Задания и рекомендации для самостоятельной работы студентов заочного отделения.

Для студентов заочного отделения, обучающихся 5 лет, общее количество аудиторных занятий составляет только 12 часов, остальное время (60 часов) отводится на самостоятельную работу. Поэтому для наиболее полного усвоения учебного материала по дисциплине студентам необходимо проанализировать источники не только основной, но и дополнительной литературы, кроме того – выполнить все задания для самостоятельной работы по отдельным темам лекций и при подготовке к тем практическим и лабораторным занятиям, вопросы которых не обсуждались во время запланированных практических занятий.

По учебному плану на лекционные занятия выделяется 8 часов. Темы лекций:

Лекция № 1 «Определение основных понятий науки. Дифференциальная психометрия. Психодиагностическая процедура».

Лекция № 2 «Нормативные требования к психодиагностической процедуре. Психодиагностические средства».

Лекция № 3. «Основные виды психолого-педагогической помощи».

Лекция № 4. «Психологическая служба образования».

Для студентов заочного отделения, обучающихся 3,5 года, на лекционные занятия выделено 6 часов. Темы лекций:

Лекция № 1. «Теоретические основы психолого-педагогической диагностики» (основные понятия, психодиагностическая процедура, психодиагностические средства).

Лекция № 2. «Основные виды психолого-педагогической помощи».

Лекция № 3. «Психологическая служба образования».

3.1. Практические занятия

(4 часа, срок обучения – 5 лет).

Практическое занятие № 1.

Тема: Психодиагностические средства. Психолого-педагогическая характеристика и психолого-педагогическое заключение

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Прочитайте внимательно:

1. Теоретические материалы к теме № 4 в источнике:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 66-110).

2. Материалы Приложения к теме № 5 в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 146-152).

Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

II. Вопросы для обсуждения:

1). Общая характеристика методов строго формализованной психодиагностики.

· Характеристика метода тестов. Современная классификация тестов. Примеры тестовых процедур.

· Характеристика метода опросников. Виды опросников.

· Анкеты.

· Общая характеристика метода проективных техник. Рисуночные проективные техники. Примеры психодиагностических процедур.

· Характеристика психофизиологического метода.

2). Общая характеристика методов мало формализованной психодиагностики.

· Характеристика метода наблюдения. Схема наблюдения. Виды наблюдения.

Правила проведения наблюдения.

· Характеристика методов беседы и интервью. Технология проведения диагностической беседы.

· Определение понятия «продукты детской деятельности». Метод контент-анализа при изучении продуктов деятельности.

· Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.

Примечание: вопросы могут быть даны по вариантам или на карточках для индивидуальной работы непосредственно в ходе практического занятия.

3). Психолого-педагогические характеристика и заключение.

· Схема психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста.

· Схема психолого-педагогической характеристики на ребёнка школьного возраста.

· Заключение педагога ПМПК.

· Технология составления заключения по результатам психологического обследования.

Примечание: по данному вопросу составьте краткий конспект в тетрадях для самостоятельной работы по дисциплине.

III. На основании изучения любых двух источников литературы из рубрики «Литература для любознательных» из вышеприведённого источника:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 109-110), а также на основании самостоятельно подобранных книг и/или статей, напишите реферат, согласовав его тему с преподавателем. В целом рефераты объединены темой: «Использование методов строго формализованной и мало формализованной психодиагностики в психолого-педагогической практике».

Выбрав тему и изучив источники литературы, остановите свой выбор на одной из конкретных методик и проведите психодиагностическую процедуру с её использованием на одном испытуемом (по выбору студента). Опишите ход процедуры, условия проведения и результаты обследования.

Таким образом, реферат будет состоять из теоретической и практической частей. (Общий объём – 15–20 страниц рукописного текста).

Содержание практического занятия:

1. Проведение терминологического диктанта и письменного опроса (15-20 минут).

2. Знакомство студентов с конкретными психодиагностическими методиками, оформленными в виде альбомов. Обсуждение 2-3 рефератов.

3. Анализ содержания, структуры психолого-педагогической характеристики и психолого-педагогического заключения на ребёнка преподавателем совместно со студентами.

4. Изучение и анализ психолого-педагогических характеристик и психолого-педагогических заключений на конкретных детей (на основе раздаточного материала) каждым студентом самостоятельно с оформлением письменного отчёта.

