Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» в начальной школе определены стандартами начального общего образования второго поколения, а также проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы становления нового для российских специалистов понятия «музейная педагогика». Она по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу – с педагогикой и шире – с психологией. Современная музейная педагогика развивается и направлена на решение задач активизации творческих способностей личности. Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:
1. Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
2. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
3. Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
4. Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
5. Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
В арсенале музея можно выделить множество различных форм работы с аудиторией. Это:лекция и экскурсия,консультации и научные чтения,кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы и викторины и др. Деятельность школьных музеев органично вписывается в направление «музейная педагогика». Школьные музеи, созданные в соответствии с «Положением о школьном музее», являются важным фактором в решении актуальных задач современной общеобразовательной школы.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется в начальном звене школы по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Размещение внеурочной деятельности в учебном плане подчёркивает её связь с учебной нагрузкой учащихся. В УМК Перспективная начальная школа» эта работа видится следующим образом. Спортивно-оздоровительное – конкурсы, соревнования, кружки, секции. Художественно-эстетическое – «Музей в твоём классе». Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность- Научный клуб школьников, «Мы и окружающий мир» (проектная деятельность), научный клуб школьников «Ключ и заря», «Факультатив по математике». Военно-патриотическое – экскурсии, конференции, игры, поисковые исследования. Проектная деятельность – Программа «Изучаем родной край», «Занимательная информатика.
Программы внеурочной деятельности. Среди них Программа кружковой (факультативной) работы по теме «Музей в твоём классе» 1-6 классы (художественно-эстетическое и научно-познавательное направление). Авторы данной программы Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. Издательство: Академкнига/Учебник, 2006 г. Учебное пособие "Музей в твоем классе" включает 17 репродукций картин русских художников, а также методический аппарат для работы с картинами, рассчитанный на преподавателей как начальной, так и основной школы. Методический аппарат дифференцирован по двум предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство) и трем возрастным группам школьников (1-2 класс, 3-4 класс, 5-6 класс). Включает в себя систему вопросов и заданий, простейшие инструменты для выделения деталей и фрагментов, а также дополнительные сведения, которые могут понадобиться учителю на занятиях.
Литература
1.Бойчук В.А. От учебной задачи к проектной - вектор взросления младшего школьника: Из опыта работы учителей МОУ СОШ №4. – Уфа: ИРО РБ, 2011.
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 4-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с. (Стандарты второго поколения).
3.Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч. /Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа».
Л.А.Хозикова,
(г. Туймазы)