Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплины


Семинары-дискуссии.

Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Вопросы к дискуссии по теме 1.4. Государство и право Золотой Орды (XIII - XV вв.).

- Проблема влияния “наследия Чингисхана” на дальнейшее развитие отечественной государственности.

- Александр Невский: коллаборационист или герой?

Вопросы к дискуссии по теме 1.5. Образование централизованного государства и развитие права (вторая половина XV- первая половина XVI вв.)

- Возникновение Московского княжества и причины его быстрого возвышения.

- Влияние теории «Москва – третий Рим» на развитие отечественной государственности

Вопросы к дискуссии по теме 3.1. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1918 гг.)

- Выборы, созыв Учредительного собрания и его роспуск.

- Первые декреты советской власти

Вопросы к дискуссии по теме 3.4. Советское государство и право в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.)

- Государственный и общественный строй в 1930 – 1940 гг: социализм, тоталитаризм, политаризм или…?

- И.В. Сталин как государственный деятель: имя России или проклятие России (эффективный менеджер или кровавый тиран).

Вопросы к дискуссии по теме 3.6. Советское государство и право в послевоенный период (1945 – начало 1950-х гг.)

- Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенный период (1945 – начало 50-х гг. XX в.).

- Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945 – начало 50-х гг. XX в.).

Вопросы к дискуссии по теме 3.7. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - начало 60-х гг.)

- Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР: причины и последствия

- Карибский кризис (1962)

- Новочеркасский расстрел (1962)

Вопросы к дискуссии по теме 4.2. Состояние и развитие российской системы права на современном этапе (с 1991г. по настоящее время).

- Состояние современной системы права России.

Решение задач (казусов)

Алгоритм решения казусов включает в себя следующие этапы: 1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения; 2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения); 3) поиск соответствующих памятников права; 4) толкование правовых норм, подлежащих применению; 5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию; 6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде.

1. Примеры задач (казусов) к теме 1.2. Древнерусское государство и право (IX-XIIвв.)

1.В Киеве холоп А., встретив на улице купца Б., ранее обманувшего его, ударил своего обидчика по лицу и скрылся в доме своего хозяина. Последний отказался выдать своего холопа. Каким должно быть решение суда по Русской Правде?

2.Псковский купец А. вынужден был срочно вернуться домой с новгородской ярмарки. Нераспроданные шесть мешков пшеницы он оставил у новгородца Б. Из-за спешки договор был заключён без формальностей. Спустя месяц А., вернувшись в Новгород, потребовал назад свой товар. Б вернул А. только пять мешков пшеницы. Княжеский судья, к которому обратился А., потребовал доказательств совершения сделки. Купец поклялся, что оставлял шесть мешков, и дело было решено в его пользу. Правильно ли поступил судья, руководствуясь Русской Правдой?

3.Братья А. и Б. поселились на земле боярина В.. Вскоре А. поступил к нему на службу в качестве ключника, а Б., решивший заняться землепашеством, взял у В. в купу зерно и инвентарь. В 1137г. боярин продал братьев как холопов своему соседу. Узнав о недоброй славе того, А. и Б. спешно бежали в Новгород. В соответствии с Русской Правдой определите, каково будет судебное решение по этому делу.

2. Примеры задач (казусов) к теме 1.3. Государство и право в период политической раздробленности (XII-XIII вв.)

1. У земца А. неожиданно умерла жена, не оставив после себя завещания. Между тем был у жены в собственности большой участок земли. Как вести себя А., чтобы остаться собственником этого участка согласно Псковской судной грамоте?

2. Два боярина – А. и Б. – подрались на свадьбе в пьяном состоянии. Их разняли без особого труда. На утро А. и Б. просили друг у друга прощения за нанесенные побои, оставившие основательные следы на лицах обоих. Полагается ли в данном случае ответственность по Псковской Судной грамоте?

3. Бедный пропойца А. долго завидовал уважаемому и богатому смерду Б. Однажды, напившись, А. забросил несколько углей из своей печи Б. в поленницу. Пожару не дали перекинуться на соседние дома, но дом Б. сгорел. Какую ответственность понесет А согласно Псковской судной грамоте, если его вина полностью доказана?

