Для заочной формы обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Рабочая программа дисциплины

Современные средства оценивания результатов обучения

Направление / специальность подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) подготовки

Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

заочная
Кемерово 2015  

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Начальное образование»

В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Коды компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1   Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ·знать - о способах оценивания знаний; ·уметь: -осуществлять оценочную деятельность; ·владеть: -технологиями оценочной деятельности;
ПК-3 Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии ·знать: -теорию и технологии организации оценочной деятельности; ·уметь: - применять современные средства оценивания на практике для решения различных профессиональных задач; ·владеть: -современными методиками оценивания достижений учащихся;

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к учебному циклу Б3.ДВ.4.1. Вместе с дисциплинами «Педагогика», «Управление образовательными организациями», «Методическая работа в образовательной организации», «Образовательные технологии», «Организация досуговой деятельности», всеми видами практик участвует в формировании общекультурной компетенции ОК-1 и профессиональной компетенции ПК-3.

Дисциплина изучается на первом курсе во втором семестре и на втором курсе в первом семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 6 зачетные единицы (з.е.), 216 академических часа.

3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
Аудиторная работа (всего):
в т. числе:  
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен) зачет – 4 экзамен - 9

Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

для заочной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости  
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся  
всего лекции семинары, практические занятия  
1.   Виды, формы и организация контроля качества обучения   тест  
Оценка, ее функции   тест  
Рейтинг, мониторинг, «портфолио» как средства оценивания.   тест  
Тестирование в образовании   тест  
ЕГЭ   тест  
Система оценки планируемых результатов по предметам в начальной школе   тест  
Всего:   Зачет – 4 экзамен – 9  

Содержание дисциплины, структурированное по темам

Содержание лекционного курса

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Виды, формы и организация контроля качества обучения Классификация форм контроля качества обучения.Понятие «контроль». Функции контроля: контролирующая (управляющая), обучающая, диагностическая, воспитывающая, развивающая, прогностическая и ориентирующая, эмоциональная, социальная. Требования к контролю: всесторонность, индивидуальность, систематичность, стимулирующий характер. Основные принципы контроля: объективность; систематичность; наглядность; всесторонность; воспитательный характер. Виды контроля: предварительный; текущий; тематический; рубежный (поэтапный); итоговый; заключительный. Типы контроля за результатами деятельности учащихся: внешний, взаимный, самоконтроль. Условия эффективного функционирования системы педагогического контроля: объективность, гласность, незыблемость.
Оценка, ее функции Оценивание как компонент учебной деятельности. Цель оценочной деятельности учителя. Предмет оценочной деятельности. Итог акта оценивания – оценка. Педагогические умения, связанные с оцениванием результатов обучения. Сущность и роль оценки. Функции педагогической оценки. Безотметочная система обучения. Критерии оценки знаний учащихся.
3. Рейтинг, мониторинг, «портфолио» как средства оценивания. Понятия «рейтинг», «педагогический мониторинг», «портфолио». Виды рейтинга: по дисциплине, совокупный семестровый, заключительный, интегральный. Шкалы расчета рейтинга: 100-балльная, 20-балльная. Организация рейтингового контроля. Параметры рейтинговой системы. Основные требования при использовании рейтинга. Рейтинговая контрольная работа. Педагогический мониторинг: понятие. Виды педагогического мониторинга. Объект педагогического мониторинга. Основные этапы проведения мониторинга: подготовительный, аналитико-диагностическом, диагностико- прогностический, организационно- корректирующий, итоговый. Теоретическая основа разработки программы мониторинговых исследований.Мониторинговое исследование. Программа мониторингового исследования. Три функции программы мониторингового исследования: методологическая, методическая и организационная. Структура программы мониторингового исследования. Представление результатов мониторингового исследования.Требования при составлении аналитической записки.
Тестирование в образовании Развитие системы тестирования в России и за рубежом.Пионеры зарождения современной тестовой теории: Френсис Гальтон, Джеймс Мак-Кин Кэттелл, Джордж Фамер, Дж. М. Раис, К. Пирсон. Развитие тестирования в начале XX в.: А. Бине, Т. Симон, Л. М. Термен, Ч. Э. Спирмен, Л. Терстоун, Артур Синтон Отис, А. А. Маккол, Э. Торндайк. Развитие тестирования в середине XX в.: Дж. Кратволь, Б. Блум. Отечественная история тестирования.Постановление Наркомата по просвещению РСФСР от 31 (18)мая 1918 г. Постановление ЦК партии от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Тестовая комиссия (1925 г.). Деятельность по созданию тестов С. М. Василейского, Е. Гурьянова, П. П. Блонского, Л. С. Выготского. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Застой в разработке тестов и их применении с середины 30-х до конца 70-х гг. Работы Н. Ф. Талызиной и В. П. Беспалько в 1970 – 1980 гг. XXI в.: В. С. Аванесов. Г. С. Ковалева, В. А. Хлебников. Педагогическое измерение и теория латентных качеств личности.Учение о латентных качествах личности как о формализованных моделях вероятности. Категориально-понятийный аппарат тестирования.Сущность и понятие педагогического теста. Педагогическое задание. Показатель трудности теста и тестовых заданий. Специфическая форма тестовых заданий. Определение содержание при тестировании. Длина теста. Тестовое задание как структурная единица теста.Форма тестовых заданий (В. С. Аванесов, А. Н. Майоров). Требования к тестовым заданиям. Составные части тестового задания. Компьютерное тестирование и адаптивный тестовый контроль.Технологии тестирования: бланочно-компьютерная, компьютерная (автоматизированная). Адаптивный тестовый контроль. Современные тенденции к определению тестового инструментария и процедуры контроля.
ЕГЭ Контрольно-измерительные материалы в образовании. Современные подходы к объективной оценке учебных достижений. Показатели образовательных достижений школьников. Классификация учебных достижений. Понятие «таксономия педагогических целей». Требования к уровню подготовки учащихся. Принципы создания контрольно-измерительных материалов. Задания базового и повышенного уровней. Задания с развернутым ответом.
Система оценки планируемых результатов по предметам в начальной школе Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам как система личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария.

