Этапы и сроки работы над проектом

Методические рекомендации для выполнения

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

по дисциплине «Экологическое право»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Почему проект?

Метод проекта в современном образовании –это одна из личностно-ориентированных педагогических технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект – одна из прогрессивных и эффективных форм деятельности студента, которая представляет собой систему учебно-познавательных действий, направленных на самостоятельный поиск и решение различных задач с обязательным представлением результатов своих действий.

Проекты направлены на развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.

Что такое исследовательский проект?

Исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных и экологических явлений на основе фактологических и теоретических данных.

Для этого студенту потребуется изучать как теоритический и нормативный материал, так и собирать информацию на основе натуральных наблюдений на местности или даже проводить эксперименты, а также анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

В результате исследовательского проекта могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

С какой целью?

Целью исследовательского проекта по экологическому праву является исследование одной из экологических проблем региона и выработка практических предложений по её локализации, минимизации негативных последствий либо предупреждению новых очагов экологического вреда.

А конкретно?

Конечной задачей работы является: 1. формулирование конкретных предложений по внесению изменений, дополнений в действующее экологическое законодательство (развитие юридической компетенции студента) и 2. рекомендация природоохранных мер, действий для любого человека, которые он может реализовывать в повседневной жизни.

Что исследовать?

Предметом исследования выступает окружающая природная среда или отдельные её компоненты, природные комплексы, находящиеся на территории Луганской Народной Республики, требующие особой охраны и усовершенствования её правого регулирования.

Что важно в организации работы?

Исследовательский проект является обязательным видом коллективной работы по дисциплине «Экологическое право» для всех студентов. Достижение её успешности требует следующих усилий:

1) Сформировать творческие группы по интересам (интересующей экологической проблеме) в количестве 4-5 человек.

2) Дочитать до конца настоящие методические рекомендации.

3) Выполнять проект по предложенной структуре и методике.

4) Соблюдать сроки представления результатов проекта.

Как представлять проект?

Предполагается обязательная публичная презентация результатов проведенного исследования. Форма презентации выбирается творческой группой в зависимости от своих возможностей, способностей и учебных интересов, например:

1) Студенты, претендующие на экзаменационную оценку «отлично», представляют результаты исследовательского проекта в форме научной статьи с участием в Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Современные тенденции развития права и экономики», которая проходит ежегодно в апреле в стенах Института юриспруденции и международного права.

2) Студенты, претендующие на экзаменационную оценку «хорошо», представляют результаты исследовательского проекта в форме видеофильма или слайд-шоу, другого мультимедийного продукта, например, с использованием компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint и демонстрацией на учебных занятиях.

3) Остальные студенты представляют результаты исследовательского проекта в форме отчёта с выступлением на учебных занятиях.

ЭТАПЫ И СРОКИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Работа над проектом осуществляется по следующим этапам:

1. Подготовительный. Главным на данном этапе является формирование творческой группы, определение тематики проекта и распределение ролей (обязанностей) между членами группы. Студенты выбирают тему и обязательно согласуют её с преподавателем (до окончания первой декады февраля).

2. Поисковый. Основная задача этого этапа – сбор информации. Для этого следует выполнить ряд возможных мероприятий: изучить проблему «на местности» и собрать фактический материал по результатам наблюдений (мониторинга ситуации) – фото, видео, замеры, другие по необходимости; подобрать научную, публицистическую и другую литературу по разрабатываемой теме и изучить нормативные акты, в том числе местного значения, регулирующие различные аспекты исследуемых правоотношений (вторая и третья неделя февраля).

3. Аналитический. Предполагается анализ имеющихся данных, и на этой основе,

1) формулирование конкретных предложений по внесению изменений, дополнений в действующее экологическое законодательство,

2) и выработка рекомендаций природоохранных мер, действий для любого человека, которые он может реализовывать в повседневной жизни (конец февраля – середина марта).

4. Итоговый. На этом этапе студенты оформляют результаты работы. Варианты и требования к оформлению проекта представлены в следующем разделе (вторая половина марта).

5. Публичный или защита проекта в одной из выбранных форм презентации результатов исследования, в ходе которого студенты представляют и обосновывают проектную разработку и полученные выводы. Защита проекта состоит из короткого доклада (демонстрации материалов) о сущности проделанной работы и полученных результатах. Длительность выступления с докладом не должна превышать 7–10 мин. По завершению каждого доклада планируется свободное обсуждение проекта с участием творческой группы, всех присутствующих студентов и преподавателя.

