Импровизация с выполнением простых и сложных действий
Это высший тип рипостной игры, включающий в себя совершенствование простых и сложных действий на фоне дистанционного общения и овладения инициативой, т. е. разновидность учебного боя, где уколы-удары не являются критериями поражения.
Этот методический прием из-за обозримости движения клинка в большей мере свойствен саблистам, в меньшей степени рапиристам, где преобладает проприоцептивное «чувство железа», и шпажистам, которые в силу специфики этого вида оружия вынуждены часто использовать контратаки, ремизы и репризы в руку.
К упражнениям в свободной, импровизированной рипостной игре допускаются только фехтовальщики, до автоматизма усвоившие технику отдельных боевых действий, включаемых в комбинации, так как в процессе их выполнения появляются экспромтные завязки, требующие нестандартных решений, могущие в случае неподготовленности отрицательно сказаться на технике фехтовальщика.
Пример свободной рипостной игры саблистов 3-й группы. Упражнение вначале выполняется в нарочито замедленном темпе, с ограничением соревновательных моментов, чтобы в одном из боевых действий в завязках нанести укол партнеру на фоне медленных дистанционных изменений между упражняющимися.
Исходное положение: позиции третьи, дистанция ближе средней.
После каждого полученного удара партнеры останавливаются, обсуждают ошибки и снова начинают другие комбинации или повторяют фрагмент удачно или неудачно проведенного боевого действия.
Партнер «А» | Партнер «Б» |
1. На месте — обман по левому боку, атака по правому боку. Защищается 5-й и 3-й защитами | Последовательно на месте защищается 4-й и 3-й защитами и наносит ответ: обман по маске, атака по правому боку |
Повторяют несколько раз, включая шаги вперед при ответах, назад — при защитах | |
2. В одно из предыдущих упражнений проводит контрбатман в 4-е соединение с последующим ударом по маске с полувыпадом | Закрывается 5-й защитой со скачком назад и отвечает: обман на левый бок, рубит правый бок |
Продолжают упражнение с изменением дистанции при помощи выпадов различной длины и предварительного сближения шагами и скачками, чередуя с установлением первоначальной дистанции. | |
3. С шагом вперед обман уколом внутрь, обман по правому боку, рубка левого бока в выпаде. | С шагом назад берет 4-ю позицию, перекрывается 3-й защитой, от удара по левому боку защищается 4-й защитой и отвечает ответной атакой партнера «А», повторяя упражнение с изменением ритма соответственно в защитных и атакующих акциях; в одной из атак «Б» производит скоростной завершающий «пик» с целью нанести действительный удар |
Пытается защититься с последующим произвольным ответом. | |
4. С медленным шагом вперед, принимая 2-ю позицию, вызывает контратаку на руку сверху, перехватывает ее 3-й защитой и развивает сложный ответ с выпадом: обман по правому боку — маске | Контратакует руку сверху с передвижениями в зависимости от конкретной дистанции, с последующим перехватом 3-й и 5-й защитами, с шагом вперед опускает оружие, вызывая контратаку на голову, перекрывает ее 5-й защитой с последующим сложным ответом: обман по левой стороне — удар по маске |
Методические указания
Заданное упражнение на обусловленное сложное действие может выполняться по подсчету тренера, что позволяет ему легко дозировать нагрузку, способствует установлению дисциплины. Однако подчинение ритму команды затрудняет проявление индивидуальных моторных качеств учеников, отчего этот методический прием не имеет широкого распространения в организации рипостной игры и применяется только в начальной фазе изучения обусловленных сложных действий 1-й группы, уступая основному приему — самостоятельному выполнению упражнений по заданию тренера.
Третий методический прием проведения рипостной игры этого типа — соревнования. Они повышают эмоциональную сторону в тренировке заданного приема, ставят формальную цель и заставляют творчески относиться к условиям результативного выполнения действия. Соревнования могут иметь различные цели: на большее количество непрерывного повторения приема с соблюдением условий его выполнения; на сложные действия с обманами, где партнерам приходится приспосабливать свою скорость к скорости противника, чтобы не коснуться оружием клинка соперника во время финта; на проведение укола с помощью ускорения или изменения сектора из холостой «игры» клинком; на продолжительность завязок в комбинациях с "включением дистанционных изменений и т.д.
Поскольку задача этих упражнений — автоматизация школьной, боевой техники, то у спортсменов высших разрядов они занимают подготовительный период годичного цикла, превращаясь в одно из средств специальной разминки в соревновательном периоде. Спортсмены первых двух групп практикуют рипостную игру в основной период как один из видов парной тренировки.
Тренер, по заданию и контролю которого проводится тренировка, после нескольких циклов выполнения данного приема, оканчивающихся нанесением укола одному из партнеров, останавливает группу, уточняет отдельные технические детали, объясняет типичные и индивидуальные ошибки, добиваясь правильного по структуре ведения оружия от медленного темпа до близкого к боевому.
Тренер должен следить за возможным искажением основной структуры движения клинка, ног, туловища, не допуская излишнего увлечения скоростью выполнения боевого действия и ставя посильные задачи в подбираемых для партнеров комбинациях, постепенно усложняя методические приемы от 1-го до 7-го (см. «Упражнения в рипостной игре», стр. 37-39).
Контрольные нормативы. В правильной технике исполнения, доступной для обучения спортсмена, непрерывно по времени провести следующие упражнения: 1-я группа выполняет выпад, 2—3-я группы — передвижения шагами вперед-назад, меняя направления (табл. 5).
Рипостная игра с изменением сектора поражения. Взяв в основу упражнение «г» (см. «Усложненная рипостная игра с изменением сектора поражаемой поверхности», стр. 84), из 5 попыток поразить в атаке противника 2 раза, независимо от группы занимающихся, так как их подготовленность и моторные качества внутри каждой группы примерно одинаковы.
Таблица 5
Контрольные нормативы –
Рипостная игра на обусловленные сложные действия (в сек)
Упражнение | Сабля | Рапира шпага | Сабля | Рапира шпага | Сабля | Рапира шпага |
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | ||||
Двухтемповая атака с обманом | ||||||
Удвоенный перевод в верхних линиях | — | — | бесконечно | |||
Два перевода в верхних линиях | — | — | « « | |||
Обман по левому боку | — | — | « « | |||
Обман ударом по маске – рубка правого бока | « « | |||||
Двухтемповая атака с действием на оружие | ||||||
Батман в 6-е или 4-е соединение – перевод | — | — | « « | |||
Батман в 3-е соединение, атака по левому боку | — | — | ||||
Трехтемповые атаки с обманом | ||||||
Три перевода из верхних соединений | — | — | « « | |||
Удвоенный перевод – перевод | — | — | — | — | ||
Обман ударом по левому-правому боку, удар по маске | — | — | — | |||
Комбинированные атаки | ||||||
Батман в верхних линиях – два перевода в вертикальной плоскости | — | — | — | — | ||
Батман в верхних линиях – обман по левому боку – удар в правый бок | — | — | — | — |
КОНТРЫ
Контры с выбором — упражнения в одностороннем бою при заданных дистанциях и функциях партнеров. Они могут быть простыми, сложными или сочетать в себе то и другое. Этот вид контров предусматривает наличие некоторой тактической хитрости и интуиции как у нападающего, так и у защищающегося.