Развитие разговорно-обиходной и описательной речи у детей 4 страница
С учетом слогового состава подбираются и слова. В начале обучения звуки закрепляются только на материале слов односложных и двусложных, без стечения согласных, типа мак, Тома, утка. Позднее вводятся слова трехсложные из открытых слогов (панама, канава, пилили, лепили), и двусложные с закрытым слогом (лента, пилит, летит, пальто). