Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

1. В каких значениях употребляется термин «педагогика»? (стр. 34). История педагогических идей и воспитательных практик (стр.32-33). Воспитание в Древней Руси (стр.29-31).

2. Объект и предмет педагогики (стр. 36-37). Основные категории педагогики (стр.38-39). Отрасли педагогических знаний (стр.43-44). Связь педагогики с другими науками (стр.45-46).

3. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике и их значение для социального развития (стр.48-50).

4. Методология педагогики. Функции методологии (стр.50-52)

5. Методологические подходы (стр. 53-57).

6. Методы педагогических исследований (стр. 58-61).

К семинару 2

1. Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры в стране (стр.63 – 66, разд. материал). Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества (стр. 66-68).

2. Две основные функции образования (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования (стр. 72-80). Образование как педагогический процесс (стр. 85). Деятельностный подход в образовании (стр. 82-83). Компетентностный подход в образовании (разд. материал).

3. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования в стране (стр. 91-95).

4. Основные положения новой образовательной парадигмы (стр. 97-99)

5. Национальная система образования в Республике Беларусь и особенности ее структуры. Система дошкольного образования. Система общего среднего образования. Совершенствование системы профессионально-технического и среднеспециального образования (стр. 99-112).

6. Мировые тенденции развития высшего образования (стр. 112-115).

Темы докладов будут и как вопросы

Доклад: Болонский процесс (10 мин 3 человека по 3 мин)

1 чел – история создания и развития организации

2 чел – деятельность болонского процесса

3 чел – анализ ситуации в РБ (причины непринятия РБ в Болонский процесс)

К семинару 3

1. Развитие личности как педагогическая проблема. Объективные и субъективные факторы развития личности (121-124).

2. Характеристики личностного развития. Направления в исследованиях проблем развития человека (разд).

3. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия, результат, рефлексия (125-130).

4. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств (разд). Принципы воспитания (137-138). Методы воспитания (разд).

5. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатель эффективности воспитания личности (146-147).

6. Социальная среда и ее воспитательные функции (стр. 148-149, конспект).

7. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей. Факторы социализации (стр. 150-153).

8. Социализированность и воспитанность. Издержки социализации (154-159).

9. Понятие социального пространства. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса (161-167).

10. Организация коллектива. Условия создания благоприятной атмосферы в группе (167-175).

11. Семейное воспитание

Доклады

1) Биологизаторская теория развития личности

2) Социологизаторская теория

3) Макаренко. Коллектив и его педагогический потенциал

Семинар 5

1. Игра как специфическая форма жизни человека (218-224).

2. Типы и виды общения (209-210, конспект). Функции и средства общения (конспект).

3. Факторы и характеристики эффективного общения (конспект).

4. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности человека. Акмеологические основы самосовершенствования личности (разд).

5. Самообразование личности (разд).

6. Карьера человека как условие и уровень его самореализации (разд).

Темы докладов:

1. 14 правил убеждения по Шейнову.

2. История развития дидактических игр.

3. Технологии создания имиджа.

Вопросы к семинару 6

1) Творчество как педагогическая проблема (особенности и признаки творческого процесса и продуктов творчества).

2) Гипотезы и условия протекания творческого процесса мышления.

3) Рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся.

4) Методы и приемы развития творческого потенциала учащихся.

Вся информация – в электронном УМК

Темы для докладов:

1) Гипотеза инсайта (истории я возникновения и развитие, сущность и примеры и др.)

2) Мозговой штурм (различные версии происхождения метода)

Наши рекомендации