Языкознание. Литературоведение
136. Александрова, Е. В. Фразеологизм как национально-культурная метафора: филолого-герменевтический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Александрова Елена Владиславовна; [Место защиты: Тверской государственный университет]. - Тверь, 2015.- 203 с.
137. Александрова, Е.В. Фразеологизм как национально-культурная метафора: филолого-герменевтический аспект : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Александрова Елена Владиславовна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т] - Тверь, 2015 - 14 с.
138. Александрова, Е.В. Отображение географического фактора в заголовках газетных статей (на материале прессы России и Канады)/Александрова Е.В., Маныцкова С.С.//Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 6-3. - С. 101-105.
Статья рассматривает влияние коллективного мышления на язык как средство создания актуальных концептов в заголовках газетных статей. При рассмотрении национально - культурной специфики языка особое значение приобретает понятие концепта. Под концептом понимается инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл.
139. Александрова, Е.В. Фразеология как средство создания языковой игры в прессе/Александрова Е.В., Маныцкова С.С.//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 7-2. - С. 76-79.
140. Бакула, В.Б .Картина мира саамов в названиях месяцев/Бакула В.Б.//Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 267-271.
В статье рассматривается репрезентация картины мира российских саамов в названиях месяцев. Саамский народный календарь представляет собой мировоззренческий комплекс, в котором отражены многие стороны жизнедеятельности саамского этноса на разных этапах его развития. Установлено, что названия месяцев у саамов, говорящих на разных диалектах, различны, что связано с неодинаковыми хозяйственно-культурными особенностями, которые обусловлены территорией проживания и традиционными промыслами. Выявлено, что ярче всего в саамском народном календаре представлено традиционное занятие саамов - оленеводство.
141. Виноградова, С. А. О функциональной перекатегоризации относительных прилагательных /Виноградова С.А.//Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 20. - С. 774-782.
Статья посвящена рассмотрению когнитивно-дискурсивного значения относительных прилагательных и изучению возможных процессов их перекатегоризации. Первым шагом в направлении функциональной перекатегоризации относительных прилагательных является расширение сферы их сочетаемости. На заключительном этапе возможна тропеизация значения, приводящая к полному окачествлению.
142. Виноградова. С.А. О категоризации и перекатегоризации относительных прилагательных /Виноградова С.А.//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2015. - № 3(148). Т 1 - С. 56-61.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть относительные прилагательные с точки зрения специфики их концептов, особенностей семантической природы, мобильности их когнитивных процессов категоризации и перекатегоризации.
143. Виноградова, С.А. Операции ментального конструирования при анализе лексического значения относительных прилагательных /Виноградова С.А.//Вопросы когнитивной лингвистики. - 2015. - № 3 (44). - С. 80-85.
В статье рассматриваются операции ментального конструирования, используемые при анализе лексического значения относительных прилагательных. Операция специфицирования используется для анализа значения относительных прилагательных, характеризующихся экспликационным отношением с описываемым существительным. Для случаев элизионного отношения лексическое значение анализируется с помощью операции фокусирования признака ориентира путем наложения профиля на базу или через когнитивный механизм слияния ментальных пространств.
144. Виноградова, С.А. Интерпретационные процедуры формирования значения двух групп относительных прилагательных /Виноградова С.А. //Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 22. - С. 204-207.
В статье рассматриваются процедуры формирования значения субстантно-признаковых и аргументно-ризнаковых прилагательных. Первые входят как чувственные образы в интегральные, цельные концепты и уточняют свое значение в дискурсе благодаря операции профилирования. Задачей вторых является вызывать в сознании сложный концепт и для этой цели требуются сложные когнитивные интерпретационные процедуры.
145.Иванищева, О. Н. Зоонимикон кильдинского диалекта саамского языка : учеб. культурологический словарь / О. Н. Иванищева, Ю. С. Митина ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2015. – 10 с.
