ОМ.А.45 Подтягиваясь на руках и выпрямляя обе ноги, пытается встать.
Когда держась, за какой-нибудь предмет мебели, малыш делает первые попытки подтянуться, и встать, это очень волнующий момент для любого, кто работает с ним над развитием общей моторики. Мир ребенка становится несравненно шире; в него уже входят предметы, находящиеся не только на полу, но и выше, и это можно расценивать, как готовность учиться ходить.
Первые попытки ребенка встать на ноги, ухватившись за какой-нибудь предмет, выглядят довольно неуклюже. Малыш выпрямляется и кладет руки на удобный для него выступ мебели. Для сохранения равновесия он сгибается в пояснице. Чтобы подняться, ему нужно сильно оттолкнуться руками, выпрямив обе ноги. Встав, малыш подволакивает ноги вперед, чтобы придвинуть их под себя. Какую же трудную работу он должен проделать, чтобы достичь успеха в общей моторике!
Мы хотели бы предостеречь вас: детям с большой тугоподвижностью суставов ног нельзя разрешать вставать на ноги таким образом - это только усугубит проблему. Если у вашего малыша наблюдается тугоподвижность, он должен подниматься на ноги через положение, описанное в параграфе ОМ.А.57.
Как оценить
Способ: Поместите ребенка в позицию для ползания или посадите его перед столом, на котором находится игрушка. Покажите ее малышу - пусть он возьмет ее сам.
Результат положительный, если ребенок подтянется на руках и одновременно выпрямит обе ноги.
Как учить
Обучать данному навыку не обязательно. О нем мы упомянули потому, что он является вехой в развитии ребенка.
О там, как учить малыша подтягиваться, чтобы встать, мы поговорим в параграфе ОМ.А.57.
ОМ.А.46 Стоит, держась руками за предмет мебели, и "пританцовывает"
Когда малыш стоит на ногах, он все еще сильно опирается на руки, чтобы удержаться. Сейчас, когда он стоит, его поясница располагается почти на одной линии с корпусом. Ребенок еще не в состоянии передвинуть ноги в стороны, но его ноги уже больше не "заперты" в коленях, и он способен "пританцовывать" или пружинить, сгибая и разгибая ноги в коленях.
Как оценить
Способ: Поставьте малыша рядом с перекладиной, перилами или каким-нибудь невысоким предметом мебели. Включите музыку и покажите малышу сами, что нужно делать.
Результат положительный, если малыш начнет сгибать ноги в коленях, имитируя прыжки.
Как учить
Вероятно, вам не придется обучать ребенка этому навыку. Он может прийти сам собой, благодаря той работе, которую вы проводили до этого.
В занятиях вам поможет музыка.
Когда малыш настроен посгибать ноги в коленях, поставьте его перед собой, возьмите за ручки и в такт музыке начните приподнимать и опускать их. Дождитесь, когда малыш станет под музыку сгибать ноги в коленях. Если вы можете достать где-нибудь небольшой батут с перильцами,
то ребенок будет с удовольствием делать это упражнение сам. Только следите за тем, чтобы ребенок не прыгал на прямых ногах - да, да, это вполне возможно! Малыш может облокотиться на перильца и за счет силы рук, а не ног подниматься и опускаться.
Можно воспользоваться кроватью с панцирной сеткой. Держите малыша за руки. Не приучайте его прыгать на кровати, если у вас нет постоянной возможности находиться рядом, чтобы в случае чего предотвратить падение.
Малышу очень захочется попрыгать стоя у вас на коленях и держась за ваши плечи. Ваши руки в этом случае остаются свободными, и вы можете управлять коленками малыша. Полезно ненадолго ставить малыша оголенными ступнями на разные поверхности, чтобы он мог ощутить их свойства.
ОМ.А.47 В положении сидя проявляет хорошо развитые реакции корпуса на потерю равновесия.
Параграфы ОМ.А.47, 48 и 49 посвящены трем различным
аспектам сохранения равновесия в положении сидя. Мы предлагаем вам ознакомиться сразу со всеми.
Если равновесие сидящего ребенка нарушается, он может восстановить его двумя способами. Во-первых, он может вытянуть в сторону руку, чтобы опереться на нее и не упасть (см. параграф ОМ.А.49), во-вторых удержаться от падения при толчке в сторону с помощью корпуса и конечностей.
Сохранение равновесия при помощи корпуса имеет особое значение. Чтобы не упасть, все мы, в первую очередь, используем собственное туловище, и выбрасываем руки лишь
тогда, когда одной реакции корпуса на возможность падения не достаточно, или же в тех случаях, когда мы просто захвачены врасплох.
Как оценить
Материалы: Доска - качалка, большой надувной мяч или стул - любая поверхность, которую можно легко наклонить в сторону.
Способ: Посадите малыша на такую поверхность. При этом его ноги не должны касаться пола. Ребенок не должен держаться руками. Для этого можно положить его руки на колени или дать по игрушке в каждую руку. Будьте готовы подстраховать ребенка на случай падения. Слегка наклоните поверхность вбок.
Результат положительный, если малыш, прореагирует следующим образом: растянет ту часть корпуса, которая окажется внизу, изогнет "верхнюю" часть туловища, повернет "нижнее" плечо в сторону "верхнего" бедра и отводит "верхнюю" руку и ногу в сторону.
Как учить
Этот навык является комбинацией всех предыдущих навыков, разобранных в параграфах ОМ.А.27, 34, 35, 38, 40, 42, 43 и 44. Если малышу трудно выполнить данное упражнение, произведите повторную оценку всех перечисленных навыков и, если нужно, продолжите работу над ними.