Основные термины и понятия по теме
Общие понятия | Область супружеских отношений | Область взаимоотношений между родителями и детьми | Взаимодействие семьи как единого организма |
Семья, брак, муж, жена, родители, дети, поколение и т.д. | Имущественные и неимущественные права и обязанности супругов: заключение и расторжение брака, брачный договор, совместное имущество, измена и т.д. | Права и обязанности родителей и детей: воспитание, образование, забота, защита и т.д. | Психологический климат, общность, единство ценностей и т.д. |
Модели ролевого поведения
Роль – это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их социального статуса в системе межличностных отношений. Правила ролевого поведения устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Роль матери как домохозяйки
Домохозяйка знает как и умеет вести домашнее хозяйство – может грамотно расходовать семейный бюджет, заботится о бытовых нуждах всех членов семьи – приготовление пищи, уборка, стирка, мелкая починка одежды. Роль подразумевает такие качества как аккуратность, чистоплотность, опрятность.
Роль матери как воспитателя
Хорошо знает своих детей (их привычки, поведение и т.д.), знакома с основами медицины (оказание первой помощи, куда обратиться за медицинской помощью), готова встать на защиту прав и интересов детей, умеет быть объективной при разрешении конфликтных ситуаций.
Некоторые качества: заботливая, понимающая, организованная, одновременно и ласковая, и строгая, умеет поддержать, но при этом не вмешивается в личную жизнь.
Роль матери как жены, супруги
Поддержит в трудную минуту, умеет слушать, обладает чувством юмора, внешне привлекательная, умеет быть рядом, когда это необходимо. Источник эмоционального здоровья семьи (доброта, любовь, чуткость, душевная мягкость).
Роль отца как «добытчика», хозяина
Обеспечивает материальными ценностями, обеспечивает защиту в чрезвычайных и/или экстремальных ситуациях, умеет взять на себя ответственность за семью, обустройство семейного быта, является опорой семьи.
Роль отца как воспитателя
Готов дать совет, помочь, спокойный, рассудительный, умеет установить правила и следит за их выполнением, «регулировщик». В большинстве случаев будет являться примером для подражания.
Роль отца как мужа, супруга
Надежный, заботливый, готов защищать от внешних негативных воздействий.
Роль ребенка
Объект воспитания, объединяющий эмоциональный центр семьи, источник развития семьи в целом и каждого члена семьи отдельно. Нуждается в порядке, установлении четких границ в семье.
Роль бабушки (дедушки)
Носители семейных традиций и устоев рода, передают свой жизненный опыт последующим поколениям, готовы оказать помощь советом и делом. Объект заботы всех членов семьи. Важнейшие качества: мудрость, терпимость, умение слушать и слышать, быть эмоционально устойчивыми.
Следующий раздел определяет практическую составляющую тех знаний, о которых говорилось выше (знание моделей поведения). (см. таблицу 3)
Таблица 3
Умения и навыки, определяющие способность и готовность выполнять различные семейные роли, жить в семье и строить семью
«Я» как член семьи | Умение и навыки: выполнять семейную роль, соотносить свои интересы с интересами других членов семьи, оценивать себя и своё поведение в семье и т.д. |
Общение в семье | Умение и навыки: общаться с родителями, детьми, другими членами семьи и родственниками, выявлять и устранять семейные конфликты, выслушивать и учитывать мнения членов семьи по разным вопросам, обсуждать семейные проблемы и сопереживать и т.д. |
Семья как малая группа | Умение и навыки: анализировать отношения между членами семьи, поддерживать благоприятный психологический климат, планировать бюджет семьи, правильно оценивать поведение и намерения других членов семьи и т.д. |
В таблице 4 представлены два типа ценностей и установок, связанных с жизнь в семье, и два вида мотивов, побуждающих к определенному поведению в семье.
Таблица 4
Ценности и установки, связанные с жизнью в семье | Психологические | Любить и быть любимым, преодолевать одиночество, ощущать собственную полезность и ценность, чувствовать опору, защиту поддержку и т.д. |
Социальные | Жить в достатке, продолжить род, иметь надёжного сексуального партнёра, ведение совместного хозяйства, гарантия стабильности и т.д. | |
Мотивы, побуждающие к определенному поведению в семье | Внешние | Общепринятые в современном обществе нормы и принципы существования в семье: добровольность союза мужчины и женщины, равенство супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритет семейного воспитания, право ребенка на заботу, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства, защита прав ребёнка. Влияние моральных и нравственных устоев общества на поведение человека в семье |
Внутренние | Эмоционально-волевая сфера человека, уровень духовного, нравственного и морального развития (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость), т. е. поведение, продиктованное личностными особенностями человека как члена семьи. Отношение к семейным установкам и ценностям |
Методика
Тестовые задания условно разделены на пять групп, каждая из которых оценивает разные аспекты семейной социализации. Основными разделами содержания методики являются:
1. Знание понятий, относящихся к проверяемой области. Проверяются общие представления о семье как о социальном институте – задания 1–5.
