Методические рекомендации для подготовки к семинару

При подготовке к проблемному семинару рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний, а также выполняя задания на СРМ

При отсутствии пробелов в теоретическом знании обратите внимание на требования к знаниям и умениям, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в проблемном семинаре.

Познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых для обсуждения на проблемном семинаре и проработайте их по рекомендуемой литературе.

Тема 2.Система высшего профессионального образования в РК

Вопросы:

1Этапы становления высшего образования: история и современность.

2.Высшее образование в РК: законодательная база, типы, специализация, доступность.

3.Высшая школа РК в контексте Болонского процесса.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: законодательная база, типы, специализация, доступность, Болонский процесс.

Цель лекции:способствовать формированию знаний об этапах становления, законодательной базе, типах, специализации, доступности высшего образования в РК.

Основное содержание лекции:

Высшее образование – структурный компонент образования в целом. Его можно рассматривать как уровень, вид, звено всего образования. В то же время высшее образование представляет самостоятельную единицу.

Становление и развитие высшего образования в Казахстане связано с созданием высших учебных заведений в КазССР, с открытием в 1928г. Казахского педагогического института им. Абая (ныне КазНПУ им. Абая), а также в 1934 году открытия КазГУ им. С.М.Кирова (ныне КазНУ им. Аль-Фараби).

В 30-е годы ХХв. были открыты институты по естественно-научным и инженерным специальностям:-сельхоз институт, зооветеринарный, медицинский и т.д. Стали открываться педагогические институты в областных центрах – Уральске, Караганде, Петропавловске, Семипалатинске, Чимкенте, Кызыл-Орде, Актюбинске и др. К 1940-41 учебному году в Казахстане работало уже 13 пединститутов с контингентом в 5000 человек. Преподавательскую работу в вузах республикам вели 10 докторов и 50 кандидатов наук.

Новым этапом в расширении сети высших учебных заведений в Казахстане стали послевоенные годы. Своего апогея высшее образование Казахстана достигло к середине 80-х годов. В 1986г. в 61 высшем учебном заведении республики обучалось 288 тыс. студентов, а 244 тыс. учащихся. Народное образование получило в качестве финансирования 6,8% национального дохода.

Следует также отметить что общим базисом развития системы образования, в том числе и высшего, в Казахстане в советской период стали государственная поддержка и массовость охвата обучающихся. Социальность института образования проявлялась в его классовость, когда приоритеты отдавались выходцам учащейся молодежи из рабочих и крестьян. В последующем этот приоритет не стал определяющим, но в 60-е-70-е годы его рудиментом оставался приоритетный отбор в рамках внутреннею конкурса тех, кто имел трудовой рабочих стаж.

Важно обратить внимание на то, что достоинством советской образовательной системы являлось то, что она охватывала все возрастные, гендерные и национальные группы населения, обеспечивала непрерывность воспитательного и образовательного процессов от младенчества до гражданской и профессиональной зрелости, была бесплатной.

Государство планировало и направляло подготовку нужного количества профессионально востребованных кадров со средним специальным и высшим образованием. Параллельно с высшим образованием развивалась и наука, таким образом, складывался единый научно-образовательный комплекс.

Однако, недостатком советской образовательной системы являлось то, что она была очень тесно связана с политическим режимом и подвержена конъюнктурным влияниям политического курса правящей элиты. Образование как социальный институт и система входят составной частью в мегасистему общества. Образование, наука испытывают колоссальное влияние и зависимы от политических, социальных и экономических факторов науки общества. Особенно велика роль политикой.

В развитии высшего образования РК следует условно выделить 3 этапа:

1 этап – с 1991-1999г.г. – начало становления новой структуры высшего образования (появление негосударственных вузов, создание нормативной, законодательной базы);

2 этап – с 2000-2004г.г. – модернизация системы высшего образования и обновление форм образовательного процесса;

3 этап – с 2005 – постепенный подход к многоуровневой системе подготовкой кадров (бакалавр – магистр – доктор PhD) и обновление содержания образования.

Выделение такой периодизации наиболее реально отражает современные процессы в реформировании высшего образования. В предложенной периодизации во время 1-ого этапа реформирования системы высшего образования формировалась ее нормативно-правовая база, были предприняты первые документы и акты об образования. 2-ой этап реформирования начинается принятием программы «Образование» и его реализацией. 3-ий этап включает разработку и принятие «Концепции развития образования до 2015года».

Проводимые меры 1-ого этапа нашли законодательное закрепление в законе РК «О высшем образовании» (1993г). В 1994 году утвержден государственный стандарт высшего образования РК, который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране.

Следует также обратить внимание на содержание статьи 30 Конституции РК.

Необходимо отметить, что в РК установлены следующие виды высших учебных заведений:

1. Университет

2. Академия

3. Институт и приравненные к ним консерватория, высшая школа, высшее училище.

