Постановка физиологического и речевого дыхания
У детей с врожденным расщеплением губы и нёба отсутствует нёбно-глоточное замыкание, что мешает развитию нормальной функции речевого дыхания с момента рождения ребенка. Выдыхаемая струя воздуха, выходя одновременно через нос и рот, быстро ослабевает, воздух в полости рта не имеет давления, необходимого для образования различных артикуляторных смычек, что становится одной из причин тяжелого нарушения звукопроизношения — звуки речи приобретают назальный оттенок.
Развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот
Начинать работу по коррекции дыхания, ввиду значительной утечки воздуха в процессе речи через нос, рекомендуется с выработки навыка направления воздушной струи через рот, чтобы обеспечить достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных фонем. В первые месяцы обучения практикуют разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель упражнений — научить детей осуществлять глубокий вдох с последующим достаточно сильным, длительным и экономным выдохом.
Упражнения на развитие навыка направлять выдыхаемую струю воздуха через рот:
1) поплевывание с зажатыми крыльями носа;
2) легкое дутье холодной струей на ватку, полоску бумаги;
3) легкое поддувание холодной струей плавающих в воде объемных целлюлозных игрушек;
4) легкое поддувание холодной струей бумажных фигурок, прикрепленных к деревянной стойке (бабочек, птиц, стрекоз, жучков, акробатов и т. д.);
5) легкое направленное сдувание или поддувание предметов через соломенные или пластмассовые трубочки;
6) легкое дутье через пластмассовые трубочки в посуду с водой до разбрызгивания воды;
7) пускание мыльных пузырей;
8) вращение струей выдыхаемого воздуха игрушечных ветряных мельниц, двигателей и т. п.
Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок, выполняя перечисленные упражнения, не заменил направленное дутье резким выдохом из глотки. После овладения данными упражнениями можно переходить к выполнению заданий, развивающих силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.
Упражнения на развитие силы и длительности ротового выдоха;
1) сдувание воздушной струей легких предметов, затем более тяжелых;
2) задувание свечи холодной струей на близком расстоянии, затем на дальнем;
3) приведение во вращение ветряной мельницы холодной струей на близком расстоянии, затем на дальнем;
4) легкое дутье через пластмассовые трубочки в посуду с водой до бурления воды;
5) надувание резиновых игрушек. При этом следует обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть игрушку: чем меньшее количество раз, тем совершеннее выдох;
6) игра на свистящих игрушках (свирели, дудочке, рожке и т. д.). Особенно эффективна игра на губной гармошке. Это упражнение преследует как бы три цели: удлинение выдоха, массаж мышц гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, гимнастику губной мускулатуры.
Упражнения на развитие силы и длительности выдыхаемой через рот воздушной струи проводятся сначала с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с открытыми и закрытыми и в заключение — с открытыми носовыми ходами. При этом широко используется зрительная, тактильно-вибрационная стимуляция, сравнение с образцом.
У детей с расщеплением губы и нёба значительно снижена жизненная емкость легких. Так, если у шестилетнего ребенка объем легких в норме составляет 1400 мл, то у его ровесника с расщеплением губы и нёба — 400 мл. Поэтому следующий этап работы — постановка диафрагмально-реберного дыхания для увеличения жизненной емкости легких и регулирования с помощью диафрагмы скорости и силы выдоха, использования при фонации грудного резонатора, удлиняющего выдох.