Развитие фонематического восприятия. Покажем Машеньке, какими кружочками мы обозначаем звуки
Покажем Машеньке, какими кружочками мы обозначаем звуки. Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите ... (красный кружок). Если в слове услышите звук м', то поднимите ... (зеленый кружок). Если услышите звук м, поднимите ... (синий кружок).
Произносятся слова, в которых гласные звуки стоят в начале слова, согласные м, м' — в разных позициях
Развитие фонематических представлений
Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. В их названии есть звуки м, м'. Что любят медведи? (Мед, малину.)
Определяется позиция звуков м, м\ кружочки выкладываются в окошки звукового домика Выставляются игрушки, игрушечный стол и стулья
Какие игрушки может подарить Машенька? (Машинку, матрешку, гармонь, мозаику, пирамидку.) Каким одним словом можно назвать стол и стулья? (Мебель.)
Актуализация глагольной лексики
Мы с Машенькой в лес ... (пойдем), на машине ... (поедем), бегом ... (побежим), тропинку ... (найдем), к домику ... (придем), подарки ... (отнесем, подарим, отдадим, вручим). Какой звук произносили в конце этих слов? (Звук м.)
7. Усвоение местоимений «мой», «моя», «мои»
Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощения у них попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой машинка? Это моя игрушки?» Научим Мишутку правильно использовать слова. (Надо говорить «моя машинка», «мои игрушки».) Дети исправляют вопросы Мишутки.
О чем еще можно сказать — «мой», «моя», «мои»?
Физминутка
Мишутка приглашает нас пойти за малиной.
Пение песни «По малину в сад пойдем», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, имитация движений в соответствии с текстом песни.
9. Звуки м, м' в предложениях. Развитие внимания, па
мяти. Усвоение творительного падежа существительных
Мама-медведица предлагает Машеньке, Мишутке и нам поиграть.
Выставляются игрушки. Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.
Игрушки переставляются.
А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит ...) Задание повторяется 3-4 раза.
Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что нравится ему в лесу.
Составление предложений от лица Мишутки.
10. Произношение звуков м, м' в чистоговорках и стихах. Развитие просодии
Мед медведь в лесу нашел (произносится радостно).
Мало меда, много пчел (произносится грустно).
М-м-ма, м-м-мам-ма, м-меду нам-м (произносится с изменением силы и тембра голоса).
С. Маршак
Бедный Мишка заболел.
Мишка много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Ф. Бобылёв
Дети изображают плач и показывают, как болит живот.
11. Составление слов и слогов с буквой м
Дети, мы уже познакомились с буквой м. Покажите эту букву Мишутке. составьте слоги ам, ом, ум, ма, мо, му. Кто сможет, составьте слово с этой буквой.
12. Письмо
Напишем букву, слоги.
Итог занятия
Тема «Звук л'»
ПРОГУЛКА В ЛЕСУ
Материал.Пейзажная картина «Летний день в лесу», предметные картинки из серии Г.А. Каше, предметные картинки из настоль-но-печатной игры «В лесу», разноцветные цветы и бабочки.
Ход занятия
Оргмомент
Послушайте загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом.) Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.
Дети имитируют расслабление.
Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.
Дети напрягаются. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.
Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.
Сообщение темы занятия
Выделение звука л' из слов лето, лес.
Выставляется пейзажная картина «Летний день в лесу». Вы хотите побывать в этом прекрасном лесу? Какой первый звук вы услышали в слове лес?
3. Характеристика звукал'
Что напоминает вам звук л'?
Обозначение цветовым символом.
Мы обозначим звук л' зеленым кружочком, он будет напоминать нам ... (лето, зелень, лесную полянку). В какой замок мы поселим этот звук? (В Зеленый замок.)
4. Произношение звука л' в слогах
Чтобы нам не было скучно в пути, споем песенку: ля-лё-ле-ли, лю-ля-ле-ли.
5. Произношение звука л' в словах. Падежное управление
Выставляются картинки — сначала калитка, аллея, затем — другие. Что мы открываем? (Калитку.) Идем по ... (аллее).
Дети имитируют открывание калитки, шаги.
К какому дереву мы подошли? (К тополю.) Постоим под ... (тополями). Дальше пошли, к липам подошли. Сосчитайте, сколько их. (Три липы.) А сколько тополей? (Четыре тополя.)
Мелкая моторика
«Топали мы, топали, до тополя дотопали. До тополя дотопали, дальше потопали».
Дети имитируют топанье пальчиками по столу.
7. Усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения. Определение позиции звука л' в словах
Вот мы и в лесу. Какие деревья мы увидели? (Ель, ольху, лиственницу, клен, липу.) Назовите деревья, в названии которых звук л' слышится в начале слова. Куда положим кружочек — цветовой символ звука л' ?
Дети передвигают зеленый кружочек в окошках домика в зависимости от позиции звука.
В каком слове звук л' стоит в конце? Каких деревьев много в лесу? (Ольх, елей, кленов, лип, лиственниц.) Что вы видите на деревьях? (Листья.) Деревья покрыты... (листьями). Скажите о них ласково. (Листики, листочки.) Какие они? (Зеленые.) На деревьях много... (листьев). Деревья, покрытые листьями, называют лиственными. Повторите это слово.
Мы оказались на лесной полянке.
Выставляются картинки с изображением поляны и цветов.
Сколько здесь цветов! Назовите их. (Колокольчики, лютики, купальницы, клевер.) Мы не будем их мять и рвать, а покажем им свои добрые лица. Понюхайте их! Кто летает над цветами? (Шмели, мотыльки.)
Чтение стихотворения Й. Змая «Мальчик и мотылек»:
— Мотылек, мотылек, — Мотылек, мотылек,
Сядь поближе на цветок. Я тебя ловить не стану.
— Я не сяду на цветок, Подойду поближе, гляну,
У тебя в руке сачок. Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылек. Раз, два, три, четыре, пять...
— Яи сам могу считать: Сосчитаю, сколько ног,
Раз, два, три, четыре, пять, Без тебя, мой дружок.