Существует следующие ступени высшего и послевузовского профессионального образования:

-бакалавриат (высшее базовое профессиональное образование) – 4 года; реализуется в двух последовательных ступенях: нижняя ступень (ассоциированная степень) – 2 года и верхняя ступень – 2 года;

-магистратура (вторая ступень высшего профессионального образования) реализуется в двух траекториях: профессиональная – три семестра в течение одного учебного года и научная – 2 года;

-докторская программа – это послевузовское профессиональное образование реализуется в двух траекториях: после профессиональной магистратуры – 3 года и после научной магистратуры – 2 года.

Вузам предоставляется право самостоятельно определить соответствующую структуру многоступенной подготовкой кадров.

Специализация проводится на старших курсах высших и средних специальных учебных заведений, в средних профессионально-технических училищах – с начала обучения. Узкая специализация обеспечивает более качественное усвоение студентами практических умений и навыков. Но, в то же время, затрудняет изменение специальности и профессии в будущем, так как предполагает более длительный процесс переобучения. Поэтому в советской системе образования предпочтение отдавалось подготовке специалистов широкого профиля, после чего на ее безе осуществлялась более узкая специализация.

Государством проводится целенаправленная политика обеспечения качественного и доступного образования. В Конституции РК (статья ЗО, пп 2 и 3) установлено право на получения образования на платной основе. В системе высшего образование РК законодательно закреплены равные права государственного и частного секторов образования.

Введение ЕНТ нацелено на снижение коррупции при приеме в вузы, установление единой планки требований к выпускникам школы вне зависимости от решение, сокращение издержек абитуриентов, выявление потенциала поступающих.

Перечень вузов, имеющих право на обучение студентов по государственным грантам, определяется Министерством образования и науки РК на основе предварительных заявок с учетом ряда критериев. К ним относятся:

-качество обучения студентов;

-состояние материально-технической базы вуза;

-уровень квалификации научно-педагогических кадров;

-имидж вуза;

-развитие современных технологий обучения;

- связь с рынком труда;

-Региональные потребности.

Для отечественного высшего образования год 2010 стал своего рода точкой отсчета, поскольку 11 марта 2010 года Республика Казахстан стала полноправным членом Болонского процесса. Это событие изменило практически всю систему подготовки современных специалистов в Казахстане. Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством, которое удостоилось цепи присоединиться к Болонской декларации и стало 47 полноправным участником европейского образовательного пространства.

Главная цель, ради которой осуществляются движение в международное образовательное пространства – обеспечение соответствия казахстанского высшего образования мировым стандартам. Сегодня все вузы Казахстана совершенствует уже «работающую» кредитную систему обучения. Переход от традиционной системы к инновационной, каковой для Казахстана является европейская кредитная система, осуществляется в процессе изучения европейского и уже имеющегося собственного опыта.

Процессы глобализации и интеграции требуют от преподавателя и студента изменения собственного мышления, отношения к своему месту в обществе, к своему предназначению. В место с тем, современный ритм жизни заставляет человека быть мобильным, а возрастающие требования к профессиональной компетенции – в настоянном расширении своих знаний к информационного поля для достижения личного успеха и повышения своей профессиональной мобильности. Одной из приоритетных идей Болонского процесса становится установление взаимопонимания между народами, обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры.

В рамках Болонского процесса и преподаватели, и студенты имеют возможность продолжить свое образование за рубежом. Именно поэтому иностранное образование становится важной составляющей профессиональной подготовки специалиста третьего тысячелетия. Языковое образование как неотъемлемая составляющая общего профессионального образования современного специалиста требует сегодня иных подходов и инновационных образовательных технологий.

Как известно, целью Болонского процесса было создание к 2010 году европейского пространства высшего образования, которое предусматривала возможность свободного перемещения в образовательных целях преподавателей и студентов, а также обеспечивало бы более эффективное содействие признанию их квалификации. Сегодня мы с полным правом можем утвердиться, что и европейское пространство высшего образования уже представляет собой реальное геополитическое гуманитарное пространство, в котором создаются условия для самореализации личности и преподавателя, и студента, для подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

Литература:

1.Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.,

2005.

2.Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. Челябинск,

2000.

3. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под.ред.

А.В.Петровского. М., 2006.

4.Болонский процесс: проблемы и перспективы /Под ред. М.М. Лебедевой. – Москва: Орчеервин – 2006. – ISBN5-98115-066-1/

5.Законодательство об образовании в Республике Казахстан. Алматы, Юрист, 2001.

6. Закон Республики Казахстан «Об образовании». (2007г.)

7.Кунантаева К.К. Развитие народного образования в Казахстане (1917-1991). – Алматы.: Ғылым, 1997. – 186с.

8.Жаркынбаева Р.С. Развитие системы образования в Республике Казахстан // Федерация (Россия). – 2007.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРМ является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний магистрантов:

1 Каковы этапы становления высшего образования в РК?

2.Высшее образование в РК: законодательная база, типы, специализация, доступность.

3.Высшая школа РК в контексте Болонского процесса.

Наши рекомендации