Требования к структурным элементам курсовой работы
2.1 Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по форме, приведенной в приложении 2.
2.2 В задании на курсовую работу в качестве исходных данных могут быть указаны: статьи и (или) тезисы студента по выбранной теме, участие с докладом на конференции, разработанные проекты или методики студента и т.д.
Содержание
«План был, что и говорить,
великолепный очень стройный и простой.
Единственной заторой было то,
что она не имела ни малейшего представления,
как привести его в исполнение»
«Алиса в стране чудес»
Содержание должно отражать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
− введение;
− разделы, подразделы, пункты (если они имеют наименование);
− заключение;
− список использованных источников;
− приложения.
Слово «Содержание» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.
Введение
«Ощущение тайны – наиболее прекрасное
из доступных нам переживаний.
Именно это чувство стоит у колыбели
истинного искусства и настоящей науки»
Альберт Эйнштейн
Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, обозначается объект и предмет исследования, указывается избранный метод (методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме специальной литературы. Если курсовая работа содержит практическую часть, то необходимо выдвинуть гипотезу и описать экспериментальную базу.
Введение состоит из следующих элементов:
1) обоснование (актуальность) темы– актуальность курсовой работы обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, выделением некоторого социального противоречия, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения выявленного противоречия. Актуальность призвана отвечать на вопрос, почему именно сейчас необходимо данное исследование, обосновывается через раскрытие ее теоретической, практической значимости, степени научной разработанности проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным (для курсовой работы достаточно 0,5-1 страницы);
2) описание степени научной разработанности проблемы –перечисление основных точек зрения, подходов и методологических основ исследований различных авторов, изучающих данную проблему;
3) указание предмета и объекта работы: объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть, как общее и целое. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно он определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие
Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается;
4) постановка цели и задач исследования. Цель – это результат, который необходимо получить при проведения исследования, некоторый образ будущего. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Исходя из развития цели работы, определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).
Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и пунктов работы. Это важно также и потому, что заголовки таких пунктов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
5) определение гипотезы. Гипотеза– это логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явленияи т.д., также это – предполагаемое решение проблемы как необходимое и достаточное условие. Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое — в описании проблемы, которое должно логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы и приводится обычно в начале практической части исследования (раздел 2). Гипотеза:
- не должна содержать понятий, которые не уточнены;
- не должна содержать ценностных суждений;
- не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;
- должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.
6) указание основных методов исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. В работе применяют методы эмпирического и теоретического исследования.
К эмпирическим методам (способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике) относятся наблюдение, беседа, анкетирование, создание диагностических ситуаций, изучение документов и других источников, обобщение опыта и др. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат достижение цели исследования;
7) практическая база исследования– анализ, оценка либо эмпирическое исследование сущности явления, раскрываемого в курсовой работе, позволяет применить теоретические знания в реальной ситуации. Для этого, как правило, студент берёт в качестве базы исследования какое-либо учреждение или организацию.
8) краткое обоснование структуры работы. Перечисление структурных элементов работы: наличие введения, количество разделов и пунктов, наличие заключения, наличие приложений.
Во введении могут описываться и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указания, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.
Таким образом, введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя на ход дальнейшего раскрытия темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики.
Слово «Введение» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.
Основная часть
Основная часть курсовой работы по «Теории социальной работы» обычно состоит из двух разделов – теоретического и практического, при этом каждый раздел – из двух-трёх пунктов. Формулировка разделов и пунктов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание работы. В конце каждого раздела делаются выводы по рассмотренному материалу, которые оформляются отдельно (1-2 страницы – см. Приложение 2).
2.5.1 Первый раздел – теория
«Идея была настолько простой,
что не могла не оказаться верной»
Дж. Уотсон
Первый разделпредставляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы, их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этом разделе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; показывается его значение в практике социальной работы, выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы.
Необходимо иметь в виду, что история вопроса, которая может излагаться в теоретической главе, – это не перечисление чужих мнений, а изложение того, как постепенно и последовательно формировалось нынешнее положение вещей в исследовании рассматриваемой проблемы. Исторические особенности формирования и развития исследуемой проблемы только увеличивают и дополняют уровень работы.
Первый раздел (теоретическая часть) представляет собой анализ различных теоретических взглядов российских и зарубежных исследователей по теме курсовой работы. При рассмотрении каждого направления необходимо делать ссылку на его автора и источник, где данные идеи нашли отражение.
Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы исключить плагиат, серьезные теоретические положения необходимо приводить со ссылкой на источник, в качестве которого не рекомендуется использовать учебник по дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.
Необходимо обязательно сравнивать разные точки зрения исследователей, показать совпадения и расхождения, а также привести наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых. В работах теоретического характера, анализируя литературу по теме исследования, необходимо высказать собственное мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.