Отчётность: студенты сдают тетради для самостоятельной работы, а также рефераты на проверку преподавателю в установленные им сроки.

Литература для подготовки:

1). Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с.

2). Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351 с.

3). Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с.

4). Кадырбаева, Д. Р. Психолого-педагогическая характеристика школьника [Текст] / Д. Р. Кадырбаева, И. Л. Энгельс // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. – С. 45-51.

5). Немов, Р. С. Психология [Текст] : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика . – 512 с.

6). Основы психодиагностики [Текст] / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с.

7). Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. - СПб. : Ин-т спец. педагог. и психол., 1999. - 202 с.

8). Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст]: комплект рабочих материалов / под. общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 136 с.

9). Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 208 с.

Практическое занятие № 2.

Тема: Основные виды психолого-педагогической помощи. Психологическая служба образования

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

I. Прочитайте внимательно следующие источники:

1. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 2: Виды психолого-педагогической помощи.– 74 с.

2. Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 3: Психологическая служба образования.– 82 с.

Подготовьтесь к терминологическому диктанту по темам: «Психолого-педагогическое консультирование», «Организация психологической службы образования».

II. Вопросы для обсуждения:

1). Психопрофилактика, как направление работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Методы психопрофилактики.

2). Понятие о психокоррекционной и развивающей работе.

3). Психолого-педагогическое консультирование: определение понятия; цель, задачи, содержание, виды консультирования; этапы проведения процедуры консультирования.

4). Концепция, структура и содержание работы психологической службы образования.

5). Психологическая служба в общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях: концепция, цель и задачи специальной психологической помощи в системе специального образования; структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) – ПМПК (консультации), ПМПК (комиссии), ПМПк (консилиумы).

III. Внимательно прочитайте материалы о медико-педагогической комиссии (МПК) в книгах С.Д. Забрамной:

- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

- Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: опыт работы по комплектованию вспомогательных школ [Текст] / сост. С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

Затем ознакомьтесь с проектом «Типового положения» о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) (Приложение 4 в источнике: О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 67-78).

На основе сопоставления информации составьте сравнительную таблицу (в тетрадях для самостоятельной работы).

Сходства и отличия целей, задач и содержания работы

ПМПК и МПК

ПМПК МПК
Общее
Различное

Вывод студента:

IV. На основании изучения двух любых источников литературы подготовить доклады на тему: «Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей и от их возрастных особенностей» (тему сформулировать самостоятельно или согласовать с преподавателем, выбрав какое-либо нарушение развития и возраст детей).

Примечание: доклады сдать на проверку за 3-4 дня до проведения практического занятия.

Отчётность: студенты сдают тетради для самостоятельной работы по дисциплине на проверку преподавателю.

Примечание: любой из вопросов по теме, подготовленный студентами устно, может быть дан в письменном виде непосредственно по ходу проведения занятия (возможно использование нескольких вопросов, данных для выполнения по вариантам или отдельными группами студентов).

Содержание практического занятия:

1. Проведение терминологического диктанта.

2. Обсуждение вопросов по теме занятия.

3. Обсуждение 2-3 докладов.

Литература для подготовки:

1). Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 2: Виды психолого-педагогической помощи.– 74 с.

2). Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 3: Психологическая служба образования.– 82 с.

3). Белопольская, Н. Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Н. Л. Белопольская // Дефектология. – 1984. - № 5. – С. 15-19.

4). Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

5). Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. - СПб. : Ин-т спец. педагог. и психол., 1999. - 202 с.

6). Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] : учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 528 с.

7). Психологическая служба школы [Текст] : учеб. пособие / М.К. Акимова и др. ; под. ред. И. В. Дубровиной. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 222 с.

8). Ткачёва, В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачёва // Дефектология. – 1999. - № 3. – С. 30 – 36.

Также для подготовки докладов можно использовать литературу, указанную в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 35, 48-50). Приветствуется самостоятельный подбор источников литературы: книг, монографий, статей, авторефератов и др.

3.2. Практическое занятие

(2 часа, срок обучения – 3,5 года).

Тема: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики. Психологическая служба образования

Вопросы для обсуждения:

1. Психодиагностические средства:

· общая характеристика строго формализованных методов диагностики;

· общая характеристика мало формализованных методов диагностики.