График защиты проектов составляется преподавателем и охватывает, как правило, 5-4 последних занятия курса экологического права (конец марта-апрель).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты исследования могут быть оформлены в одной из трёх форм, выбранной студентами самостоятельно, а именно:

Отчет.

Отчёт представляет собой письменное изложение хода и результатов исследования. Структурно он состоит из введения, основной части и выводов.

Во введении обосновывается выбор темы и актуальность исследуемой проблемы, определяются цели и задачи работы, характеризуется объект (экологические права, природоохранные и природопользовательские правоотношения, экобезопасность и т.п.) и предмет (компоненты окружающей среды, природные объекты или комплексы, находящиеся на территории Луганской Народной Республики) исследования и месторасположение (при необходимости) наличного экологического вреда.

В основной части раскрывается сущность экологической проблемы, степень её разрешенности на государственном и территориальном уровнях, масштабность, взаимосвязь с другими экологическими, социальными проблемами.

В выводах делаются обобщения и формулируются конкретные предложения по внесению изменений, дополнений в действующее экологическое законодательство и предлагаются ряд природоохранных мер, действий, которые любой человек или организация (юридическое лицо) могут реализовывать в повседневной жизни для обеспечения охраны природы и рационального пользования её ресурсами.

Отчёт выполняется машинописным способом, объёмом 6-7 страниц (12 кегль, Tims New Roman, 1,5 интервал), включая титульный лист и список литературы; и в готовом виде сдается преподавателю. Оформление титульного листа смотрите в Приложении А.

Мультимедийный продукт.

Мультимедийный продукт (слайд-шоу, фотоколлажи, видеофильмы и т.п.) используется для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему проекту: видео, фото природных объектов, чертежи зданий и сооружений, графики, таблицы, схемы и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями. Доступным средством изготовления мультимедийного продукта является компьютерная программа Microsoft PowerPoint.

Особенностью мультимедийного продукта является минимизация текстовой информации на экране и преобладание изображений, графических объектов, анимации.

Общие требования к презентации:

· Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

· Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя авторов; год выполнения проекта.

· Содержание следующих слайдов должно отвечать структуре отчёта (см. выше). Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

· Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек, как правило, единовременно запоминает не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

· Для обеспечения разнообразия рекомендуется использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

· Последним слайдом презентации должен быть список литературы.

Защита проекта в форме мультимедийного продукта обязательно сопровождается комментариями представителей творческой группы.

Электронная копия мультимедийного продукта передаётся в библиотеку кафедры хозяйственно-правовых дисциплин и процесса для дальнейшего использования в экологическом просвещении.

Научная статья.

Научная статья – это законченное и логически цельное литературное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с исследуемой темой.

Авторам статей необходимо придерживаться следующей структуры статьи:

а) актуальность темы - стимулирует читательский интерес и представляет собой краткий обзор проблемы, необходимый для понимания основной части работы (краткое упоминание об уже достигнутых результатах в представляемой области исследований, снабженное ссылками на литературу; представление объекта исследования; обоснование необходимости проведения исследования; выдвигаемая гипотеза или методы исследования)

б) цель статьи (постановка задачи) - выражается главная идея данной публикации, которая обращает на что-то новое, дополняет или углубляет уже известные подходы к решению проблемы.

в) исследовательская часть. В ней освещают основные положения и результаты научного исследования, личные идеи, мысли, полученные научные факты, обнаруженные закономерности, связи, тенденции, программа эксперимента, методика получения и анализ фактического материала, личный вклад автора в достижение и реализацию основных выводов и тому подобное;

г) выводы. В этой части обобщают собственную работу, еще раз упоминая о ее важности. Выводы констатируют степень реализуемости целей и задач работы; они должны быть короткими, ясными и доказывать научному сообществу оригинальность работы, и что её результаты достойны публикации. Именно в этой части должны быть сформулированы конкретные предложения по внесению изменений, дополнений в действующее экологическое законодательство и выдвинуты рекомендации по применению в повседневной жизни природоохранных мер, действий физическими и/или юридическими лицами.

Образец оформления научной статьи смотрите в Приложении Б.

Формой защиты научной статьи является выступление на Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Современные тенденции развития права и экономики» с последующей публикацией в сборнике конференции.

Публикацию предваряет обязательное рецензирование статьи преподавателем и возможная её доработка.

Наши рекомендации