При написании КР используется научный стиль речи, имеющий свои особенности: обобщенность, логичность, доказательность, объективность, точность и строгость изложения информации, полученной из разных источников. Эти отличительные признаки научного стиля реализуются с помощью следующих языковых средств:
1) использование терминологии, понятной автору курсовой работы и всем, кто знакомится с ее содержанием;
2) повышенное употребление имен существительных, прилагательных и причастий; в том числе – широкое использование «цепочки» родительных падежей;
3) глагол в научной речи редко выражает конкретное действие, обычно употребляются такие глагольные формы, которые передают значения длительности, постоянства и многократности действия. Часто используется инфинитив глагола в безличных конструкциях (следует отметить, необходимо подчеркнуть; можно сделать вывод и др.).
4) для научной речи характерен логический синтаксис: широко используются сложные предложения. Логическая последовательность достигается с помощью подчинительных союзов (так как, в связи с тем, что, в то время как и др.), а также – вводных слов (безусловно, следовательно, таким образом и др.) и специальных средств связи (остановимся на, перейдем к, отметим также и др.) – см. Приложение 1;
5) не используется местоимение «я», которое заменяется авторским «мы», также часто опускаемым (рассмотрим вопрос, проанализируем данную информацию, сделаем соответствующие выводы и др.).
6) отсутствуют образно-эмоциональные выразительные средства.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа – это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепных три отдельных раздела, однако еще не факт, что эти три раздела составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.
В конце каждого раздела и пункта следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.
Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений (см. пункт 3). Это могут быть иллюстрации, таблицы, графики, и т.п.
2.5.2 Второй раздел – практика
«Теоретика понимают, но не доверяют.
Практика не понимают, но – верят»
Известная шутка
Во втором разделе целесообразно рассмотреть место и роль исследуемой проблемы в системе социальной защиты РФ, сложившиеся направления в ее решении, проанализировать накопленный в этом плане отечественный и зарубежный опыт; исследовать систему социальных служб, связанных с ней, методы и способы их работы с конкретными категориями нуждающихся.
Теоретические положения необходимо подкреплять анализом существующей практики. Это предполагает приведение в работе соответствующих примеров из практики. Факты дают возможность в результате их изучения и сравнения сформулировать ту или иную идею, вывод о состоянии разработки обозначенных в ведении задач.
Курсовая работа обязательно включает пункт, посвященный самостоятельному исследованию автор (социологическое исследование, психологический тренинг, обследование группы нуждающихся, построение теоретической модели организации определенного вида помощи, разработанные методические рекомендации и др.) с описанием программы, инструментария, результатов с их обобщением и выводами к практическому применению в работе конкретных социальных служб.
При написании текста работы следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, т.е. так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам.
Желательно, чтобы конец каждого раздела или пункта был логически связан со следующим. Для этого можно, например, заканчивать каждый пункт (раздел) кратким резюме, из которого бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новом разделе (пункте). Другой вариант: начинать каждый раздел (пункт) с вводного абзаца, который выполняет функцию «мостика». Это лишь подчеркнет связность, последовательность всей работы.
Объем пунктов не может составлять менее 6-ти страниц, раздела – порядка 12-15 страниц.
Выводы по разделам
Каждый раздел должен заканчиваться выводами или констатацией итогов. При формулировке выводов необходимо соблюдать следующие требования. Выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, основанные на теоретическом или эмпирическом материале. Выводы и суждения должны быть обоснованы содержанием главы и соотнесены с исследовательскими задачами. Собственные результаты необходимо четко выделять. При этом указывается их отличие от результатов других авторов. Аргументированными и критическими оценками обосновывается новизна результата в сравнении с известными решениями по всем аспектам исследованной проблемы. Обосновывается истинность результата (исходя из принятых и сформулированных предпосылок и определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики).
Словосочетание «Выводы по разделам» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.
Заключение
«Если в них нет никакого смысла, - сказал Король,
- то это, знаете, облегчает дело,
ибо тогда и смысла искать не нужно»
«Алиса в стране чудес»
В «Заключении» раскрывается значимость рассмотренных вопросов для науки и практики; приводятся главные выводы, характеризующие итоги проделанной работы. Определяется, достигнуты ли цель и задачи, подтвердилась ли гипотеза исследования, соответствуют ли полученные экспериментальные данные теоретической части. Излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. Его назначение – показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута. Оно содержит в себе резюме и выводы. Выводы должны быть ориентированы на работу (исследование), а не напроблему в целом. Изложение общенаучных выводов по проблеме исследования в целом в заключении допускается, но приоритет остается за выводами, к которым пришел автор работы. Выводы по работе должны носить максимально возможно самостоятельный характер.
Итак, схема формирования заключения должна соответствовать обозначенным целям и задачам исследования. Построение заключения возможно следующим образом:
1) утверждение о достижении цели исследования;
2) резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
3) новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
4) установление практической значимости проделанного.
По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Его содержание должно опираться на выводы разделов и пунктов, но ни в коем случае механически не повторять их. Нельзя в заключении привлекать фактические данные, новые теоретические положения, идеи. Уровень работы существенно повышается, если студент предложит свои рекомендации по проблеме. Объем заключения должен составлять не менее 5-7% от общего объема работы.
Для оформления выводов можно использовать вводную фразу:
– Проведенные в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы.
- В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- Решение поставленных задач позволяет нам сделать следующие выводы:
Слово «Заключение» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.