Конечные результаты обучения

Студент должен:

Знать:

· структурные проявления при общепатологических процессах;

· причины и механизм и патогенез структурных изменений общепатологических процессов, динамику их развития (морфогенез), исходы;

· основые морфологические дифференциальные признаки различных видов повреждения (альтерации, адаптации, расстройств крово- и лимфообращения, воспаления, иммуннопатологических и опухолевых процессов).

Уметь:

· диагностировать на основании макроскопических изменений в органах и тканях патологический процесс, его стадии и формы.

· описывать и правильно интерпретировать микроскопическую картину органов и тканей при таких общепатологических процессах как:

- дистрофия,

- некроз,

- нарушения крово- и лимфообращения,

- воспаление,

- адаптация и компенсация,

- иммуннопатологические процессы,

- опухоли;

· проводить дифференциальную диагностику между различными патологическими процессами;

· определять по совокупности патоморфологических изменений, развив­шихся в органах и тканях характер возможных осложнений и исходов.

Владеть навыками:

· макроскопического исследования и описания патологических изменений в органах и тканях;

· микроскопирования и описания гистологических препаратов при различных патологических процессах;

· сопоставления морфологических изменений с типичными клинико-функциональными проявлениями патологических процессов.

Пререквизиты

Философия, экология, молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, микробиология, анатомия-1, гистология-1, физиология-1, введение в клинику-1.

Постреквезиты

Патологическая анатомия 2, патологическая физиология-2, пропедевтика внутренних бо­лезней, визуальная диагностика, общая хирургия, введение в клинику-2, общая иммунология.

Краткое содержание дисциплины

Патологическая анатомия является одной из базовых дисциплин подготовки врачей в медицинских вузах. Вне зависимости от сферы профессиональной деятельности врач должен обладать достаточными знаниями о морфогенезе и патоморфологических проявлениях патологических состояний и болезней на организменном, органном и клеточном уровнях.

Тематический план

Тематический план лекций

Тема Форма проведения К-во часов
1. Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Патологоанатомическая служба, её роль и место в системе здравоохранения. Обзорная лекция
2. Повреждение (альтерация). Дистрофия. Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины раз­вития дистрофий. Морфогенетические механизмы. Классификация. Возрастные особенности. Обзорная лекция
3. Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы, липидозы, гликогенозы. Обзорная лекция
4. Стромально-сосудистые дистрофии (диспротеинозы). Морфология прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани. Амилоидоз. Обзорная лекция
5. Смешанные дистрофии. Общие закономерности развития. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика эндогенных пигментаций. Обзорная лекция
6.   Некроз. Апоптоз. Сущность понятий. Морфогенез. Классификация. Обзорная лекция
7. Нарушения кровообращения. Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация. Морфология острой и хронической недостаточности. Обзорная лекция
8. Тромбоэмболический синдром. Шок. Синдром диссеминиро­ванного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Причины, виды, морфологическая характе­ристика, исходы и значение. Обзорная лекция
9. Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления. Приспособительные реакции. Клинико-морфологическая характеристика, значение. Обзорная лекция
10. Регенерация. Сущность и биологическое значение. Клеточная и внутриклеточная формы регене­рации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. Обзорная лекция
11. Воспаление. Определение. Сущность и биологическое значение воспале­ния, закономерности развития. Морфология кинетики воспалительной реакции. Воспаление и иммунитет. Возрастные особенности. Обзорная лекция
12. Пролиферативное (продуктивное) воспаление. Определение. Виды пролиферативного воспаления. Клинико-морфологическая характеристика. Обзорная лекция
13. Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные синдромы первичные и вторичные. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция. Морфологическая характеристика. Обзорная лекция
14. Общая морфология инфекционного процесса. Биологические и социальные факторы в развитии инфекцион­ных болезней. Принципы классификации инфекционных заболе­ваний. Патоморфоз инфекционных заболеваний. Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва. Обзорная лекция
15. Сепсис как особая форма инфекции. Классификация сепсиса. Пупочный сепсис. Обзорная лекция
16. Общее учение об опухолях. Морфогенез и гистогенез опухолей. Свойства опухолевой клетки. Обзорная лекция
17. Опухоли. Определение и сущность опухолевого процесса. Современные теории канцерогенеза. Современные теории опухолево­го роста. Понятие опухолевой прогрессии. Предопухолевые (предра­ковые) состояния и изменения. Дисп­лазия и рак. Обзорная лекция
18. Строение опухоли. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. Обзорная лекция
  Всего часов:  

Тематический план практических занятий

Тема Форма проведения К-во часов
1. Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие. Демонстрационное вскрытие.
2. Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия мио­карда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы). 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
3. Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилои­доз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
4. Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Нарушения обмена проте­иногенных пигментов. На­рушение обмена липидогенных пигментов. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
5. Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
6. Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
7. Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
8. Тромбоз. Эмболия. Инфаркт. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
9. Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перест­ройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
10. Рубежный контроль. 1. Тестовые задания 2.Ситуационные задачи
11. Экссудативное воспаление. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
12. Пролиферативное воспаление: межуточное (ин­терстициальное), воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
13. Пролиферативное гранулематозное воспаление. Кинетика гранулемы. Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный тре­тичный периоды. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
14. Сепсис как особая форма инфекции. Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бакте­риальный) эндокардит, хрониосепсис. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
15. Гистогенетическая классификация опухолей. Органонеспецифические и органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
16. Мезенхимальные опухоли. Опухоли детского возраста. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
17. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланинобразующей ткани. 1. Опрос и обсуждение темы занятия. 2. Описание макропрепаратов 3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
18. Рубежный контроль. 1. Тестовые задания 2.Ситуационные задачи
19. Итоговая консультация (перед экзаменом)    
  Всего часов:  

2.7.3 Время консультации преподавателей:

Консультации студентов проводятся дежурным преподавателем в соответствии с графиком консультаций, утвержденным заведующим кафедрой.

Наши рекомендации