Современное состояние проблемы дизартрии. Понятие дизартрии. Дизартрические расстройства речи набл-ся при разных очаговых поражениях мозга (коры левого и правого полушарий
Понятие дизартрии. Дизартрические расстройства речи набл-ся при разных очаговых поражениях мозга (коры левого и правого полушарий, проводящих систем, подкорковых ганглиев, продолговатого и спинного мозга).
В одной из 1-х классификаций речевой патологии все расстройства артикуляции были выделены в отдельную группу и обозначены термином «дизартрия».Но в 1888. Говерс разделил дизартрические расстр-ва речи на церебральную и бульбарную формы. После нейроанатомическая классификация дизартрии Фресхельса в 1943, выделил 4 формы диз-и: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную
Самыая подробная классификация дизартрии по нейроанатомическому принципу у Пеохера в 1948, формы дизартрии: корковая; субкортикальная (при хорее, болезни Паркинсона); педункулярная; псевдобульбарная; бульбарная; церебеллярная; диэнцефальная; мезэнцефальная; периферическая, связанная с поражением черепных нервов; дизартрия, связанная с расстройствами глубокой чувствительности; дизартрия при диффузных поражениях мозга (токсикозы). Автор отдает себе отчет в несовершенстве, что обусловлено нечеткостью самого термина «дизартрия». Термин должен означать только дефекты артикуляции при периферическом или центральном поражении нервной системы. Не все перечисленные формы дизартрии относятся к расстройствам артикуляции, нередко они oказываются дефектами голосообразования, речевого дыхания, просодической организации речи: ритмической, темповой, мелодической устоявшимся термином ^'ди зартрия».
Некоторые авторы (1957) полагают, что не следует выделять большое число форм дизартрии на основе еще плохо изученных клинико-анатомических корреляций, различают чистые дизартрии и дизартрии ассоциированные, при которых моторные расстройства речи комбинируются с нарушениями процессов внимания и памяти. Среди чистых дизартрии ими выделяются 3 подгруппы, обусловленные поражением периферического двигательного нейрона, поражением центрального двигательного нейрона, и различные другие дизартрии, в основе которых лежат дистонии, координагорные расстройства и пр.
Гревель 1957: важность умения отличать языковые расстройства (афазии) от расстройств говорения. В своей классификации речевых расстройств. Дизартрии — это расстройства говорения вследствие различных очаговых поражений мозга.
Более ограничивает содержание понятия «дизартрия» Херорд Хигот 1964: к дизартриям он относит нарушения артикуляции, обусловленные расстройствами общей моторики пирамидного, экстрапирамидного или церебеллярного характера.
В нашейлитературе вопрос о дизартрии также мало разработан. Маргулис (1926) относил к дизартрии все двигательные расстройства речи за исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова и которые проявляются в клинике моторной афазией и апраксией. Все дизартрии он подразделил на бульбарную и церебральную формы, при этом церебральная делилась на кортикальную и субкортикальную.
Литвак 1959.Дизартрия - расстройства артикуляции, которые, трактуются им нечетко: нарушения темпа, ритма и интонации речи.
В последующих работах большее место занял слуховой метод фонетического анализа дизартричной речи с качественным анализов, полученных результатов на основе психолингвистических представлений.
Изучение природы дизартрии нашло отражение в практике отечественной логопедии. В учебнике Правдиной (1969) понятие дизартрии определяется уже с неврологических позиций, представляютсяотдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. Панченко (1972) делает попытку разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с ДЦП и создать методику логопедической работы.
Несмотря на успехи в изучении проблемы дизартрии, само это понятие остается еще довольно расплывчатым и мало определенным.
Коррекция с при нёбно-глоточной недостаточности - невозможно использовать упражнения с утрированным дутьем, как только приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, почти все они переходят на выдох глоткой.
Чтобы предупредить это и подготовить образование желобка на языке - дуть через соломинку, она лежит на середине высунутого языка и задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами. Учить дуть на руку или на пух через соломинку, придерживая ее сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта, и ребенок самостоятельно воспроизводит зазубное с.
Постановкац– слияние звуков т и с.
Трудности исправления шипящих - сложный артикуляционный уклад. Сближенные зубы препятствуют зрительному контролю.
При постановке ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика», трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом.
Исправление звука щ - достаточно произнестис, округлив губы и оттягивая назад кончик языка Используя это прием, можно не вызывать изолированный звук, а попытаться сразу произнести прямые слоги: ся, се, се, ею, си. Если кончик языка отодвинулся, то слышатся соответственно ща, ще, що, щу, щи. Еслиуже владеет правильным ш - протяжно произнестиш-ш, опуская широкий кончик языка вниз, спинка и корень неподвижны. Или просят произнести мягко ш = щ