Дополнительная самостоятельная работа
Тетрадь для выполнения заданий по самостоятельной работе
Раздел 1. Педагогика как наука
Дополнительная самостоятельная работа
Вариант 1. Повышенный уровень
1. Познакомьтесь с авторскими школами. Сравните две авторские школы (на выбор)
Отличительные черты | Черты сходства | |||
Название, автор(ы). | ||||
Основная идея | ||||
Цели, задачи образования (обучения) - | ||||
Построение педагогического процесса (позиции педагога и ребенка, содержание, методы, формы организации, особенности) | ||||
Ожидаемый результат | ||||
Литература
Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн заведений./ Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2003-Гл14.
Сластенин В.А. Аксиологические основы педагогики / Педагогика: уч пос для студ высш учеб завед/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина –М: Академия, 2004 – 100-103
Дополнительная
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике./ Амонашвили Ш.А. – М., 1995.
Газман О.С. Гуманизм и свобода. / Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. /Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов–М.,1997. –С. 111-113
Вербицкий А.А., Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы ( монография) / А.А. Вербицкий, Н.В.Жуков –М., 2006.
Газман Педагогика свободы и педагогика необходимости./ Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. –М.,1997. –С. 113-118.
Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы./ Г.Б.Корнетов –М., 1993. С. 119-121.
Дополнительно рекомендуемая
Анисимов Н. Слагаемые инновационного потенциала. / Н.Анисимов// Директор школы – 1993.
Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество/ Г.Д. Глейзер // Педагогика. -2000.- № 6.
Гребенюк О.С., Теория обучения. Учебное пособие. / О.С. Гребенюк, Т.Б.Гребенюк -М. :Владос -пресс,2003. –Гл. 6.
Наин А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент./А.Я. Наин// Педагогика.-1996.- №5.
Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М., 1996.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку./ Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках./ Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов –М.,1997. –С. 248-256
2. Изучите содержание учебников (учебных пособий) по теме «Система педагогических наук» и дополните опорную схему с обозначением отраслей, входящих в состав системы педагогических наук.
Возрастная педагогика Объект Предмет | ………….. | Социальная педагогика Объект Предмет |
………………. | Педагогика Объект Предмет | ………………… |
………………….. | История педагогики Объект Предмет | ………………….. |
Литература
Основная.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.
Дополнительная
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. –М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003 –Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов –М.: Гардарики, 2000. – гл 1. –С. 11-31.
Дополнительно рекомендуемая:
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке, И.К. Журавлев –М., 1990.
Вариант 2. Пороговый уровень
1. Внесите в словарь определения понятий категорий педагогики как науки
· Заполните таблицу: приведите ряд определений понятия и проведите их анализ, выделяя черты сходства и отличия.
Определение понятия | Признаки понятия | |
Совпадающие | Несовпадающие | |
Воспитание | ||
Обучение | ||
Образование | ||
Развитие | ||
Формирование | ||
Личность | ||
Педагогический процесс | ||
Педагогическая система |
· Заполните таблицу
«Развитие личности» и «Формирование личности»
Общее в этих понятиях | Различия в этих понятиях |
Литература
Педагогика. Учеб пособие /под ред. Пидкасистого П.И., М., 2003
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь М.. 2005
Подласый И.П. Педагогика М., 2003.
И другая литература по выбору студента
2. На основе изучения источников письменно ответьте на задания
1.Дайте характеристику педагогической антропологии и антропологического подхода к рассмотрению проблем воспитания и обучения ребенка.
2.В чем состоят ведущие идеи К.Д. Ушинского применительно к изучению педагогикой ребенка?
3.Приведите примеры реализации ведущих идей педагогической антропологии в современной педагогической науке и практике.
Литература
Андреев В.И. Антропологический принцип /В.А. Андреев - Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ,2000. - Раздел 1., п. 2.3. – С.52-55
Коджаспирова Г.И. Педагогическая антропология: уч. пос. для студ. Вузов. / Коджаспирова Г.М. – М., 2005
Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. Высш. пед..учеб. завед. / В.И.Максакова – М., 2001.
3. Письменно ответьте на вопросы
1. Что понимают под педагогикой как системой наук об образовании человека?
Определение понятия, автор | Чем отличаются | Черты сходства |
2.Какова роль процессов интеграции и дифференциации педагогического знания в развитии педагогики как системы наук о воспитании и образовании личности? ________________________________________________________________
3.Укажите и охарактеризуйте основные отрасли педагогического знания.
Название отрасли | Характеристика отрасли |
Возрастная педагогика | |
Социальная педагогика | |
Профессиональная педагогика | |
И др. | |
Литература
Основная.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: педагогическое сообщество России, 2003. – С.22-27.
Дополнительная
Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведен: В 2 кн. –М.: Гуманитарн. центр ВЛАДОС, 2003 –Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – С.37-40.
