообразно указывать страницы, с которыми связано содержание занятия.

Указанные строки дополняются технической информацией:

Название, возрастная категория:

Автор:

Материалы и оборудование:

Возможное продолжение занятия:

Действия взрослого описываются кратко, оставляя возможность для импровизаций непосредственным исполнителем.

Приложения

(Возможные варианты оформления блоков рабочей программы)

Приложение 1

(Распорядок дня)

«СОГЛАСОВАН» «УТВЕРЖДЕН»

«_____»____________20__ г. «____»______________20__ г.

Примерный распорядок дня

группа «_______________» (3-4 года)

(холодный период)

Время Вид деятельности Содержание образовательной деятельности
7.00-8.00 Прием детей Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО. Организация детской деятельности, трудовые поручения, чтение художественной литературы
8.00-8.50 Подготовка к завтраку. Завтрак Проведение утренней гимнастики. Гигиенические и закаливающие процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи.
  8.50-10.00 Подготовка и совместная деятельность взрослых и детей РАСПИСАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАЛОВ И КАБИНЕТОВ или РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ, а также проведение игр-занятий в группе по продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности  
понедельник вторник среда четверг пятница
         
         
           
10.00-12.00 Самостоятельная деятельность детей/ Подготовка к прогулке/ Прогулка/   Возвращение с прогулки Организация и координация самостоятельной деятельности детей.   Обучение навыкам самообслуживания при одевании на прогулку.   Прогулка: наблюдения в природе, трудовые поручения, игры, индивидуальная работа с детьми.   Чтение художественной литературы
12.00-12.40 Подготовка к обеду/Обед/   Подготовка ко сну Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи. Чтение художественной литературы.
12.40-15.00 Сон  
  15.00-15.30 Подъем   Полдник Постепенный подъем/ Проведение гимнастики пробуждения. Закаливающие процедуры. Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания.
  15.30- 16.55   Организация игровой деятельности/ Самостоятельная деятельность детей   Сюжетные, игры с правилами, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, кружки, развлечения, досуги. Организация и координация самостоятельной деятельности детей. Индивидуальная работа
16.55-17.15 Ужин Гигиенические процедуры. Прием пищи. Обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания во время приёма пищи.
17.15-18.30 Подготовка к прогулке / Прогулка. Организация различных видов детской деятельности
18.30-19.00 Возвращение в группу Чтение художественной литературы. Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО.

Приложение 2

(Возможный вариант тематического плана на год)

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ГОД (3-4 года)

Круг событий Методические рекомендации к Программе «Миры Детства: конструирование возможностей» Неделя Темы (культурно-смысловой контекст)
Осень: Сентябрь «Здравствуй детский сад» адаптации детей к новым условиям с постепенным привлечением их к освоению культурных практик «Впервые без мамы»  
Октябрь Краски и дары природы «Первые шаги детей к самообслуживанию»  
Ноябрь День Матери «Первое знакомство детей с видами продуктивной деятельности»
Зима:   Декабрь Новый год «Первый новогодний праздник детей в детском саду»
Январь Рождество, Святки     Планирование образовательной деятельности с использование материалов «Детского календаря»    
Масленица Февраль 23 февраля
Весна:   Март 8 марта
Апрель День Смеха
Май Праздник, посвященный окончанию учебного года Повтор и закрепление материала    
Вот и стали мы на год взрослей…
Лето Июнь Июль Август Праздники и спортивные досуги Летне-оздоровительный период Лето

Приложение 3

(Возможный вариант планирования на неделю[7])

Варианты форм планирования[8]

Вариант 1

Дата/ Период проведения Тема занятия, деятельности Культурные практики Содержание, культурно-смысловой контекст Примечание (№ конспекта, карточки в картотеке) Корректировка содержания
           
           
           
           
           

Вариант 2

Тема Содержание работы Период Корректировка
       
       
         

Приложение 4

(Возможный вариант оформления занятия)

Вариант оформления занятия:

Название  
Возраст  
Культурная практика  
Тип работы/тип исследования  
Культурно-смысловой контекст/ключевые слова  
Источник/автор  
Использование материалов Детского календаря  
Комментарии:  
Материалы и оборудование  
Ход занятия:  
Возможное продолжение занятия:  

Приложение 5

Наши рекомендации