Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
1. В каких значениях употребляется термин «педагогика»? (стр. 34). История педагогических идей и воспитательных практик (стр.32-33). Воспитание в Древней Руси (стр.29-31).
2. Объект и предмет педагогики (стр. 36-37). Основные категории педагогики (стр.38-39). Отрасли педагогических знаний (стр.43-44). Связь педагогики с другими науками (стр.45-46).
3. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике и их значение для социального развития (стр.48-50).
4. Методология педагогики. Функции методологии (стр.50-52)
5. Методологические подходы (стр. 53-57).
6. Методы педагогических исследований (стр. 58-61).
К семинару 2
1. Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры в стране (стр.63 – 66, разд. материал). Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества (стр. 66-68).
2. Две основные функции образования (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования (стр. 72-80). Образование как педагогический процесс (стр. 85). Деятельностный подход в образовании (стр. 82-83). Компетентностный подход в образовании (разд. материал).
3. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования в стране (стр. 91-95).
4. Основные положения новой образовательной парадигмы (стр. 97-99)
5. Национальная система образования в Республике Беларусь и особенности ее структуры. Система дошкольного образования. Система общего среднего образования. Совершенствование системы профессионально-технического и среднеспециального образования (стр. 99-112).
6. Мировые тенденции развития высшего образования (стр. 112-115).
Темы докладов будут и как вопросы
Доклад: Болонский процесс (10 мин 3 человека по 3 мин)
1 чел – история создания и развития организации
2 чел – деятельность болонского процесса
3 чел – анализ ситуации в РБ (причины непринятия РБ в Болонский процесс)
К семинару 3
1. Развитие личности как педагогическая проблема. Объективные и субъективные факторы развития личности (121-124).
2. Характеристики личностного развития. Направления в исследованиях проблем развития человека (разд).
3. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия, результат, рефлексия (125-130).
4. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств (разд). Принципы воспитания (137-138). Методы воспитания (разд).
5. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатель эффективности воспитания личности (146-147).
6. Социальная среда и ее воспитательные функции (стр. 148-149, конспект).
7. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей. Факторы социализации (стр. 150-153).
8. Социализированность и воспитанность. Издержки социализации (154-159).
9. Понятие социального пространства. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса (161-167).
10. Организация коллектива. Условия создания благоприятной атмосферы в группе (167-175).
11. Семейное воспитание
Доклады
1) Биологизаторская теория развития личности
2) Социологизаторская теория
3) Макаренко. Коллектив и его педагогический потенциал
Семинар 5
1. Игра как специфическая форма жизни человека (218-224).
2. Типы и виды общения (209-210, конспект). Функции и средства общения (конспект).
3. Факторы и характеристики эффективного общения (конспект).
4. Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности человека. Акмеологические основы самосовершенствования личности (разд).
5. Самообразование личности (разд).
6. Карьера человека как условие и уровень его самореализации (разд).
Темы докладов:
1. 14 правил убеждения по Шейнову.
2. История развития дидактических игр.
3. Технологии создания имиджа.
Вопросы к семинару 6
1) Творчество как педагогическая проблема (особенности и признаки творческого процесса и продуктов творчества).
2) Гипотезы и условия протекания творческого процесса мышления.
3) Рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся.
4) Методы и приемы развития творческого потенциала учащихся.
Вся информация – в электронном УМК
Темы для докладов:
1) Гипотеза инсайта (истории я возникновения и развитие, сущность и примеры и др.)
2) Мозговой штурм (различные версии происхождения метода)