И формирования опыта общественного поведения

Методы организации деятельности

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Приучение. Метод приучения предполагает определенную, до деталей продуманную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил с целью формирования привычных норм поведения.

Приучение начинается с показа образца того или иного поведения самим учителем, при помощи демонстрации картин, чтения яркого рассказа.

Требования к реализации:

1. Действия должны выполняться на основе привлекательного образца, систематически.

2. Действие должно поощряться педагогом.

3. Создать у детей положительное отношение к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям.

4. Создать благоприятную атмосферу, предоставлять возможность учащимся оценить поведение товарища, поспорить, задать учителю любой вопрос.

5. Организовать регулярный контроль со стороны старших (учителя, родителей) за поведением детей.

Ограничения в использовании:

Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.

Поручение - метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам.

Требования к реализации и ограничение в использовании:

1. Учет индивидуальных особенностей личности. Поручение должно способствовать развитию еще не сформированных качеств. Например, неорганизованным полезно давать задание подготовить и провести мероприятие, которое требует самостоятельности, инициативы, собранности.

2. Поручение должно быть посильным: несложное воспитывает самоуверенность, непосильная - подрывает веру в свои силы.

3. Поручения со временем целесообразно усложнять с содержанием и методикой его выполнения.

4. Контролировать выполнение поручения. Отсутствие контроля порождает безответственность.

5. Выполнение поручений следует оценивать.

Упражнение - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).

Упражнение в воспитании осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

системы упражнений;

их содержания;

доступности и посильности упражнений;

объема;

частоты повторений;

контроля и коррекции;

личностных особенностей воспитанников;

места и времени выполнения упражнений;

сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

мотивации и стимулирования упражнений.

Требования к реализации и ограничение в использовании:

1. Не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

2. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.

3. Данный метод эффективен только при использовании его с методом убеждения. Перед обучаемыми надо широко раскрывать цели выполняемых поручений. Без этого невозможно по-настоящему увлечь их коллективными делами.

4. Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей.

5. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поэтапное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.

Педагогическое требование -метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются:

1.Прямые требования. Для них характерны: определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляются они решительным тоном, при этом возможна целая гамма оттенков, выражаемых интонацией, силой голоса, мимикой.

2.Косвенные требования. Стимулом действия становится не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников (требование-совет, требование-игра, требование доверием, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение).

Требование-просьба (одна из форм требования) в ряде случаев оказывается эффективной. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Требования к реализации и ограничение в использовании:

1. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано.

2. Если какое-то требование нельзя проконтролировать, лучше его не предъявлять.

3. Строгих, жестких требований должно быть немного.

5. Наиболее результативно включают детей в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми.

6. Педагогическое требование должно быть доведено до логического конца.

7. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка.

Ограничение в использовании:

Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть уверен, что требование - не от раздражения и беспомощности, а от силы, уверенности и знания.

Прямые приказания почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников, осуждения и угрозы обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Метод естественных последствий – метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил – убери, сломал – почини и т.п.).

Требования к реализации:

1. Он применяется в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны для ребенка и окружающих.

2. Естественные последствия должны быть действительно естественными и служить уроком, ребенок должен знать, что их можно было избежать при условии правильного поведения, действий

3. Естественные последствия должны быть понятны ребенку, доступны для предотвращения или исправления, соответствовать возрастному восприятию ребенка;

4. Последствия должны быть очевидны для ребенка.

5. При наступлении "естественных последствий" необходимо оказать помощь ребенку в их преодолении, не злорадствовать.

6. Вы должны быть уверены, что ребенок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий.

Ограничение в использовании:

- естественные последствия не должны угрожать жизни и здоровью ребенка, они должны «по весу» соответствовать сделанному;

- естественные последствия не должны быть сильно отдалены во времени (чем младше ребенок, тем быстрее должны наступать последствия, иначе метод не сработает).

  Моделирование педагогических ситуаций (создания воспитывающих ситуаций) Воспитывающие ситуации - специально, умышленно созданные условия, в которых складывается ситуация деятельности и общения с целью формирования необходимых качеств личности.

Требования к реализации:

1. Не навредить, не провоцировать на проявление негативных качеств личности, отношений.

2. Создавать позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на обучающихся.

3. Предоставлять возможность обучающимся решать часть проблем, оставляя за ними право на самостоятельность.

4. Проектируя ситуацию, нужно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, установить участников взаимодействия.

5. Необходимо правильно оценивать моделируемую ситуацию, чтобы верно продумать пути её решения. Также следует учитывать все факторы педагогической ситуации (возраст воспитанников, их настрой, обстановка в классе, индивидуальные особенности учащихся, и т.п.) чтобы, опять же, правильно продумать свои действия.

Ограничение в использовании:

Ошибочное моделирование педагогической ситуации может привести к усугублению проблемы.

Методы стимулирования деятельности,

Наши рекомендации