Темы и содержание практических занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Виды, формы и организация контроля качества обучения Организация контроля качества обучения.Требования к знаниям: однозначность, диагностичность, содержательность. Уровни деятельности: знакомство, воспроизведение, умение, трансформация. Планируемые результаты обучения различных уровней проверка: знаний, умений, навыков, усвоенных способов деятельности, уровня развития способностей. Традиционные формы контроля качества обучения: диктант; краткая самостоятельная работа; письменная контрольная работа; контрольная лабораторная работа; устный зачет по изученной теме; классический устный опрос у доски; фронтальный устный опрос. Нетрадиционные формы контроля качества обучения.Новые формы текущего контроля
Оценка, ее функции Оценивание как компонент учебной деятельности. Цель оценочной деятельности учителя. Предмет оценочной деятельности. Итог акта оценивания – оценка. Педагогические умения, связанные с оцениванием результатов обучения. Сущность и роль оценки. Функции педагогической оценки. Безотметочная система обучения. Критерии оценки знаний учащихся.
3. Рейтинг, мониторинг, «портфолио» как средства оценивания. Зарубежный и российский опыт по разработке и созданию портфолио учащихся. Термин «портфолио». Цель учебного портфолио. Задачи использования портфолио. Состав портфолио. Рамочные стандарты: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Преимущества и ограничения применения каждого раздела: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Вес « портфолио» в формировании образовательного рейтинга.
Тестирование в образовании Классификация тестов.Критериально-ориентированный тест. Нормативно-ориентированный тест. Классификация тестов по различным основаниям: по процедуре создания; по степени однородности задач; по средствам предъявления; по направленности развития и формирования человеческих качеств; по характеру действий;по ведущей ориентации; по характеру объективности;по степени ориентированности; по целям использования; по широте использования. Классификация тестовых заданий. Показатели качества тестов. Эмпирические требования к качеству тестовых заданий. Выборка стандартизированного педагогического теста. Надежность теста и проблема угадывания правильного ответа. Валидность тестовых результатов. Роль и значение невербальных материалов в тестировании. Методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования. Стандартизация и нормы.Сравнительная характеристика шкал. Перевод данных из одной шкалы в другую. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в процессе тестирования. Тесты достижений и тесты способностей. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в условиях тестирования их образовательных достижений
ЕГЭ Организация единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цели и порядок проведения ЕГЭ. Суть ЕГЭ. Причины введения ЕГЭ. Документы, регламентирующие порядок организации ЕГЭ. Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ.
Система оценки планируемых результатов по предметам в начальной школе Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Использование критериальной системы оценивания. Виды, методы, формы и объекты оценивания, в том числе: внутренняя и внешняя оценка; субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральная оценка, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценку обучающихся; оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания.

Наши рекомендации