3. Тестирование – это оценочное средство, направленное на оценку владения терминологическим аппаратом и конкретными профессиональными знаниями.

Тест по теме 1.2.

1.Преимуществом при наследовании по закону по Русской Правде обладал

А) супруг(а)

Б) младший сын

В) старший сын

Г) старшая дочь

2.Орган местного крестьянского самоуправления в Древней Руси

А)совет

Б)вервь

Г)снема

Д)курултай

3. Пункты для для сборы дани, установленные княгиней Ольгой

А)погосты

Б) уроки

В)соборы

Г)снемы

4.Очевидцы преступления по Русской правде

А)свидетели

Б)смотрители

В)видоки

Г)смотрящие

5.Штраф за убийство по Русской правде

А) вергельд

Б) вира

В) кара

Г)вервь

6. Большую часть крестьянства Древней Руси составляли

А)челядь

Б)смерды

В)закупы

Г)холопы

7.Субъектами преступления в соответствии с Русской Правдой были

А)все физические лица, кроме рабов

Б) все физические лица, включая рабов

В) только смерды и холопы

8. Вид штрафа за убийство налагавшийся на всю общину по Русской правде

А)дикая вира

Б)зверский вергельд

В)повальная вервь

Г)повальное головничество

9.Древнейшая редакция Русской Правды

А)Пространная Правда

Б)Краткая Правда

В)Сокращенная Правда

10.Олег Вещий захватил власть в Киеве в:

А)782 г;

Б)882 г;

В)893 г;

Г)911.

Тест по теме 1.3.

1. К сословию «житьих людей» в Новгороде относят

А) мелких землевладельцев, обрабатывавших землю самостоятельно или сдававших ее в аренду

Б) средних землевладельцев, которые также занимались торговлей и ростовщичеством

В) крупных землевладельцев

Г) свободных крестьян

2. Вечевым собранием и боярским советом в Новгороде руководил

А)посадник

Б)тысяцкий

В)владыка

Г)архиепископ

3. Главная функция князя в Новгороде

А)организация защиты Новгорода от внешних врагов

Б)осуществление правосудия

В)обеспечение правопорядка

Г) судебная

4. Ведущая роль в политической жизни Галицко-Волынского княжества играл(и,о)

А)князь

Б)вече

Г)бояре

Д)духовенство

5. Какие функции выполнял тысяцкий в Новгороде?

А) председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией

Б) занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления

В) был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов

6. Административно-территориальные единицы Новгородской земли

А)пятины

Б)концы

В)волости

Д)области

7.Народное ополчение в Новгороде возглавлял

А)посадник

Б)тысяцкий

В)владыка

Г)архиепископ

8.Княжеский (феодальный съезд) в XI-XIV вв.

А)совет

Б)снема

В)собор

Г)курултай

9.До начала XII в. Новгородская земля была

А)самостоятельным государством

Б)частью Киевской Руси

В)частью Псковской земли

Г)частью Литовского княжества

10. Псковская Судная грамота содержит:

A) 68 статей;

Б) 120 статей;

В) 121 статью;

Г) 312 статей.

Тест по теме 2.1.

1.Пытка согласно процессуальному праву XVIII в., в России не применялась

А)по отношению к женщинам

Б)по отношению к дворянам, высшим чиновникам (за исключением дел о государственных преступлениях и убийствах, причем «с подлинными о том доводами»)

В)только по отношению к высшим чиновникам

Г) ко всем сословиям, кроме крестьянства

2. ПоТабели о рангах 1722 г. лица, дослужившиеся до чинов VIII класса получали

А)потомственное дворянство

Б)личное дворянство

В)дополнительный земельный надел

Г)денежную премию

3.Какая группа преступлений стоит на первом месте в Воинских артикулах?