146. Иванищева, О. Н. Толерантный дискурс в современном обществе : учеб. пособие [для студ., обуч. по направл. подгот. бакалавриата 031300.62 "Журналистика", магистратуры 42.04.02 "Журналистика" и 44.04.01 "Пед. образование"] / О. Н. Иванищева, И. И. Жданова ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 135 с.
147. Иванищева, О. Н.Язык и материальная культура кольских саамов : [монография] / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 145 с. - Список лит.: с. 130-143 (164 назв.).
В монографии представлены основные проблемы изучения, сохранения и преподавания саамского языка, а также комплексное описание лексики традиционных хозяйственных занятий кольских саамов (на материале кильдинского диалекта). Предназначается для широкого круга пользователей, интересующихся проблемами саамского языка и культуры.
148. Иванищева, О.Н. Северный приграничный регион Мурманской области: проблема сохранения языка этнических меньшинств/Иванищева О.Н.//Актуальные проблемы изучения и преподавания РКИ в вузе в условиях интернационализации образования : материалы II Международного семинара, посвященного 15-летию академического сотрудничества Тверского государственного университета с университетами Финляндии / ФГБУ «Тверской государственный университет»; отв. редакторы: Ахти Никунласси, доктор философии, профессор Хельсинкского университета кафедры русского языка отделения современных языков (Финляндия); Л.Г.Громова, канд. пед. наук, доцент кафедры РКИ Тверского государственного университета; А.Б. Гурин, канд. пед. наук, доцент кафедры РКИ Тверского государственного университета. - Тверь, 2015. - С. 91-100.
149. Иванищева, О.Н. Сохранять или не сохранять? проблемы преподавания языка малого этноса (на материале саамского языка) /Иванищева О.Н. //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 4 (48). - С. 389-397.
150. Иванищева, О.Н. Специфика образовательной языковой среды кольских саамов/Иванищева О.Н.//В мире научных открытий. - 2015. - № 3.7 (63). - С. 3349-3364.
Цель статьи - рассмотреть специфику образовательной среды саамов на примере одного из ее элементов - образовательного материала. Специфика учебных разработок для саамского языка в истории академического обучения еще не подвергалась анализу, тем не менее, ее выявление будет способствовать определению путей дальнейшего развития образовательной среды, а значит, этнической самоидентификации саамов. Исследование проводилось методом анализа учебных разработок для изучения саамского языка для школьников. В исследовании использованы материалы фондов архивов и библиотек Мурманской области. Рассмотрение образовательного материала как компонента образовательной среды позволяет определить возможность для саморазвития личности, в том числе для сохранения их этнической самоидентификации. В результате анализа основных учебных пособий в разные исторические периоды можно сделать вывод о тенденции усиления индивидуализации программ и процесса обучения, создания авторских программ, недостаточного внимания к формированию словарных разработок.
151. Литвин, В.Б. Детские образы в сборнике рассказов Т. Толстой «Ночь» /Литвин В.Б. //Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ, Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.: в 15 т. Т. 14. – Санкт-Петербург,2015. - С. 380-385.
152. Наумлюк. М.В. Повесть С. Колбасьева «Центромурцы» в контексте отечественной и западно-европейской литературной традиции/Наумлюк М.В.//Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ, Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г. : в 15 т.Т. 14. - Санкт-Петербург 2015. - С. 465-470.
Военно-морская повесть С. Колбасьева вступает в диалог с обширным литературным контекстом, включающим и традиционное изображение в отечественной словесности русского национального характера, и тему революции, как она преломляется в творчестве Булгакова, Мариенгофа, Федина. Несомненна ее взаимосвязь с европейской просветительской, реалистической, философской и сатирической традицией (Вольтер, Мопассан, Ясперс, Фицджеральд, Дос-Пассос, Хемингуэй).
153. Национально-культурные реалии саамской культуры: переводческий аспект : материалы регион. семинара, 24 сент. 2014 г. / Мурманский государственный гуманитарный университет ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: Е. А. Тюркан (отв. ред.), А. В. Копылов, Е. В. Александрова]. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 154 с.
