Требования ГОС к содержанию дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА

Направление подготовки 030600.62 Журналистика

Санкт-Петербург 2011

Кафедра журналистики

Составители доцент кафедры журналистики СПбГУП, кандидат филологических наук Виннийчук А.В., кандидат педагогических наук Молчанова О. И.

Рецензенты:
доцент кафедры связей с общественностью, истории и политологии
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат философских наук Стегарев С. Т.;

Доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП, кандидат философский наук Ставцева О. И.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Профессиональная этика журналиста» преподается студентам, обучающимся по направлению «Журналистика».

Цель дисциплины - сформировать у студентов комплексное представление о неразрывном единстве профессиональной журналистской деятельности с требованием соблюдения этических норм.

Задачи дисциплины включают:

· овладение студентами теорией профессиональной этики, категориальным аппаратом дисциплины;

· приобретение необходимого объема знаний по истории становления и развития профессиональных этических норм;

· формирование у студентов личностных установок, включающих в себя осознание сложности журналистской деятельности и ответственности за нарушение норм профессиональной морали и нравственности;

· усвоение студентами системы этических принципов и норм, принятых в современном журналистском сообществе;

· формирование навыка поведения в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, умения вырабатывать стратегию и тактику журналистского поведения на основе усвоенных профессиональных этических норм;

· овладение методикой поиска оптимального этического решения в различных ситуациях, с которыми сталкивается журналист в своей профессиональной деятельности.

Главные проблемы, термины и понятия дисциплины:

Профессиональная этика как наука и проблема практики.

Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества.

Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества.

Базовые профессионально-этические принципы журналистики. Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста.

Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Изучаемый в рамках дисциплины учебный материал связан со следующими дисциплинами: «Основы журналистики», «Теория и методика журналистского творчества», «Правоведение», «Психология журналистики», «Социология журналистики» и др.

Изучение дисциплины предполагает лекционные, практические (в том числе семинарские) занятия и самостоятельную работу студентов.

На практических и семинарских занятиях применяются разнообразные методики и методы обучения: дискуссии, доклады, сообщения, деловые игры и т. д.

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

· подготовку сообщений для обсуждения на семинарских и практических занятиях;

· знакомство с практикой современных массмедиа;

· анализ проблем современной профессиональной этики на основе материалов СМИ.

В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика журналиста» студент должен:

знать:

· общее и особенное в соотношение журналистской этики и журналистского права;

· этические требования закона РФ «О средствах массовой информации»;

· этические требования других нормативных документов журналистского законодательства;

· этические принципы в российской и зарубежной журналистике;

· меры защиты журналистов и ответственности за этические нарушения;

уметь:

· оценивать этические коллизии, возникающие в журналистской практике;

· анализировать связь журналистской практики с требованиями Кодекса этики российского журналиста;

· давать экспертную этическую оценку журналистским публикациям;

· получить навыки:

· применения этических принципов и норм в будущей практической работе;

· повышения уровня этической компетентности;

· практического применения знаний, полученных при изучении дисциплины «Профессиональная этика журналиста».

С целью определения качества усвоения учебного материала проводится оперативный контроль в форме устных фронтальных опросов, проверки результатов самостоятельной работы по анализу материалов СМИ, тестов.

Итоговой формой контроля знаний студентов по дисциплине является экзамен.

Требования ГОС к содержанию дисциплины

«Профессиональная этика журналиста»

Профессиональная этика как наука и проблема практики. Понятие морали и профессиональной морали.

Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике.

Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент. Этические проблемы журналистской практики.

Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества. Понятие о профессиональном сознании трудовой группы, его структуре и формах, в которых оно существует. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества.

Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста. Профессионально-нравственные взгляды, чувства, поступки как формы проявления профессионально-нравственной зрелости журналиста.

Структура профессионально-этического журналистского сообщества. Категории, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста (профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональное достоинство, профессиональная честь).

Базовые профессионально-этические принципы журналистики.

Профессионально-этические нормы, направляющие поведение журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист — адресат информации, журналист — действующие лица публикации, журналист — источники информации, журналист — внештатные авторы, журналист — коллеги, журналист — представители власти).

Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов. Экономическая, правовая, деонтологическая природа коллизий и поиск путей их разрешения.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей.

Положения об общественных структурах профессионально-этического самоконтроля журналистских организаций России.

Тематический план

(очная форма обучения)

№ п/п Название темы Всего часов Всего ауд. час. Лек- ции Практ. занятия (семинары) СРС
1. Профессиональная этика
2. Профессиональная мораль журналиста
3. Принципы журналистской морали
4. Нравственная практика журналиста
5. Служебная этика журналиста
6. Этика взаимоотношений журналиста и аудитории
7. Этика взаимоотношений журналиста и источника информации
8. Этика взаимоотношений журналиста и его героя
  Итого:

(заочная форма обучения)

п/п Название темы Всего часов Всего ауд. час. Лек- ции Семи- нары СРС
1. Профессиональная этика - - -
2. Профессиональная мораль журналиста - - -
3. Принципы профессиональной морали
4. Нравственная практика журналиста - - -
5. Служебная этика журналиста - - -
6. Этика взаимоотношений журналиста и аудитории - - -
7. Этика взаимоотношений журналиста и источника информации
8. Этика взаимоотношений журналиста и его героя - - -
  Итого:

Содержание дисциплины

Наши рекомендации