А)преступления против жизни

Б)преступления против веры

В)преступления против суда

Г) преступления против имущества

4.Рекрутской повинности при Петре Великом подлежало

а)мужское население старше 18 лет

б)мужское население старше 25 лет

в)все податное мужское население

5.Майорат это

А)порядок наследования по закону, по которому недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое делилось поровну между остальными наследниками

Б)порядок наследования по завещанию, согласно которому наследодатель имел право завещать недвижимое имущество только младшему сыну

В)порядок наследования по завещанию, согласно которому наследодатель имел право завещать недвижимое имущество только одному из сыновей по выбору

6. Полиция в Российской империи появилась

Б)в начале XVIII в

А)в конце XVIII в

В)в начале XIХ в

Г) в середине XIХ в

7. Высшим судебным органом России (после главы государства) в XVIII в. являлся

А)Сенат

Б)Верховный суд

В)Синод

Г)Генеральный прокурор

8. Центральными органами управления до создания коллегий именовались

А)фискалами

Б)приказами

В) путями

В)министерствами

9. «Политической смертью» в XVIII в. называлось такое наказание как

А)ссылка на каторгу пожизненно

Б)ссылка за пределы страны

В)конфискация имущества, лишение чести и всех прав

10. Созданный в 1721 г. высший орган церковного управления имел название

А)Духовная коллегия;

Б)Монастырский приказ;

В)Святейший Синод;

Г)Церковный приказ;

Д)Приказ патриарха.

Тест по теме 2.2.

1.Какую функцию выполнял Государственный совет?

А)являлся законосовещательным органом

Б)являлся законодательным органом

В)являлся органом, осуществлявшим надзор за законностью в государственном управлении

Г)являлся органом, координировавшим деятельность министерств и ведомств

2.Согласно наследственному праву России первой половины XIX в. имущество при отсутствии завещания переходило

А)к императору

Б)к наследникам по закону

В)к государству

Г)в местный бюджет

3. Большинство городского населения в России в первой половине XIX в. составляли

А)купцы

Б)мещане

В)рабочие люди

Г)пролетариат

4. Согласно принятому в 1803 г. Указу о свободных хлебопашцах помещики получали

А)право освобождать крестьян от крепостной зависимости без земли и без выкупа

Б)право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп

В)право предоставлять крестьянам землю в пользование, за что последние должны были нести определенные по договору повинности

5. Основой структуры Свода законов М.М. Сперанского являлось

А)деление права на публичное и частное

Б)деление права на общее и личное

В)деление права на гражданское и уголовное

6. Нормативные правовые акты в Полном собрании законов Российской империи расположены

А) в соответствии с юридической силой правовых актов

Б) в хронологическом порядке

В)в алфавитном порядке

Г)по отраслевому принципу

7. Государственный Совет был создан в:

А)1801 г;

Б)1802 г;

В)1803 г;

Г)1810 г.

8. Административное деление России в первой половине XIX века представляло собой:

A) воеводство, провинция, уезд;

Б) наместничество, уезд;

В) генерал-губернаторство, уезд.

Г) губернаторство, волость.

9. Назовите период правления Александра I:

А) 1800-1822 гг.;

Б) 1801-1826 гг.;

В) 1801-1825 гг.;

Г) 1798-1815 гг.;

Д) 1803-1820 гг.

10. Какой орган власти, задуманный М.М. Сперанским, был образован в России в начале XIX в. и какие он имел департаменты?

А) Императорский совет (военных дел, иностранных дел);

Б) Государственный совет (законов, государственной экономики, гражданских и воен-ных);

В) Совет министров (иностранных, внутренних, военных дел);

Г) Административный совет (канцелярских, военных, гражданских дел).

Тест по теме 2.4.

1. Первая Государственная Дума была распущена, потому что:

A) не отвечала интересам царя;

Б) нарушила регламент работы;

В) закончился срок полномочий;

Г) произошла революция.

2. Государственная Дума в Российской империи созывалась:

A) один раз;

Б) два раза;

В) три раза;

Г) четыре раза;

Д) пять раз.

3. В историко-юридической науке царской конституцией называется:

A) Манифест 17 октября 1905 г.;

Б) Свод Законов Российской империи;

В) Свод основных государственных законов Российской империи;

Г) Положение о выборах в Государственную Думу.

4. Закон, положивший начало многопартийной системы в буржуазной России – это:

A) Манифест от 5 сентября 1903 г.;

Б) Закон от 17 октября 1904 г.;

В) Манифест от17 октября 1905 г.

