Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (1 час. лекции, 1 час. лаб.работа), 1 семестр.

1. Цель дисциплины:Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания о специфике организма человека, закономерностях его биологического и социального развития, функциональных возможностях детского организма в разном возрасте, основных психофизиологических механизмах ориентировочной, познавательной и учебной деятельности как фундамента для изучения психологии и педагогики, а также дисциплин медико-биологического блока.

Задачи: При изучении «Возрастной анатомии и физиологии» решаются следующие задачи:

§ исходя из биосоциальной природы человека, сформировать целостное представление об организме человека как открытой саморегулирующейся системе, обменивающейся с внешней средой веществами, энергией и информацией;

§ определить роль наследственности и факторов окружающей среды, в том числе и социальной, в формировании признаков организма ребёнка;

§ познакомить с общими закономерностями индивидуального развития, с возрастными изменениями анатомо-физиологических параметров организма и его психофизиологических функций, с возрастной динамикой физической и умственной работоспособности, с этапами полового и психосексуального развития;

§ познакомить с принципами медико-биологической и социально-педагогической периодизации развития человека;

§ обеспечить усвоение основных психофизиологических механизмов обучения и воспитания в связи с возрастными особенностями восприятия и интегративной функции мозга, дать понятие о функциональных нарушениях у детей и их коррекции;

§ ознакомить с основными санитарно-гигиеническими требованиями к условиям образовательной среды и организации учебно-воспитательного процесса;

§ формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Основные теоретические положения дисциплины излагаются на лекциях, изучение анатомии органов на муляжах и влажных препаратах, а также освоение методик измерения функциональных показателей и из оценки осуществляется на лабораторных занятиях, качество знаний оценивается по результатам выполнения контрольных тестов и заданий для самостоятельной работы в конце курса проводится зачет где оцениваются теоретические знания и практические умения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:Учебная дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» знакомит будущих педагогов с особенностями жизнедеятельности ребёнка на всех этапах его развития, начиная от рождения и до вступления в период полового созревания. Знание возрастных возможностей ребёнка позволяет педагогу выбрать адекватные возрасту формы и методы воспитательно-образовательной деятельности без ущерба для здоровья детей.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения физиологических явлений на разных этапах онтогенеза обучающихся; ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5,ОПК-1,ОПК-2,ПК-2,ПК-7,ПК-9,ПК-11.

- способен использовать ценностный методический потенциал для формирования волиологической, педагогической коррекции, интереса и потребности к социопедагогическим отношениям; ОК-5,ОПК-3,ПК-2,ПК-3,ПК-6,ПК-9,ПК-11.

- готов к реализации оздоровительно-реабилитационных, профессионально-прикладных и гигиенических задач; ОК-5,ОПК-4,ПК-2,ПК-3,ПК-6,ПК-7,ПК-9,ПК-11.

- способен оценить функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их социальных способностей; ОК-1,ОК-2,ОК-4,ОК-5,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-6,ПК-7,ПК-9,ПК-11.

В результате изучения студент должен:

знать:

- основные функций органов, систем и целостного организма с механизмами их регуляции в разные возрастные периоды;

- физиологические закономерности жизнедеятельности организма человека, особенно в процессе его мыслительной деятельности и, в частности, в условиях напряженных психофизиологических нагрузок;

- факторы риска, нормы и правила безопасных организации и проведения школьных занятий;

уметь:

- оценивать эффективность учебно-педагогических нагрузок, находить и корректно применять средства, методы и методические приемы устранения психофизиологических нарушений;

- выполнять основные физиологические методики исследований функций органов и систем человека

- интерпретировать результаты измерений для правильного построения процесса социальной адаптации детей и подростков

- подбирать и применять адекватные поставленным задачам современные научно обоснованные средства и методы обучения и организационные приемы работы с детьми и подростками;

владеть:

- методами адекватного планирования учебных нагрузок;

- способами планирования и проведения мероприятий по профилактике возникновения нарушения психофизиологического состояния.

Примечание к содержанию курса:

Курс состоит из 10 тематических модулей, в содержание которых внесены дополнения, направленные на формирование ценностного отношения у студентов к своему здоровью и изложены различные подходы, усиливающие воспитательные возможности дисциплины.

Наши рекомендации