Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий ЕГЭ 2016 года
РУССКИЙ ЯЗЫК
Москва
Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ 2016 г. по русскому языку предназначены для очной и дистанционной подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку.
В учебных материалах дается схематичная информация о нормативных основах работы эксперта предметной комиссии, краткие инструкции по оцениванию выполнения отдельных заданий экзаменационной работы и действиям в типичных проблемных ситуациях оценивания. Материалы содержат вопросы для входного контроля, теоретические и практические задания, а также изображения экзаменационных работ для тренировки в оценивании ответов участников экзамена.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2016
Входной контроль. 4
Модуль 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссии. 20
Модуль 2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения задания с развернутым ответом 32
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста. 35
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 40
Критерий 3. Отражение позиции автора исходного текста. 43
Критерий 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. 44
Контрольные задания. 47
Критерий 5.Смысловая цельность и композиционная стройность. 57
Критерий 6. Точность и выразительность речи. 63
Критерии К7–К10. Грамотность. 64
Критерий 11. Соблюдение этических норм.. 66
Критерий 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. 66
Контрольные задания. 67
Модуль 3. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания. 73
Модуль 4. Тренинги. 83
Оценивание входного тестирования. Ответы.. 120
Контрольные задания. Критерии К1 – К4. Ответы.. 120
Контрольные задания. Критерии К5 – К12. Ответы.. 122
Оценивание работ модуля 4. Ответы.. 123
Словарь терминов и понятий (предметный) 135
Итоговый контроль. 137
Задачи пособия.
Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке задания с развернутым ответом и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов, эксперт будет
знать:
1) цели единого государственного экзамена;
2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:
· кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
· спецификацию экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;
· число заданий в тесте и отдельных его частях;
· порядок расположения заданий в тесте;
· типы заданий;
· общие требования задания с развернутым ответом;
3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональную представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;
4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания с развернутым ответом;
5) специфические подходы к системе оценки выполнения задания с развернутым ответом по русскому языку: при проверке второй части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;
6) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развернутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;
7) классификацию ошибок и недочетов в письменной речи, критерии разграничения ошибок;
8) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ;
понимать:
1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;
2) специфику тестовой формы контроля; отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков по предмету;
3) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;
4) ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части с развернутым ответом.
уметь:
1) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:
· следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;
· правильно оформлять протоколы проверки и оценки развернутых ответов экзаменуемых;
2) проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:
· умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
· умение анализировать содержание читаемого текста;
· умение выражать собственное мнение;
· умение аргументировать свою точку зрения;
· умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;
· орфографические и пунктуационные умения;
· владение нормами современного русского литературного языка;
3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;
4) разграничивать ошибки и недочеты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого повторяющиеся, однотипные и негрубые ошибки,
5) правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
6) обобщать результаты проверки работ.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
Входной контроль
Цель: проверка профессиональной компетенции и выявление пробелов в знаниях и практических умениях эксперта в ситуации проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года по русскому языку в соответствии с системой оценивания.
Входной контроль состоит из 10 заданий, проверяющий различные стороны подготовки эксперта.
1 |
Прочитайте перечень документов и определите, какие из них являются обязательными для работы эксперта предметной комиссии по русскому языку. В ответе запишите соответствующие номера из списка.
При проверке экзаменационных сочинений ЕГЭ эксперт работает со следующими документами:
1) таблицей пошагового оценивания ответа на задание второй части экзаменационной работы;
2) формулировкой задания с развернутым ответом;
3) текстом, на основе которого создается экзаменационное сочинение;
4) словарями и справочниками;
5) текстом рецензии задания 24;
6) информацией о тексте;
7) информацией об авторе текста;
8) общими критериями оценивания ответа на задание с развернутым ответом;
9) протоколом проверки ответов на задания бланка № 2;
10) памяткой для эксперта, проверяющего ответ на задание с развернутым ответом по русскому языку;
11) отдельно распечатанными таблицами с перечнем грамматических и речевых ошибок;
12) работой экзаменуемого.
Ответ:_________________________________________________
2 |
В каком варианте ответа допущена ошибка, не влияющая на баллы по критерию К7? Выпишите этот ответ.
о синим карандаше |
напопятную |
соплименник |
заинтирисовать |
доброжилательность |
Ответ:_________________________________________________
3 |
Прочитайте текст С.Михалкова и фрагменты экзаменационных сочинений. Оцените работы по критерию К2 («Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста) по каждому из фрагментов».