Авторы : Александрова Е. В., Бакула В. Б., Копылов А. В., Рахманкулова Л. К., Тюркан Е. А.,
154. Пиксендеева, В.Г. Когнитивные подходы в вопросе интерпретации пространственно-временного концепта /Пиксендеева В.Г.//Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - 2015. - № 32. - С. 204-209.
Статья посвящена проблеме языковой репрезентации пространственно-временных отношений, которые возникают из-за абстрактного характера данных явлений. Автор рассматривает изучение данных явлений с точки зрения когнитивной лингвистики.
155. Putistina ,O.V. Interaction in the concept of autonomous language learning / Putistina O.V. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 8. № 9. - С. 1919-1925.
156. Путистина, О.В. Интерактивный подход в реализации программы бакалавриата по подготовке лингвистов-переводчиков / Путистина О.В.//Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 4-1 (46). - С. 152-154.
В статье рассматривается проблема реализации интерактивного подхода в обучении лингвистов-переводчиков в свете современных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, способствующего эффективному формированию ключевых умений, которые составляют общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
157. Рычкова, Т. А. Номинация ритуальных действий в русском языке : [монография] / Т. А. Рычкова ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 94 с. - Библиогр.: с. 76-90 (234 назв.).
158. Рычкова, Т.А. Ритуальные действия в современном русском языке: лексикографический аспект/Рычкова Т.А.//Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 5 (49). - С. 290-302.
В работе рассматриваются словосочетания, называющие ритуальные действия в современном русском языке, и их статус в словарях различного типа и разных исторических периодов. Номинации ритуальных действий в современном русском языке ранее не становились предметом самостоятельного филологического исследования, хотя в науке представлен ряд работ, посвященных описанию и рассмотрению ритуальных действий в культурологическом аспекте. Целью данной статьи является определение места и способов представления исследуемых единиц в лексикографии.
159. XIII Масловские чтения : сб. науч. статей / Мурманский арктический государственный университет ; М-во образования и науки РФ [и др]. ; [редкол.: М. В. Наумлюк (науч. ред.), О. В. Пожидаева, Н. А. Шевченко]. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 206 с.
Авторы : Бакула В. Б., Квасюк Е. Н., Кириллова М. А.,Кремлева М.М., Лисицынв Т. Н., Лобовская Т. В., Наумлюк М. В., Тюркан Е. А..Шевченко Н. А.
160. Тюркан, Е. А. Holistic linguistics: anthropocentric foundations and the functional-cognitive paradigm (научная статья). //Prague Journal of English Studies. - 2015. - Vol. 4, No. 1. - P. 125-156.
Религия
161. Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ веке : [монография] / Ю. П. Бардилева ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 253 с. : ил.
Книга написана на основе малоизученных материалов федеральных и региональных архивов, освещены направления реализации советского законодательства в области государственно-церковных отношений и мероприятий в рамках антирелигиозной пропаганды в масштабах Кольского Севера, введены в научный оборот документы, содержащие биографические данные священников и списки церквей и приходов, их фотографии, позволяющие проследить динамику развития религиозного региона в 1900-1917 гг., документы об изъятии церковных ценностей, закрытия храмов и репрессиях в отношении духовенства в 1930-1940 гг. и возобновлении деятельности Церкви во второй половине 1940 гг.
Философские науки
162. Виноградов, А.И. Границы как фактор деятельности субъекта истории / Виноградов А.И. //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2015. - № 2. - С. 24-31.
В статье деятельность субъекта истории рассматривается с точки зрения тех условий, которые задаются существованием границ. Каждый субъект, действующий в истории, вынужден позиционировать себя по отношению к явлениям, разделённым границами. Этот выбор, в конечном счёте, определяет не только стиль жизни субъекта, но и возможные результаты его деятельности. Для реализации себя в истории субъекту необходимо трансцендировать - выйти за пределы тех границ, которые заданы имманентными условиями его существования.