2. Психолого-педагогическая характеристика:

· общее понятие, цель, задачи;

· структура;

· содержание.

3. Психолого-педагогическое заключение:

· заключение педагога;

· заключение психолога;

· протокол ПМПК.

4. Концепция, структура и содержание работы психологической службы образования.

5. Психологическая служба в общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях:

· концепция, цель и задачи специальной психологической помощи в системе специального образования;

· структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) – ПМПК (консультации), ПМПК (комиссии), ПМПк (консилиумы).

Примечание: любые вопросы могут быть даны для письменного ответа непосредственно по ходу проведения практического занятия.

Задания и рекомендации к самостоятельной работе:

1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту по темам: «Психодиагностические средства», «Организация психологической службы образования».

2. По 2 и 3 вопросам составьте краткий конспект в тетрадях для самостоятельной работы по дисциплине.

3. Внимательно прочитайте материалы о медико-педагогической комиссии (МПК) в книгах С.Д. Забрамной:

- Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

- Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: опыт работы по комплектованию вспомогательных школ [Текст] / сост. С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

Затем ознакомьтесь с проектом «Типового положения» о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) (Приложение 4 в источнике: О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 67-78).

На основе сопоставления информации составьте сравнительную таблицу (в тетрадях для самостоятельной работы).

Сходства и отличия целей, задач и содержания работы

ПМПК и МПК

ПМПК МПК
Общее
Различное

Вывод студента:

4. Выберите один из видов работ:

1). На основании изучения любых двух источников литературы из рубрики «Литература для любознательных» из источника:

Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. - Часть 1: Теоретические основы.– 152 с. (С. 109-110), а также на основании самостоятельно подобранных книг и / или статей, напишите реферат, согласовав его тему с преподавателем. В целом рефераты объединены темой: «Использование методов строго формализованной и мало формализованной психодиагностики в психолого-педагогической практике».

Выбрав тему и изучив источники литературы, остановите свой выбор на одной из конкретных методик и проведите психодиагностическую процедуру с её использованием на одном испытуемом (по выбору студента). Опишите ход процедуры, условия проведения и результаты обследования.

Таким образом, реферат будет состоять из теоретической и практической частей. (Общий объём – 15–20 страниц рукописного текста).

2). На основании изучения двух любых источников литературы подготовить доклады на тему: «Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей и от их возрастных особенностей» (тему сформулировать самостоятельно или согласовать с преподавателем, выбрав какое-либо нарушение развития и возраст детей).

Для подготовки докладов можно использовать литературу, указанную в источнике: Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – Часть 3: Психологическая служба образования. – 82 с. (С. 35, 48-50). Приветствуется самостоятельный подбор источников литературы: книг, монографий, статей, авторефератов и др.

Примечание: рефераты и доклады сдать на проверку за 3-4 дня до проведения практического занятия.

Содержание практического занятия:

1. Проведение терминологического диктанта.

2. Обсуждение вопросов по теме занятия.

3. Краткое обсуждение 3-4 рефератов и докладов.

Отчётность: студенты сдают тетради для самостоятельной работы по дисциплине на проверку преподавателю.

Литература для подготовки:

1). Алмазова, О. В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие: в 3 частях: / О. В. Алмазова; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004.

2). Белопольская, Н. Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Н. Л. Белопольская // Дефектология. – 1984. - № 5. – С. 15-19.

3). Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351 с.

4). Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М. : Академия, 1997. – 192 с.

5). Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

6). Кадырбаева, Д. Р. Психолого-педагогическая характеристика школьника [Текст] / Д. Р. Кадырбаева, И. Л. Энгельс // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. – С. 45-51.

7). Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] : учеб. для студ. вузов / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 528 с.

8). Немов, Р. С. Психология [Текст] : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 3 : Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика . – 512 с.

9). Основы психодиагностики [Текст] / под общ. ред. А. Г. Шмелёва. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с.

10). Психологическая служба школы [Текст] : учеб. пособие / М.К. Акимова и др. ; под. ред. И. В. Дубровиной. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 222 с.

11). Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. - СПб. : Ин-т спец. педагог. и психол., 1999. - 202 с.

12). Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст]: комплект рабочих материалов / под. общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 136 с.

13). Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 208 с.

14). Ткачёва, В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачёва // Дефектология. – 1999. - № 3. – С. 30 – 36.

Наши рекомендации