Роли музыки в жизни человека
В. Астафьев «Домский собор»
Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.
К. Паустовский «Старый повар»
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
В. Короленко «Слепой музыкант»
Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
РОЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
М. Горький «Мои университеты»
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…
Роли чтения в жизни человека
Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».
Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Р. Брэдбери «Воспоминания»
«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».
НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.
В. Шукшин
«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»
РОЛИ ЖИВОПИСИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Б. Екимов «Музыка старого дома»
Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.
РОЛИ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА
В. Тендряков «Свидание с Нефертити»
В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.
СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ
Личности и власти
М.Замятин «Мы»
Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.
Господства зла в мире (справедливого возмездия)
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.
Добра и зла
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.
НЕДОПУСТИМОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОД ВЕЩЕЙ (ОПАСНОСТИ НЕПРОДУМАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ)
М. Булгаков «Собачье сердце»
Главный герой повести - профессор Преображенский- задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
М. Булгаков «Роковые яйца»
Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.