ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13-14.

Тема: Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX в. (4 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогики в России в конце XIX – XX вв.».

2. Подготовить сообщения. Темы сообщений:

2.1 Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья (В.В. Зеньковский, С.И. Гессен): возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

2.2. Педагогические идеи В.П. Вахтерова: возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

2.3. Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта: возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

2.4. Развитие отечественной педагогики во второй половине 50-х ‒ начале 80-х гг. (Э.В. Ильенков): возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

2.5. Движение педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, Ш. Амонашвили и др.). Педагогика сотрудничества. Возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

3. Подготовить доклады:

3.1. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие С.Т. Шацкого; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

3.2. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие П.П. Блонского; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

3.3. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие А.С. Макаренко; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике

3.4. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие В.Н. Сорока-Росинского; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

3.5. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

4. Оценить результаты своей работы по освоению учебного материала курса и отразить их в 2-х формах (см. Приложени3)[10]:

Часть 1 практического занятия по теме:

«Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX вв.» (2 часа)

План проведения 1 части практического занятия

1. Вводное (7-10 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории в России в конце XIX – XX вв.»

2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания 2.1. – 2.5).

3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений.

4. Характеристика качества аналитико-критического выступления.

5. Самостоятельное составление таблицы по следующей форме:

  В.П. Вахтеров П.Ф. Лесгафт Педагоги русского зарубежья Э.В. Ильенков Педагоги-новаторы конца XX в
Основная педагогическая идея          
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

Часть 2 практического занятия по теме:

«Развитие педагогической теории в России в конце XIX – XX веке» (2 часа)

План проведения 2 части практического занятия

1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.5).

2. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений.

3. Характеристика качества аналитико-критического выступления.

4. Самостоятельное составление таблицы по следующей форме:

  П.П. Блонский С.Т. Шацкий В.Н. Сорока-Росинский А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский
Основная педагогическая идея          
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

5. Резервировать время для того, чтобы обобщить самооценки студентов о результатах их работы по освоению учебного материала курса «История образования и педагогической мысли», представленные в формах 1 и 2 Приложения.

Литература к практическому занятию по теме:

«Развитие педагогической теории в России в конце XIX –XX вв.»

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издатель­ский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М., 2000.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в.– на­чала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая поло­вина XIX – начало XX в.) // Педагогика. 1998. №2.

Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000. .

Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.

Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М.; Харьков, 1999.

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1979.

Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ори­ентации отечественной педагогики (начало ХХ в.) // Педагогика. 1998. №7.

Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX – XX веков. М., 2002.

Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.

Вахтеров В.П. О новой педагогике: Избранное / составители, вступительная статья М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. М.: , 2009.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2002.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М., 2011.

Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.

Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. №2.

Игнатьева Т.Б., Сковородкина И.З. Основные направления развития педагогической науки XX в. // Педагогика. 2009. №3.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. М, 2001.

История педагогики и образования. От зарождении воспитания в перво­бытном общества до конца XX в.: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. М., 2007.

Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1987.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. Гриф УМО. 3-е изд. АСОУ, 2011.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1978-1980.

Лебедев П.А. П.Ф. Каптерев – видный педагог России второй половины XIX – начала XX столетия // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1-8. М., 1983-84.

Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 1993.

Манифест гуманной педагогики 2011: [Электронный ресурс: http://www.icr.su/rus/ departments/human/manifesto_2011

Махмудов Г.М. Об экспериментальной педагогике в России (конец XIX в. до октября 1917 г.). // Сов. педагогика. 1968. №5.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989.

Осовский Е.Г. Педагогика русского зарубежья. М., 1997.

Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой и др. М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 / Под ред. Н.П. Кузина, З.И. Равкина. М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1986 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1987.

Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия / Сост.Е.Г. Оссовский, О.Е. Оссовский. М., 1996.

Педагогический поиск. М., 1988.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.,1979-1981.

Фролов А.А., Илалтдинова Е.Ю. Догмы и новые ракурсы изучения наследия А.С. Макаренко // Педагогика. 2009. №5.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1980.

Приложение 2

К учебной программе курса

«История образования и педагогической мысли»

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Наши рекомендации