Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи, произносительной стороны речи

Н. В. Нищева

Перспективное планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста

Период обследования (сентябрь)

Задачи периода:

1. Создание положительного микроклимата в группе.

2. Знакомство с детьми, установление с ними эмоционального контакта.

3. Индивидуальная педагогическая диагностика развития детей и заполнение речевых карт.

4. Распределение детей по подгруппам с учетом результатов диагностики.

5. Установление контакта с другими специалистами, совместное планирование коррекционной и образовательной деятельности. Написание рабочих программ с учетом результатов индивидуальной педагогической диагностики.

6. Проведение бесед с родителями и сбор анамнеза.

I. Познавательное развитие

Развитие психических функций

Воспитание слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти

1. Формирование внимания к неречевым звукам.

2. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы.

3. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.

4. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи.

5. Формирование умения узнавать и различать бытовые шумы, звуки природы.

6. Развитие чувства темпа, ритма, сосредоточенности, выдержки.

7. Развитие слухоречевой памяти.

Воспитание зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти

1. Развитие оптико-пространственной функции, воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта.

2. Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом, объектом.

3. Формирование умения находить сходные предметы среди других предметов при

наличии эталона.

4. Формирование умения подбирать парные картинки, составлять разрезные картинки из 2 частей (вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы).

5. Развитие зрительной памяти в играх.

Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса

1. Стимуляция пальцевой моторики посредством массажа кистей и пальцев рук.

2. Развитие пальцевой моторики в специальных играх, упражнениях,

пальчиковой гимнастике.

3. Обучение работе со строительным материалом (кубиками, крупным

конструктором). Формирование умения выполнять несложные постройки по

образцу и описанию (домик, мостик, башенка, стульчик).

4. Обучение разборке и хаотичной сборке пирамидки.

5. Обучение выполнению манипуляций с матрешками, игрушками-

вкладышами.

6. Формирование навыка хаотичной шнуровки.

7. Обучение нанизыванию крупных бусин на шнурок.

8. Формирование навыков работы с крупной мозаикой.

9. Обучение складыванию разрезной картинки из двух частей (горизонтальный, вертикальный и диагональный разрезы).

10. Обучение расстегиванию крупных пуговиц.

Формирование элементарных математических представлений

1. Ознакомление детей с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

2. Обучение подбору геометрических форм по подобию и по называнию.

3. Формирование понятий большой, маленький, один, много, ни одного.

4. Обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию.

5. Формирование навыка дифференциации предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения размеров.

6. Формирование умения подбирать предмет по двум заданным характеристикам (большие круги, красные круглые яблоки).

II. Речевое развитие

Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи, произносительной стороны речи

1. Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного

выдоха.

2. Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков [у], [а], [о], [и] вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью.

3. Формирование навыка плавного снижения интенсивности звучания гласного

в процессе его длительного протягивания.

4. Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: [у] – воет волк, [а] – девочка качает куклу, [о] – у мальчика болит зуб, [и] – кричит ослик.

5. Развитие речевого подражания на базе гласных звуков [у], [а], [о], [и], и их

слияний.

6. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в открытых

слогах и словах с ними.

7. Формирование элементарных артикуляторных навыков.

8. Развитие силы и динамики голоса.

9. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и

звукоподражаний.

10. Развитие способности к звукоподражанию в различных играх.

11. Формирование навыка прохлопывания, простукивания, протопывания слогового рисунка слов из двух открытых слогов.

Наши рекомендации