Г) Законн от 5 сентября 1906 г.

5. Какими полномочиями не располагала Государственная Дума в начале ХХ века?

А)утверждать государственный бюджет

Б)формировать подотчетное ей правительство

В)осуществлять контроль за строительством железных дорог

Г) регистрировать вновь создававшиеся акционерные кампании.

6. Земское движение в начале XX в. ставило целью …

А) ввести суд присяжных;

Б) отмену крепостного права;

В) ликвидировать помещичье землевладение;

Г) создать нелегальные революционные организации;

Д) создать высший бессословный орган представительской власти.

Тест по теме 3.2.

1.Высшая мера наказания в советском государстве до лета 1918 г.

А) смертная казнь

Б)объявление вне закона

В)изгнание за пределы государства

Г)лишение свободы

2. Высший государственный орган власти по Конституции РСФСР 1918 г.

А) Совет народных комиссаров

Б) Всероссийский центральный исполнительный комитет

В) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов

3. На основании Декрета ВЦИК 1918 г. «Об отмене наследования» имущество умершего становилось достоянием советского государство, если оно превышало:

А) 5 тысяч рублей;

Б) 10 тысяч рублей;

В)15 тысяч рублей;

Г)20 тысяч рублей.

4. Орган власти, который согласно Конституции РСФСР 1918 г., обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры

А)ВЦИК

Б)волостной съезд Советов

В)Всероссийский съезд Советов

5.По Декрету «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» действительными признавались:

А)только гражданские браки, зарегистрированные в органах ЗАГСа;

Б)церковные браки;

В)любые формы брака.

6.Наиболее общественно опасными в советском государстве 1917 – 1920 гг. считались преступления:

А)против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности

Б)контрреволюционные заговоры, восстания, мятежи

В)должностные преступления

Г)имущественные.

7. Основным звеном в судебной системе Советского государства был созданный в ноябре 1918 г.:

А)губернский суд

Б)народный суд

В)Верховный суд

Г)Военный трибунал.

8. Основой политики «военного коммунизма» являлось (лась)

А) Национализация всех мелких, кустарных и ремесленных предприятий

Б) полная национализация промышленности

В)введение продовольственного налога

9. Характерной чертой государственного аппарата периода гражданской войны являлось:

А) повышение роли конституционно установленных органов власти

Б) создание чрезвычайных органов, подменявших зачастую деятельность конституционных органов власти

В) уменьшение полномочий ВЧК и других правоохранительных органов

10. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния 1918 г. признавал законными браки:

А) зарегистрированные в советских государственных органах

Б) заключенные в церкви

В)одобренные трудовыми коллективами

Тест по теме 3.3.

1. НЭП в России был введен в:

A) 1919 г.;

Б) 1920 г.;

В) 1921 г.;

Г) 1922 г.

2. Начало НЭПа означало ликвидацию

А) безработицы

Б) продразверстки

В) продналога

Г) частной торговли

3. Причиной перехода советского руководства к НЭП стал(о, и)

А) мятеж левых эсеров в Москве и других городах

Б) массовое недовольство крестьян политикой «военного коммунизма»

В) поражение России в Первой мировой войне

Г) создание нового союзного государства - СССР

4. Для НЭП было характерно

А) введение продразверстки на сельскохозяйственную продукцию

Б) разрешение участия иностранного капитала в форме концессий

В) запрещение наемного труда

Г) учреждение совнархозов для управления промышленностью

11. Лозунг «Обогащайтесь!», обращенный к зажиточным крестьянам, во второй половине 1920-х гг. выдвинул:

А) И.В.Сталин Б) Л.Д. Троцкий В) Н.И. Бухарин Г) В.И. Ленин

5. «Нэпманами» называли представителей

А) беднейшего крестьянства Б) высшего партийного руководства

В) советской интеллигенции Г) новой буржуазии

6. Крупные государственные промышленные предприятия, действовавшие на принципах хозрасчета, в период нэпа назывались

А) концессиями Б) синдикатами В) трестами Г) главками

7. План объединения советских республик в составе РСФСР, предложенный И.В. Сталиным, получил название плана

1) автономизации 2) федерализации 3) унитаризации 4) интеграции

8. СССР был создан в

1) 1918г. 2) 1922г. 3) 1924 г. 4) 1925г.

