Профессионально обусловленная структура личности специалиста
Подструк- туры | Социально-психологи- ческие и психофизио- логические компонен- ты подструктур | Профессионально обуслов- ленные ансамбли компонен- тов подструктур (ключевые квалификации) |
Профес- сиональ- ная на- правлен- ность | Склонности, интере- сы, отношения, ожи- дания, установки, мотивы | Социально-профессиона- льные способности: готов- ность к кооперации, на- правленность на достиже- ния, успех и профессио- нальный рост, корпора- тивность, надежность, со- циальная ответственность и др. |
Профес- сиональ- ная ком- петент- ность | Профессиональные знания, умения и на- выки, квалификация | Социально-правовая и эко- номическая компетент- ность, специальная компе- тентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие за рам- ки одной профессии), ауто- компетентность |
Профес- сиональ- но важ- ные каче- ства | Внимательность, на- блюдательность, кре- ативность, решитель- ность, контактность, самоконтроль, само- стоятельность и др. | Профессиональная само- стоятельность, социаль- но-профессиональный интеллект, способность к планированию технологи- ческих процессов, диа- гностические способно- сти, профессиональная мобильность, самоконт- роль и др. |
\ Подструк- туры Профес- i сионально | значимые i психофи- Iзиологи- 1ческие 1 свойства^ |
ординация, ность и др. |
но-двигательная ко- рота реакции, глазомер, реактив- ручная сноровка, выносли- вость, стрессоустойчивость и-ЙР___________ |
Социально-психологи-
ческие и психофизио-
логические компонен-
___ты_ подструктур
Энергетизм, нейро-
тизм, экстравертиро-
ванность, зритель-
Профессионально обуслов-
ленные ансамбли компонен-
тов подструктур (ключевые
._.__квалификации)___
Обобщенные профессио-
нальные способности: ко-
ординация действий, быст-
(j Профессиональное развитие - это психологиче-
ские приобретения и потери, а значит, в процессе
становления специалиста, профессионала происхо-
дит не только совершенствование, но и разрушение,
возникновение деформаций и профессионально не-'
желательных качеств. Каждая профессия имеет свой
ансамбль профессионально нежелательных качеств,
негативно влияющих на продуктивность профессией
нальной деятельности.
В наибольшей степени профессиональные дефор-
мации развиваются у представителей социономиче-
ских профессий, постоянно взаимодействующих с
людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслу-
живания и правоохранительных органов, госслужа-
щих, руководителей, предпринимателей и др.
У представителей этих профессий профессио-
нальные деформации могут проявляться на четырех
уровнях:
1. Общепрофессиональные деформации, типичные
для работников данной профессии. Эти инвариант-
ные особенности личности и поведения профессио-
налов прослеживаются у большей части работников
со стажем, хотя уровень выраженности данной груп-
пы деформаций различен. Так, для врачей характерен
синдром «сострадательной усталости», проявляю-
щийся в эмоциональной индифферентности к стра-
даниям больных. У работников правоохранительных
8. Заказ № 3729. |
органов развивается синдром «асоциальной перцеп-
ции», при котором каждый гражданин воспринима-
ется как потенциальный нарушитель; у руководите-
лей — синдром «вседозволенности», выражающийся
в нарушении профессиональных и этических норм,
в стремлении манипулировать профессиональной
жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессио-
нальных деформаций делает работников профессии
узнаваемыми, похожими.
2. Специальные профессиональные деформации, воз-
никающие в процессе специализации по профессии.
Любая профессия объединяет несколько специаль-
ностей. Каждая специальность имеет свой состав де-
формаций. Так, у следователя появляется правовая
подозрительность, у оперативного работника — акту-
альная агрессивность, у адвоката — профессиональ-
ная изворотливость, у прокурора — обвинительность.
Врачи разных специальностей тоже обрастают свои-
ми деформациями. Терапевты ставят угрожающие
диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и
равнодушны.
3. Профессионально-типологические деформации,
обусловленные наложением индивидуально-психоло-
гических особенностей личности: темперамента, спо-
собностей, характера — на психологическую структуру
деятельности. В результате складываются профессио-
нально и личностно обусловленные комплексы:
• деформации профессиональной направленно-
сти личности: искажение мотивации деятельности
(«сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных
ориентации, пессимизм, скептическое отношение к
новичкам и нововведениям;
• деформации, развивающиеся на основе ка-
ких-либо способностей: организаторских, коммуни-
кативных, интеллектуальных и др. (комплекс превос-
ходства, гипертрофированный уровень притязаний,
226 »,
завышенная самооценка, психологическая «гермети-
зация», нарциссизм и др.);
• деформации, обусловленные чертами характера:
ролевая экспансия, властолюбие, «должностная ин-
тервенция», доминантность, индифферентность и др.
Эта группа деформаций развивается в разных про-
фессиях и не имеет четкой профессиональной ориен-
тации.
4. Индивидуализированные деформации, обуслов-
ленные особенностями работников самых различных
профессий. В процессе многолетнего выполнения
профессиональной деятельности, психологического
сращивания личности и профессии отдельные про-
фессионально важные качества, как, впрочем, и про-
фессионально нежелательные, чрезмерно развива-
ются, что приводит к возникновению сверхкачеств,
или акцентуаций. Это может быть сверхответствен-
ность, суперчестность, гиперактивность, трудовой
фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные
деформации можно назвать проявлениями «профес-
сионального кретинизма».
Следствием всех этих деформаций являются
ошибки, конфликты, кризисы и снижение продук-
тивности профессиональной деятельности личности.
Профессиональные деформации неизбежны.
Каждая профессия имеет свой ансамбль деформа-
ций. Их преодоление предполагает использование
разнообразных личностно ориентированных техно-
логий коррекции и реабилитации.