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Харламов –М.: Гардарики, 2000. – гл 1. –С. 11-31.
Дополнительно рекомендуемая:
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке, И.К. Журавлев –М., 1990.
4. Заполните карту-схему: « Этапы педагогического исследования»
№ | Этап педагогического исследования | Задачи этапа | Методы реализации задач исследования. |
Литература
Основная:
1. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов/ Под ред. В.А. Сластенина – 2-изд, стереотип – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- С.91-100.
Дополнительная:
1. Краевский В.В. Методология и методы педагогических исследований/ Педагогика : учебник для студ. пед. учебн. заведений/ Под ред. Пидкасистого П.И. / В.В. Краевский – М., 2003.-Гл 4. – С. 91-115
Отчет о самостоятельной работе…
Опорные моменты отчета
1. при выполнении самостоятельной работы я пополнил свои знания о…….
2. уточнил представления о….
3. научился ….
4. успешнее всего выполнил….
5. столкнулся с трудностями.. в (при)
6. необходима дополнительная работы над..
7. Оцениваю свою работу на……..
Комментарии и рекомендации преподавателя _____________________________________________…
.Раздел 3. Образование как фактор развития личности и общества
Дополнительная самостоятельная работа
Вариант 1. Повышенный уровень
1. Напишите реферат по теме…… «Развитие образования в современном мире»
Методические рекомендации: при написании реферата студент самостоятельно подбирает необходимую литературу, используя все доступные источники информации. В реферате необходимо раскрыть сущность образования, тенденции его развития на современном этапе, опыт организации образования за рубежом, проблемы современного образования в мире. В структуре реферата должны быть введение, далее параграфы отражающие основное содержание темы, заключение и библиографический список.
2. Дополните опорную схему на основе изучения текста учебника (учебного пособия) по теме «Носители содержания образования»
Носители содержания образования | ||
Учебный план | Образовательная программа | …………………… |
3. Ознакомьтесь с текстами, выделите позицию автора, заполните таблицу
Я согласен с………. | Я не согласен с……. |
Стр.179-181
Вариант 2 Пороговый уровень
1. Выполните библиографическое разыскивание по теме «Развитие образования в современном мире».
Подберите 5-8- источников, составьте к ним аннотации.
2. Составьте систему контрольных вопросов по теме «Развития образования в России и за рубежом».
3. Изучите тексты, выполните задания по ним. Стр….
4. Дополните опорную схему на основе изучения текста учебника (учебного пособия) по теме «Носители содержания образования»
Носители содержания образования | ||
Учебный план | Образовательная программа | …………………… |
5. Ознакомьтесь с текстами, выделите позицию автора, заполните таблицу
Я согласен с………. | Я не согласен с……. |
Стр.179-181
Отчет о самостоятельной работе…
Опорные моменты отчета
8. при выполнении самостоятельной работы я пополнил свои знания о…….
9. уточнил представления о….
10. научился ….
11. успешнее всего выполнил….
12. столкнулся с трудностями.. в (при)
13. необходима дополнительная работы над..
14. Оцениваю свою работу на……..
Комментарии и рекомендации преподавателя _____________________________________________….
Раздел 2. История педагогики
Вариант 1. (повышенный уровень)
Подготовьте и напишите статью (6 -8 печатных листов) по одной из представленных тем:
1. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии.
2. Развитие идеи свободного воспитания в педагогическом творчестве Л.Т. Толстого.
Список литературы для подготовки докладов
Тема 1.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Педагогическая антропология : уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-196.
Тема 2.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 43-46, 53-62.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.
2. Изучите фрагмент работы И.И. Чурилова, кратко охарактеризуйте выделяемые автором исторические ступени развития образования и определите, на основе какого методологического подхода осуществлен анализ историко-педагогического процесса. Обоснуйте, почему Вы назвали именно этот подход.
Я согласен с мнением | Я не согласен с мнением |
Литература:
Чурилов И.И. Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления // Гуманитаризация естественнонаучного образования. – Пермь: ЗУУНЦ, 1997. – С. 19-33.
Вариант 2 (пороговый уровень)
.1. Письменно ответьте на вопросы:
Вопросы для обсуждения:
1. Почему основоположником русской педагогической школы одни авторы называют В.Г. Белинского, а другие – К.Д. Ушинского?
За В.Г. Белинского | За К.Д. Ушинского |
2. В чем, по мнению представителей отечественной педагогической школы, заключается различие ориентиров семейного и общественного воспитания и образования подрастающего поколения?
________________________________________________________________
3. Чем отличается понимание свободы и природосообразности воспитания в произведениях представителей отечественной педагогической школы от известных Вам позиций европейских ученых (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.)?
Понимание свободы в отечественнойшколе | Понимание свободы во взглядах европейских ученых |
Базовый учебник
Попов В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 138-167.