V компетенции, подлежащие оцениванию
Определение оптимальной совокупности (системы) компетенций, подлежащих оцениванию, исходит из понимания взаимосвязи компетенций и структуры педагогической деятельности. Ниже представлена таблица, в которой эта взаимосвязь отражена. Таблица составлена с учетом опыта конструирования профессиональных компетенций заключенного в работах И.А. Зимней. Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Е.А. Климова и др.
Структура педагогической деятельности | Содержание деятельности | Компетенции, которые выпускник должен продемонстрировать |
1.Проектировочная деятельность | Обеспечивает стратегию музыкально-педагогической деятельности | 1.Умение определять и формулировать актуальные проблемы музыкально-педагогической деятельности. 2.Способность определять место урока, темы, раздела в в учебном плане и рабочей программы. 3.Умение осуществлять необходимые взаимосвязи музыкального искусства с другими дисциплинами и видами искусств. |
2.Коструктивная деятельность | Обеспечивает реализацию тактических целей воспитания и обучения | 1.Владеет различными методиками воспитательно- учебных воздействий. 2.Способность к отбору музыкального, дидактически целесообразного содержания воспитательно-учебного материала, методов, технологий, форм воспитания и обучения и т.д. |
3.Организаторская деятельность | Служит организации процесса музыкального воспитания и обучения учащихся, а также самостоятельной музыкально-педагогической деятельности учителя. | 1.Высркий уровень культуры воспитания и обучения. 2.Умение проводить культурно-массовые мероприятия. 3.Способность к самоконтролю и саморегуляции. 4.Навыки эффективной самопрезентации музыкальной деятельности. |
4.Коммуникативная деятельность | Устанавливает взаимоотношения между субъектами образователь- ного процесса | 1.Высркий уровень коммуникативной культуры. 2.Культура речи (внятность, четкость артикуляции, оправданная громкость и экспрессивность речи). 3.Педагогический такт (уважительное отношение к присутствующим, отсутствие оскорблений, признание своих возможных ошибок). 4.Способность к педагогической импровизации. 5.Готовность вдумчиво и осознанно слушать окружающих. |
5.Гностическая деятельность | Обеспечивает систему общекультурных и специальных музыкальных знаний обучающихся | 1.Готовностьоперировать специальными знаниями в области музыкального искусства, музыкальной психологии и педагогики. 2.Владение общекультурными знаниями в области религии, права, политики, экологии и др. 3.Готовность приобретать новые знания в области музыкально-педагогического образования. 4.Умение формулировать и проверять гипотезы, критически оценивать полученные результаты. |
6.Ценностно-смысловая деятельность | Обеспечивает ценностную ориентацию студента | 1.Умение выделять ценностно-смысловые аспекты в содержании воспитательно-учебного материала. 2.Знание способ стимулирования ценностно-смысловой деятельности учащихся на уроке музыки. 3.Способность к педагогической рефлексии. 4.Устойчивая мотивация на воспитание личности учащегося средствами музыкального искусства. 5.Способность к интерпретации и философскому осмыслению явлений окружающей действительности. |
7.Творческая деятельность | Обеспечивает постоянную созидающую деятельность в области музыкально-педагогического образования | Способность к: 1.дидактическому творчеству (изобретать различные способы отбора и структуриро- вания учебного материала, методов его передачи и усвоения). 2.технологическому творчеству (поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и педситуаций). 3.организаторскому творчеству (создание новых способов планирования, контроля т.д.), 4.коммуникативному творчеству (поиск и воплощение в жизнь новых форм и подходов к взаимодействию педагога и учащихся). |
8.Музыкально-педагогическая деятельность | Обеспечивает н целостность профессиональ-ной подготовки будущих учителей в области музыкального образования | 1.Готовность и способность к самореализации в виде творческих музыкально-исполнительских работ, наглядных пособий, образцов, методических таблиц и т.д. 2.Владение арсеналом технических средств и приемов, а так же средствами музыкального исполнительства. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (голос нот). – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с. – (Модернизация общего образования на период до 2010 г.).
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А В. Моложавенко, И.А. Соловцева ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 132 – 142.
3. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42. [3, 9].
5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. // Педагогика. 2003. № 2. С. 3 - 10.
6. Краткий словарь понятий, терминов, определений, используемых в современной педагогике искусства. /сост. Л.Г. Савенкова. – М. – ИХО РАО. – 2008. – 44 с. – С. 33.
7. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов. – М.: Рус. яз., 1990. – 704 с.
8. Манахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: учеб пособие / В.М. Манахов. – Волгоград: ВГУ, 1995.
9. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 55 - 63.
10. Немыкина И.Н. Механизм обеспечения качества образования в профессиональной подготовке педагога-музыканта: Программа повышения квалификации. – М.: АПКиППРО. 2009. – С. 16 – 17.
11. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В .А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - С. 43.
12. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Фенике, 2006. - С. 158 - 165.
13. Смыковская Т. К., Методическая система дистанционного обучения предмету: структура, функции и характеристика компонентов. Дата публикации: 25.04.2006. Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, o6ni;ecTBO»URL статьи: http://journal.sakhgU.ru/
14. Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Педагогика. 2000. № 8. С. 29 - 37.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1