9. Договор и Декларацию об образовании СССР наряду с Россией, Белоруссией, Закавказской Федерацией подписала

А) Казахстан 2) Литва 3) Украина 4) Молдавия

10. Первая Конституция СССР была принята в

1) 1918 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1936 г.

Тест по теме 3.8.

1. Принцип, провозглашенный основополагающим во внешней политике и получивший юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

А)прагматизм и многовекторность

Б)ограничение полномочий государства, защита прав личности

В)принцип мирного сосуществования двух систем (капиталистической и социалистической)

2.Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти согласно Конституции СССР 1977 г. являлся

А)Президиум Верховного Совета СССР

Б) СНК СССР

В) Совет Министров СССР

3.Согласно Конституции СССР 1977 г. в состав СССР входило

А) 14 союзных республик

Б) 15 союзных республик

В) 16 союзных республик

4.В 1970-е гг. традиционной формой отстранения от дел представителей высшей партноменклатуры становится

А) отправление на пенсию

Б) осуждение за преступления

В) увольнение

5.В Конституции СССР 1977 г. впервые было закреплено право

А) на труд

Б) избирать

В) на охрану здоровья

6. Пост Генерального секретаря ЦК КПСС был восстановлен при …

А) Н.С.Хрущеве

Б) Ю.В.Андропове

В) Л.И.Брежневе

7.Согласно Конституции СССР 1977 г. роль руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций отводилась:

А) КПСС

Б)Верховному Совету СССР

В)ВЛКСМ

8. Верховный Суд СССР согласно Конституции 1977 г. формировался

А) Верховным Советом СССР

Б) ЦК КПССС

В) Советом министров СССР

9. В Конституции СССР 1977 г. впервые было закреплено право

А) на свободу слова

Б) избирать

В) на пользование достижениями культуры

10. Косыгинская экономическая реформа 1965 года предусматривала в том числе

А)децентрализацию управления экономикой

Б)утверждение территориального принципа управления промышленностью

В)повышение материальной заинтересованности работников предприятий

4. Доклад студента - это оценочное средство, при котором студент представляет публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской и научной темы.

При подготовке к докладу необходимо изучить нормативную и специальную литературу по вопросу.

Примерные доклады к теме 2.1.

1. Становление абсолютной монархии.

2. Реформы Петра I в сфере государственного управления

3. Сословные реформы Петра I.

4. Уголовное право в первой четверти XVIII в.

5. Суд и процесс в первой четверти XVIII в.

6. Государство и церковь в эпоху абсолютизма.

Примерные доклады к теме 2.2.

1. Деятельность М. М. Сперанского.

2.Кодификация русского права в первой половине XIX в.

3. Развитие уголовного права в первой половине XIX в.

Примерные доклады к теме 2.4.

1.Первая российская революция и ее государственно-правовые последствия.

2.Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906-1911 гг.

3. Манифест 17 октября 1905 г.

4. Российский парламентаризм нач. XX в.

Примерные доклады к теме 3.2.

1. Чрезвычайные органы власти в период Гражданской войны

2. Сибирское правительство.

3.Правительство Юга России.

Примерные доклады к теме 3.3.

1. Образование СССР

2. Конституция СССР 1924 г.

3. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

4. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

5. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

5. Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.Из числа студентов формируется две команды по 4-5 человек, члены жюри, тайм-скипер, остальные учащиеся активно задают вопросы.

Правила дебатов

I. Общие положения.

Каждая команда должна иметь капитана.

Капитаном команды может быть любой из спикеров в команде.

Задача капитана команды – решать текущие административные вопросы: обращение руководства турнира на неточности в судействе, и другим вопросам, связанным с проведением турнира.

Суть дебатов — убедить нейтральную третью сторону (судейскую) в том, то ваша позиция сильнее позиции оппонента по средствам аргументации и контр-аргументации.