2. Знание и понимание последствий, связанных с выполнением или не выполнением каких-то действий. Проверяются знание основ семейного законодательства и общепринятых в современном обществе норм и принципов существования в семье – задания 6–10.
3. Знание моделей поведения. Проверяется знание учащимися моделей поведения, соответствующих семейным ролям – задания 11–16.
4. Индивидуальные предпочтения. Оценивается уровень духовного, нравственного и морального развития, ценностные ориентации, связанные с жизнью в семье (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость, т.е. поведение, продиктованное личностными особенностями человека как члена семьи) – задания 17–20.
5. Готовность к поведению определенного типа. Проверяется влияние моральных, нравственных устоев общества на поведение человека в семье, а также отношение учащихся к семейным ценностям – задания 21–24.
Учащимся предлагается ответить на предложенные тестовые задания и выбрать правильный, с их точки зрения, ответ.
Тест для оценки семейной социализации
Инструкция по проведению тестирования для педагогов, классных руководителей, школьных психологов.Тестирование проводится в групповой форме. Вначале каждому учащемуся раздаётся текст с заданиями и бланк для занесения ответов. Зачитывается инструкция для учащихся. Следует избегать разъяснения терминов и понятий, так как большинство заданий связано с определением уровня знаний учащихся в данной области.
Время: 20–30 минут.
Инструкция для учащихся.Испокон веков люди стремятся жить в семье. Однако представление о том, что такое семья и как жить в семье, складывается у всех по-разному.
Вопросы теста будут касаться вашего понимания семьи.
Подпишите бланк для ответов. На листах с заданиями никаких пометок делать не надо!
Внимательно прочитайте каждое задание и варианты ответов. Выберите из предложенных ответов, на ваш взгляд, наиболее правильный. Цифру, соответствующую выбранному вами ответу, занесите в бланк рядом с номером соответствующего задания.
1. Социальная роль – это:
1) определенный образец поведения;
2) совокупность действий индивида в определенных ситуациях;
3) ценностная ориентация индивида;
4) ожидаемое от человека поведение, соответствующее его социальному статусу.
2. Семья с точки зрения типологии групп является:
1) большой группой;
2) формальной группой;
3) малой группой;
4) семья не является группой.
3. Что является наиболее характерным для семьи?
1) общность целей;
2) совместная деятельность;
3) общность быта;
4) единство интересов.
4. Права граждан в семье могут быть ограничены:
1) языковой принадлежностью;
2) социальной принадлежностью;
3) религиозной принадлежностью;
4) Федеральным законом.
5. Какую из предложенных групп людей нельзя назвать семьёй?
1) внук живёт с бабушкой и дедушкой;
2) двое друзей в целях экономии снимают одну квартиру;
3) супружеская пара и усыновила ребёнка;
4) юноша и девушка живут вместе без регистрации брака.
6. Что может стать препятствием к заключению брака?
1) неумение будущих супругов вести домашнее хозяйство;
2) наличие детей;
3) наличие другого брака, зарегистрированного в органах ЗАГС;
4) несогласие на брак родителей будущих супругов.
7. Могут или должны взрослые трудоспособные дети помогать престарелым нетрудоспособным родителям?
1) могут, конечно, но не обязаны;
2) обязаны помогать по Конституции;
3) могут помогать, если у детей есть для этого средства;
4) могут и помочь, если родители об этом попросят.
8. Что из перечисленного относится к правам супругов?
1) оказание материальной поддержки друг другу;
2) сохранение одним из супругов добрачной фамилии;
3) равная мера ответственности за воспитание детей;
4) сохранение семейных традиций.
9. Могут ли родители запретить своим детям общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя и т.д.)?
1) могут, если родственники проживают в другом городе;
2) могут, если родственники говорят на другом языке;
3) не могут, если родственники материально помогают семье;
4) не могут в любом случае.
10. Родители обязаны обеспечить получение детьми:
1) начального общего образования;
2) среднего технического образования;
3) среднего образования;
4) высшего образования.
11. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи (муж или жена)?
1) тот, кто больше зарабатывает;
2) тот, кто уделяет больше времени семье;
3) тот, кто несёт ответственность за семью в целом;
4) оба в равной степени, по взаимной договорённости.
