СЛУШАТЬ—СМОТРЕТЬ—ВСПОМИНАТЬ—ОСЯЗАТЬ

Это индивидуальное, «круговое» упражнение на пере­ключения органов чувств. Оно может выполняться и как групповое.

По команде, или без нее, ученик попеременно:

1) слушает реальные звуки (см. № 80),

2) смотрит на знакомые предметы, стараясь увидеть в них что-то новое, не замеченное до сих пор (см. № 34),

3) вспоминает какой-нибудь недавний жизненный эпизод, с мысленной речью вслух или про себя (см. № 71),

4) осязает (см. № 91),

5) слушает и т. д.

Такое упражнение хорошо настраивает «творческий инструмент» к работе, поэтому его целесообразно про­водить в самом начале урока.

С каждым днем надо сокращать время на переклю­чение от одного вида восприятии к другому. Можно сказать, что упражнение это как бы формирует кнопки:

нажал одну и мгновенно увидел (то есть стал активно действовать, а не безучастно смотреть). Нажал дру­гую—и мгновенно погрузился в активное воспоминание, отключившись от всего, что окружает. Нажал третью — и воспоминания как не бывало, а я осязаю, тщательно исследую предмет, лежащий возле меня. Активность каждого действия—обязательное условие в этом уп­ражнении. Можно слушать, смотреть, вспоминать и ося­зать с мысленной речью (вслух или про себя). Тренируя логику и последовательность мысли-видения, нужно при каждом возобновлении однородных восприятии продол­жать мысль-видение с того момента, на каком их пре­рвало переключение.

Упражнение 101

ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК

Присоединим к известным нам видам памяти вос­приятии еще два: память обонятельных и память вкусо­вых восприятии.

Ученики в полукруге.

— Представьте себе, что на полу перед вами стоит тазик. Он волшебный, потому что по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед нами мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрач­ный. Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Окуните палец, подденьте немного меду. Видите, как он стекает по пальцу, тяжелой струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус.

Не торопясь, помогая воспоминанию мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений.

— А теперь в тазике бензин!

Что еще может быть в тазике? Чередуются самые разнообразные и неожиданные вещи:

Сметана, а потом одеколон.

Нефть, а потом малиновое варенье.

Какао, а потом клей.

Иод, а потом молоко.

Кеговая икра, а потом лягушки.

— Почему ваши тазики полны лягушек? Для чего вам приходится их перебирать? Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых боль­ших?

Упражнение 102

ТАЗИК ПАРТНЕРА

Занимаемся волшебным тазиком.

— Наполните свои тазики чем хотите, но не гово­рите соседям, что в них. Рассчитайтесь на первый-второй. Задание каждой паре—догадаться, что в тазике партнера.

— Приглядитесь по пальцам, которые партнер по­гружает в тазик, по тому, как он смотрит, нюхает, про­бует на вкус, — что это?

— Не надо стараться, чтобы партнер поскорее уга­дал. Не наигрывайте, не преувеличивайте своих ре­акций. Действуйте так, как если бы перед вами и на самом деле стоял тазик с тем, чем вы его наполнили. Действуя, вы должны знать, для чего вы это делаете, для какой вымышленной цели?

Упражнение 103

СТАКАН ЧАЯ

Упражнение индивидуального тренинга на переклю­чения.

— Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды памяти, какие воспоминания, какие дей­ствия могут помочь вашей вере в то, что вы действи­тельно держите в руке стакан чая?

Вот какие:

1) зрительные воспоминания—внешний вид ста­кана, цвет чая, пар над колеблющейся поверхностью жидкости;

2) осязательные воспоминания—ребристое стекло, его гладкие грани;

3) температурные воспоминания — жар горячего стекла;

4) мышечно-двигательные воспоминания — вес ста­кана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакан, чтобы не уронить и поддерживающих равновесие ста­кана, чтобы не расплескать чай;

5) обонятельные воспоминания—запах чая;

6) вкусовые воспоминания — вкус сладкого, горячего чая, если мы отхлебнем немного из воображаемого стакана.

Из всех этих следовых рефлексов, неразрывно свя­занных друг с другом, и складывается общее воспоми­нание. Мы представляем себе стакан чая в руке, и из глубин памяти тянутся вместе со зрительным образом и осязательные, и обонятельные, и другие воспомина­ния. Одно цепляется за другое, все связано в единый клубок. Нам то ясно видится стакан, то рука вспоми­нает, как она держит его горячие грани, то вспоми­нается запах чая,—все является нам само собой, в бес­порядочном смешении.

Потренируем механизмы переключения. Волевым усилием станем «переводить рычажок переключения» с одного аппарата на другой, в том порядке, какой мы сами определим. Нам не удастся добиться «чистых» воспоминаний, мы не в силах разорвать неразрывное и отделить зрительную память, например, от кинестети­ческой. Да это и не нужно. Действуя с воображаемым стаканом, мы .можем в каждый данный момент выделить доминанту, первый план общего воспоминания, одно из воспоминаний, оставив все остальные как бы на вто­ром плане. Итак, строим «круговую» ленту следовых рефлексов: зрительный образ—осязательный—темпера­турный — мышечно-двигательный — обонятельный — вкусовой — снова зрительный и т. д.

— Начали!

Упражнение 104

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН

— Запахи каких цветов вы можете вспомнить? Пере­берите а памяти—гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс,

хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, сирень, че­ремуха, гиацинт;

— Наша комната — цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставьте мысленно цветы, запомните, где что. Задание каждому—подобрать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, другой для тор­жественной встречи известного спортсмена. Конечно, это' будут разные, непохожие букеты.

— Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опи­шите его нам. Перебирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.

— Сегодня же сходите в настоящий цветочный мага­зин, возобновите в памяти и вид цветов, и их запахи, а завтра мы повторим это упражнение.

Упражнение 105

ПОЖАР

— Как вспомнить запах дыма? А если бы вы вошли в свою комнату и обнаружили бы, что она полна дыма? Войдите в комнату!.. Что бы вы делали, обнаружив пожар? Дым ест глаза, смотреть трудно... Да, вы за­щищали бы свои глаза, открывали бы только на мгно­вение узенькую щелочку, чтобы увидеть, где горит... Да, пытались бы пробраться туда сквозь дым, чтобы по­гасить огонь. Что горит? Огибались бы, пряча глаза от дыма. Зажимали бы нос, старались бы как можно реже дышать...

— Теперь вспомнили запах дыма?

Упражнение 106

ФЛАКОНЫ

.Ученики, в малом кольце. — Передавайте по кругу два воображаемых флакона. Один—с хорошими духами (надо знать, какими), другой—с нашатырным спиртом. Принимая флаконы, удостоверьтесь по запаху, те ли флаконы вы получили, и отсылайте их дальше.

Упражнение 107

ВОЛШЕБНЫЙ ГРАФИН

Для этого упражнения нужен графин с водой и ста­каны.

— Пусть каждый нальет себе из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток—какао. Вспомнили вкус? Запах? Вид? Когда вспомяните, только тогда отпейте немного.

— Второй глоток — хлебный квас, прямо из холо­дильника.

— Третий глоток — горячий черный кофе.

— Четвертый—рыбий жир.

— Пятый — молоко.

— Шестой—нарзан (тут и слуховая память тре­буется—вспомните, как шипит нарзан в стакане!).

— Седьмой—касторка.

— Сделайте четыре глоточка, один за другим — меда, лимонного сока, соленой минеральной воды, горького раствора хины. Вспоминаете ли вы четыре основных вкусовых свойства — сладкое, кислое, соленое, горькое?

Упражнение 108

Наши рекомендации