Сторона (правительство/оппозиция) определяется жеребьевкой до начала раунда

II. Формат игры.

В каждой игре между собой соревнуются 2 команды;

Команда играет за Правительство и Команда за Оппозицию;

Команды состоят из:

премьер-министра, заместителя премьер-министра, двух членов правительства и секретаря правительства (команда Правительства);

лидера оппозиции и заместителя лидера оппозиции, двух членов оппозиции и секретаря оппозиции (команда Оппозиции);

Спикеры выступают последовательно друг за другом, начиная с Премьер-министра команды Правительства, заканчивая секретарем оппозиции команды Оппозиции;

Продолжительность речи каждого спикера не более 7 минут. Паузы на подготовку между речами спикеров отсутствуют.

Информационные запросы задаются по ходу игры, для этого необходимо встать и отчетливо произнести: «Вопрос», «Комментарий» или «Уточнение». Давать комментарий или задавать вопрос можно только после разрешения выступающего.

Информационными запросами могут быть:

уточняющие вопросы (если что-то непонятно в реплике оппонента);

атакующие вопросы (атака на аргументы оппонента);

комментарии;

Информационные запросы задаются не чаще, чем каждые 20 секунд; время на сам информационный запрос ограничивается 15 секундами.

Первая и последняя минута в выступлении каждого спикера являются «защищенными», т.е. в это время вопросы не задаются.

III Судейская коллегия.

Перед каждой игрой создается судейская коллегия из 5 человек.

Помимо судей назначается ответственный секретарь, который выполняет обязанности тайм-кипера

Ответственный секретарь следит за временем выступления, и за соблюдением правила 20/15 секунд. Сообщает судьям недоговоренное спикером время, если оно составляет более чем 30 секунд, объявляет решение судей, рейтинг команд

На каждую игру назначается Старший судья.

В конце игры Старший судья должен заполнить протокол в течение 5 минут и сдать для обработки результатов.

Результат каждой игры получается путем сложения голосов, отданных судьями командам. Каждый судья имеет 1 голос (1 балл). Судья может отдать его любой команде. Побеждает команда, набравшая большее количество голосов (баллов).

Каждый судья принимает решение независимо от других судей.

1. Примерная тематика дебатов для темы 2.3.

Отмена крепостного права в России

2. Примерная тематика дебатов для темы 3.9.

Сухой закон: за и против

3. Примерная тематика дебатов для темы 4.1.

События октября 1993 г.

6. Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов.Перед показом фильма перед обучаемыми ставится несколько (3-5) ключевых вопросов для последующего обсуждения. В конце занятия совместно с обучаемыми подводятся итоги и озвучиваются полученные выводы.

1. Просмотр и обсуждение видеофильма по теме 2.5.

Документальный фильм 1991 г. режиссера В. Ермакова «Похищение будущего. 13 часов учредительного собрания»

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Кто на ваш взгляд является главным «виновником» Февральской и Октябрьской революций 1917 г.

2. Был ли на Ваш взгляд шанс эволюционного развития у России в начале XX в.

3.Как бы на Ваш взгляд сложилась история России, если бы Учредительное собрание продолжило свою деятельность и не было бы распущено?

2. Просмотр и обсуждение видеофильма по теме 3.5.

Документальный фильм 1965 года режиссера М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Существует легенда, что фильм после премьеры был изъят из проката по идеологическим причинам. Как вы думаете, каковы эти причины?

2. Как на Ваш взгляд, что есть общего и различного в политическом режиме СССР эпохи И.В. Сталина и нацистском режиме в Германии.

3. Что на Ваш взгляд в фильме носит пропагандистский характер, соответствующий времени, когда был снят фильм, а что остается современным и ценным для нашего времени.

7. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Примерная тематика эссе к теме 1.6..

1. Земские соборы – альтернатива западноевропейскому парламентаризму?

2. Иван Грозный: кровавый тиран или крепкий государственник?

3. Андрей Курбский: государственный преступник или первый диссидент?

4. Местничество: за и против.

5. Смутное время: кто виноват и, что надо было сделать, чтобы его избежать?

Наши рекомендации