Средства и методы тренировки.

Строевые упражнения.

Ходьба и бег в строю, передвижение приставными шагами и др.

Общеразвивающие упражнения при ходьбе.

Одновременные и попеременные, синхронные и асинхронные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах.

Упражнения для развития мышц туловища.

Наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловища. Одновременное и попеременное поднимание ног вверх из положения лежа на животе.

Из положения лежа на спине: поочередное и одновременное поднимание и опускание ног, круговые движения ногами, поднятыми до угла 45°, попеременное поднимание ног и туловища, поднимание туловища в положении сидя с фиксированными ногами и с различными положениями рук (вдоль туловища, на поясе, за головой).

Указанные упражнения выполняются сериями в различном темпе и с различной амплитудой, на количество раз или до утомления.

Упражнения для развития мышц ног.

Различные движения прямой и согнутой ногой в положении стоя и с опорой на различные предметы. Выпады с пружинящими движениями и поворотами. Выпрыгивание из глубокого приседа. Выпрыгивание вверх со сменой положения ног в полете. Прыжки с приземлением на толчковую ногу. Выпрыгивание вверх, одна нога на опоре. Прыжки вперед, в стороны, из положения присев. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

Легкоатлетические упражнения.

Бег на выносливость со средней интенсивностью.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основная направленность.

Подбирать упражнения надо таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные на развитие силы, скорости, координации движений должны, по своей структуре соответствовать основным техническим действиям.

В занятиях преобладают специальные физические упражнения, избираемые в зависимости от цели занятия.

Содержание.

Упражнения на развитие силовых способностей.

Упражнения для укрепления различных групп мышц без отягощений (подтягивания, отжимания и т.п.).

Упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при выполнении базовых движений.

Упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при выполнении базовых движений с отягощениями.

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.

Упражнения для развития гибкости.

Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.

Упражнения на развитие ловкости.

Общеразвивающие упражнения на согласованность движений, прыжки с разворотами, развитие ловкости подвижными играми.

Кувырки вперед, назад, кувырок вперед через препятствие, переворот боком. Упражнения на удержание равновесия.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основная направленность.

На этом этапе особое значение приобретает совершенствование целостной структуры движений с одновременным развитием физических и волевых качеств. Для контроля за координацией движений и создания дополнительных нагрузок, не искажающих технику движений, можно выполнять базовые упражнения с отягощениями и начинать изучение базовых упражнений с оружием. На данном этапе ученик начинает изучать боевое применение техники, на основе формальных упражнений с партнером.

В ходе тренировок вырабатывается автоматизм и естественность движений. К концу этого периода приобретаются уверенные навыки самоконтроля и ученика.

Тренировочная работа должна быть направлена на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств.

Закреплять и совершенствовать технические действия нужно в постепенно усложняющихся условиях.

Содержание.

Отработка автоматизма и естественности технических действий.

Кихон-доса или тайсабаки (техники перемещения) в различных положениях (стоя – тачи-вадза, сидя – сувари-вадза). К ним относятся: тэнкан, тэнсин, ирими-тэнкан, аюми-аси, цуги-аси, окури-аси, хираки-аси, сикко.

Укэми-вадза (страховка) при выполнении различных приёмов айкидо. К этим действиям относятся: маэ-укэми (вперёд), усиро-укэми (назад), ёко-укэми (в сторону).

Осаэ-вадза (контроль) с воздействием на суставы рук: иккё, никё.

Нагэ-вадза (броски): сихо-нагэ, ирими-нагэ, котэгаэси, кокюхо, сумиотоси.

Атакующие действия используемые в айкидо: сёмэнучи, фронтальные захваты за одну руку и за две руки партнёра.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие специальной выносливости, гибкости и координационных способностей.

Части занятия Содержание Дозировка, мин Методические указания
Вводная. Построение, постановка задачи на занятие.   Проверить гигиеническое состояние занимающихся.
Подготови-тельная. Ритуал. Комплекс разминочных упражнений. Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми).   Обратить внимание на прямое положение спины и коленей. Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием. Подготовительные упражнения выполняются медленно.
Основная. Отработка базовых элементов в паре с партнером. Наработка технических действий в паре с партнером.     Отработка базовых элементов. Следить за принципом соответствия положения рук и ног.
Заключи-тельная. Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. Темп выполнения упражнений спокойный.
  Итого.  

Четвертый год обучения

Задачи:

Укрепление здоровья.

Повышение специальной подготовленности.

Освоение повышенных тренировочных нагрузок.

Накопление соревновательного опыта.

Повышение функциональной подготовленности.

Воспитание специальных физических качеств.

Учебно-тематический план

Содержание Всего часов
1. Теоретическая подготовка
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная физическая подготовка
4. Техническая подготовка
5. Участие в спортивных мероприятиях
6. Контрольное тестирование и аттестация
  Годовая нагрузка

План-схема распределения учебных часов по месяцам (4 год обучения)

Содержание Всего часов Количество часов в месяце
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
1. Теоретическая подготовка. - - -
2. Общая физическая подготовка - - -
3. Специальная физическая подготовка - - -
4. Техническая подготовка - - -
5. Участие в спортивных мероприятиях - - - - - - - - -
6. Контрольное тестирование и аттестация - - - - - - - - - -
  Годовая нагрузка - - -

Программный материал

Теоретическая подготовка

Примерный тематический план теоретической подготовки

Тема Количество часов
Основы совершенствования спортивного мастерства. Основы методики тренировки. Анализ аттестационной деятельности. Требования и критерии оценки. Основы комплексного контроля в системе подготовки. Педагогические средства восстановления.  
Итого

Наши рекомендации