Педагогические наблюдения урока
Проведенного практикантом________________ «____»_____________20__г.
Место проведения_______________
Класс________ СШ № ___________
Общее количество учеников______
Примерное содержание тем педагогических наблюдений
Тема 1. Оценка условий проведения урока:
- место проведения урока;
- оборудование зала, площадки (в том числе обеспеченность спортивным инвентарем);
- гигиенические условия проведения урока;
- наличие спортивной формы у учащихся;
- причины отсутствия учеников на уроке;
- внешний вид практиканта, четкость команд, организаторские умения, собранность.
Тема 2. Оценка плана-конспекта и подготовка практиканта к уроку:
- наличие конспекта, его качество;
- постановка задач урока;
- соответствие плана-конспекта поурочному плану и условиям проведения занятий;
- выбор методов обучения, воспитания, тренировки;
- соответствие методов задачам, содержанию урока, особенностям контингента занимающихся;
- организационно-методические указания и их педагогическая направленность;
- терминологическая грамотность содержания плана-конспекта;
- подготовка мест занятий, оборудования, инвентаря.
Тема 3. Характеристика типа и структуры урока:
- тип урока, соответствие структуры содержанию и типу урока;
- целесообразность избранного типа урока;
- целесообразность избранной последовательности упражнений;
- характеристика и целесообразность использования времени на уроке.
Тема 4. Организационная сторона урока:
- своевременность начала и окончания урока;
- организация установки и уборки снарядов;
- раздача и сбор инвентаря;
- использование всех возможностей оборудования;
- целесообразность построений и перестроений в уроке;
- методы организации деятельности учащихся;
- соблюдение дисциплины учащимися (в случае, если имеются случаи нарушения, то их возможные причины)
- отношение учеников к практиканту, выполнение его указаний и распоряжений;
- активность учащихся, удовлетворенность уроком, эмоциональный фон урока;
- выполнение обязанностей выделенными помощниками (из числа учеников), отношение помощников к практиканту, обоснованность выбора;
Тема 5. Воспитательная и оздоровительная сторона урока
- педагогические требования проводившего урок к учащимся и их воспитательное значение;
- эффективность и разнообразие методов и методических приемов воспитательного характера;
- направленность воспитательных мероприятий и эффективность их осуществления;
- соответствие предлагаемой нагрузки индивидуальным особенностям учеников (пол, возраст, физическая подготовленность и т.п.);
- использование раздельной тренировки;
- контроль за утомлением (ЧСС, дыхание, координация движений, окраска кожных покровов и другим внешним признакам);
- характеристика физиологической нагрузки по данным пульсометрии.
Тема 6. Образовательная сторона урока:
- сообщение задач урока (в соответствии с особенностями контингента учащихся);
- степень владения методикой обучения (терминологическая грамотность, соответствие выбранных методов решению задач урока);
- владение методами рассказа и показа;
- применяемые методы обучения и их эффективность;
- умение замечать и своевременно исправлять ошибки, привлекать учащихся к анализу своих действий;
- характеристика применяемых методов развития двигательных качеств и их разнообразие;
- качество обеспечения страховки и помощи;
- методы проверки технической и физической подготовленности;
- умение провести подвижную игру, связь игры с задачами урока;
- проверка домашних заданий;
- подведение итогов урока.
Тема 7. Руководящая роль учителя на уроке:
- умение держаться перед классом;
- авторитетность;
- поведение практиканта (педагогический такт, взаимоотношения с учащимися: дружеские, фамильярные, официальные);
- проявление руководящей роли: уверенность, требовательность, настойчивость, решительность;
- осуществление индивидуального подхода к разным ученикам;
- речь, владение голосом, правильность команд и распоряжений;
- умение выбирать место;
- внешний вид и поведение практиканта (опрятность одежды, подтянутость, осанка).
* допускается выполнение педагогических наблюдений на нескольких уроках по соответствующим разделам.
Приложение З