163. Воронов, В.М. Проблема преподавания философии в контексте проблемы чтения философских текстов/Воронов В.М.//Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-4. - С. 150-152.
В статье представлены размышления автора о проблеме преподавания философии в контексте проблемы чтения философских текстов. Проблема «чтения философии» рассматривается как на целевом, так и на техническом уровне. В концептуально-теоретическом отношении позиция автора основывается на интерпретации идей М. Хайдеггера о чтении как о собирании себя и, одновременно, практики перевода мысли автора в собственное мышление.
164. Воронов, В.М. Проблема экзистенциальных оснований самоидентификации (на основании идей М.М. Бахтина)/Воронов В.М.//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2015. - № 3. - С. 82-88.
В статье рассматривается проблема экзистенциальных оснований самоидентификации. Указываются теоретико-методологические «слабости» эссенциалистского и конструктивистского подхода. Устанавливается, что следствием господства конструктивистской методологии является явная или скрытая трактовка любых социокультурных идентификаций в качестве принципиальных случайностей. Разработка экзистенциального подхода связывается с идеей «участного мышления» М.М. Бахтина. Внимание обращается на экзистенциальный опыт смерти и смертности Другого как на скрытый механизм подлинной самоидентификации, которая может проявляться в настроениях боли и тревоги.
165. Воронов, В.М. Идентичность, событие, dasein и смерть другого/Воронов В.М.//Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 16. - С. 171-173.
В статье в экзистенциально-онтологическом ключе рассматривается проблема соотношения персональной идентичности и социокультурных идентификаций. Автор определяет временность, событийность, смерть и смертность как экзистенциальные основания персональной идентичности. Внимание обращается также на смерть и смертность Другого как на основание, конституирующее личностно-смысловой характер социокультурных идентичностей. Онтологический характер отношения к смерти Другого связывается с настроениями боли и тревоги.
166. Сауткин, А. А. Социокультурная идентичность: опыт философского рассмотрения : монография / А. А. Сауткин ; М-во образования и науки РФ, Мурм. арктический гос. ун-т. - Мурманск : МАГУ, 2015. - 139 с.
Монография посвящена философскому анализу понятия "социокультурная идентичность", являющегося ключевым для построения современных теорий взаимодействия индивида и общества. Издание адресовано широкому кругу лиц, интересующихся проблемами современной философии.
167. Сауткин, А.А. Пан и Нарцисс: к истории одной метаморфозы/Сауткин А.А.//Studia Culturae. - 2015. - № 23. - С. 85-95.
В статье рассматривается взаимосвязь мифологических образов Пана и Нарцисса. В отсутствие единого сюжета, объединяющего эти фигуры, можно говорить об опосредствованной связи через образ нимфы Эхо. Образ Нарцисса рассматривается в широком культурном контексте, однако акцент делается на том, что история Нарцисса может интерпретироваться как инициация. Символическая метаморфоза, переживаемая Нарциссом, является зеркальным отражением сюжетов, связанных с Паном и Эхо. Отмечается, что Нарцисс как фигура аполлонического типа в ходе инициации приобщается к дионисийскому самоупразднению, саморассеиванию.
168. Сауткин, А.А. Проблема идентичности и метафизика войны/Сауткин А.А.// Армия и общество. - 2015. - № 4 (47). - С. 75-80.
Статья посвящена осмыслению проблемы идентичности, которая интерпретируется с помощью понятия границы. Всякая идентичность есть выражение одновременно тождества и различия, и она возникает на границе с Другим. Отмечается, что предельной формой отношения к Другому является вражда, а соответствующим способом взаимодействия - война. Метафизический смысл войны связан с установлением отношения человека со сферой Сакрального через идею жертвы. Предлагается понимание войны как важного фактора производства идентичности.
169. Sautkin, A. Identity and death in Nikolai Fedorov's philosophy of resurrection /Sautkin A. //Analele Universitatii din Craiova. Seria Filozofie. - 2015. – Nr. 35(1). - P. 67-81.