12. Роль матери как домохозяйки характеризует:
1) единоличное решение вопроса о хозяйственных расходах;
2) забота о бытовых нуждах всех членов семьи;
3) умение оказывать первую медицинскую помощь;
4) «обязанности» судьи в семейных спорах и конфликтах.
13. Сын, студент престижного ВУЗа, хочет пригласить к себе домой друзей отметить свой день рождения. Но стесняется своих родителей, имеющих не престижные профессии. Как Вы оцените поведение юноши?
1) не прав в любом случае;
2) прав, так как оберегает родителей от насмешек со стороны своих друзей;
3) не прав, родителей можно попросить не общаться с его друзьями;
4) прав, ведь отметить день рождения с друзьями интереснее, чем с родителями.
14. Сын просит объяснить отца, почему люди иногда лгут. Как, по-вашему, отец должен ответить?
1) «Извини, но я очень устал, спроси у мамы (дедушки, бабушки, либо у кого-то еще)»;
2) «Давай разберёмся с тобой вместе»;
3) «Это вопрос сложный, нам его не решить»;
4) «Жизнь – штука сложная! Иногда приходится говорить неправду!».
15. Родители Леночки с детства выполняли все ее желания и капризы. Но однажды они отказали ей в заграничной экскурсионной поездке, объяснив это временными материальными трудностями в данный период. Леночка устроила скандал. Как вы оцениваете эту ситуацию?
1) Леночка не права: ведь родителей нужно слушаться;
2) обе стороны не правы, так как нужно было найти компромисс;
3) родители Леночки «пожинают» плоды своего воспитания;
4) родители чересчур категоричны в данной ситуации.
16. Родители хотели, чтобы их сын стал музыкантом. Но юноша, окончивший с отличием музыкальную школу, поступил в медицинский ВУЗ, где учился и его дед. Это привело к конфликту в семье. Какой выход в данной ситуации представляется Вам наиболее оптимальным?
1) сын должен согласиться с родителями и стать музыкантом;
2) родители должны поговорить с сыном и объяснить, что он уже достиг определенных результатов как музыкант;
3) родители должны понять, что нельзя навязывать свою точку зрения;
4) дедушка должен объясниться с родителями юноши.
17. На юбилей бабушки собирается вся семья. Но внучка в этот же день хочет встретиться со своей подругой, которая приедет из другого города на один день. Как поступить девушке?
1) остаться всё-таки дома, вместе со всей семьёй;
2) помочь в подготовке праздника, но уйти на встречу с подругой, не оставаясь на само торжество;
3) встретиться с подругой, проведя с родными некоторое время, заранее объяснив бабушке ситуацию;
4) незаметно «улизнуть» в разгар торжества.
18. Родителям стало известно, что сын-подросток начал курить. Как, по-вашему, должны поступить родители в этой ситуации?
1) сделать вид, что они этого не знают;
2) поговорить с сыном, узнать причину, почему он стал курить;
3) строго запретить курить;
4) побеседовать о вреде курения.
19. Дочь получила двойку за итоговую контрольную работу. В присутствии дочери мама обвинила учителя в предвзятости к её ребенку. А как она должна была поступить, ведь она хотела защитить своего ребенка?
1) она должна пожаловаться на учителя директору школы;
2) она должна наказать свою дочь и заставить её исправить оценку;
3) она должна была побеседовать сначала с учителем один на один;
4) она должна была побеседовать сначала с дочкой один на один.
20. Есть мнение, что на семейные отношения больше влияют внешние обстоятельства, чем отношения самих супругов. Согласны ли Вы с этим мнением?
1) семейные отношения зависят, прежде всего, от хороших отношений между супругами;
2) семейное счастье зависит от хорошего отношения к детям;
3) семейное счастье зависит от выполнения всеми своих обязанностей;
4) думаю, что это верное мнение.
21. Находясь дома, я готов(а):
1) выполнять те дела, которые соответствуют моим возможностям;
2) выполнять столько же домашних дел, сколько и другие члены семьи;
3) выполнять минимальный объём работы;
4) не выполнять никакой работы по дому.
22. Как в семье должны, по-вашему, разрешаться конфликты?
1) в семье не должно быть конфликтов;
2) нужно успокоиться, всё обсудить и принять совместное решение;
3) всегда уступать более старшим членам семьи;
4) методом «голосования» членов семьи.
23. Готовы ли вы взять на себя домашние обязанности заболевшего члена семьи?
1) да, в любом случае;
2) да, если меня попросят;
3) да, если эти обязанности (или часть из них) мне по силам;
4) да, если другие члены семьи тоже будут брать на себя часть обязанностей.