170. Сергеев, А. М. Разрыв повседневности: диалог длиною в 300 чашек кофе и 3 блока сигарет / А. М. Сергеев, Б. Г. Соколов. - СПб. : Алетейя, 2015. - 257 с.
Книга представляет собой не столь уж часто встречающийся жанр диалога двух философов: диалога двух сознаний, концепций и идей, объединенных одними тематическими линиями. Общность тематических горизонтов не говорит о единодушии в понимании и осмыслении одних и тех же проблем. Скорее мы видим реальное сопряжение разных философских и идейных установок авторов, порой то перекликающихся и дополняющих друг друга разными аргументами, то противостоящих друг другу и спорящих между собой. Но это тем интересней, ибо читатель оказывается вовлеченным в топос мысли и круговорот разнообразных идейных построений. Подобная диалогичная форма текста позволяет побудить собственное отношение читателя к рассматриваемым в книге темам: сознание, язык, жизнь, которые оказываются своеобразным каркасом диалога.
171. Философия Мартина Хайдеггера и социокультурные тренды современности (в честь 125-летия М. Хайдеггера) = Martin Heidegger's philosophy and present-day sociocultural trends (in commemoration of M. Heidegger's 125th anniversary) : сб. материалов междунар. науч.-практ. семинара, Мурманск, 30 сент. 2014 г. / Мурманский государственный гуманитарный университет ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т, Мурм. отд-ние Рос. филос. о-ва, Университет Нурланда (Норвегия) ; [редкол.: А. М. Сергеев и др. ; отв. ред. В. М. Воронов]. - Мурманск : МГГУ, 2015. - 109 с.
Авторы : Сергеев А. М., Шачин С. В., Воронов В. М., Коткин К. Я..Ежова Е.А.,
172. Шачин, С. В. Философия Франкфуртской школы : от Хабермаса до Либша: идейные основы / С. В. Шачин. - Москва : URSS ЛЕНАНД, 2015. - 206 с. ;
Монография посвящена осмыслению ключевых идей Франкфуртской школы в условиях глобальных трансформаций всемирной социокультурной системы (и российской - в частности).
173. Шачин, C.В. Идеи Мартина Хайдеггера в контексте поисков северной идентичности /Шачин C.В. //Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (4). - С. 4-14.
Предлагаемая статья посвящена анализу основных признаков северной идентичности на базе методологического подхода Мартина Хайдеггера. При этом характеристики идентичности выводятся в процессе исследования, а не предпосылаются ему, что создаёт опасность порочного круга в рассуждениях. В результате северная идентичность выступает как фундаментальная характеристика социальной онтологии и антропологии, на базе которой формируется самосознание жителей Севера.
174. Philosophy in the border zone: (through the eyes of Russian and Norwegian participants) / Ed. by Rossvaer V., Sergeev A., Utnes P., Kopylov A. – Dardedze: Orkana Akademisk, 2015. – 249 с.
Книга «Философия в приграничной зоне», вышедшей в свет в одном из ведущих норвежских издательств «Orkana Akademisk». Эта книга стала результатом многолетнего сотрудничества философов Мурманского государственного гуманитарного университета, Университета Нурланда (г. Будё, Норвегия), Университета Хельсинки и Санкт-Петербургского государственного университета. Коллективная монография, посвященная различным аспектам понятия «граница», состоит из тринадцати глав, семь из которых написаны российскими авторами. В их числе ученые из МГГУ: А. М. Сергеев, Р. А. Лошаков, А. И. Виноградов, И. В. Рыжкова, А. В. Копылов, А. А. Сауткин, а также известный петербургский философ доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ Б. Г. Соколов. Как отметил в послесловии к монографии один из её редакторов профессор Вигго Россвэр, центральной проблемой книги является вопрос «Знаем ли мы Другого?», причем содержание этого вопроса имеет преимущественное отношение не к политике, а к философии культуры. Попытка понять Другого, оставаясь самим собой, – вот что объединяет интеллектуальные усилия авторов монографии.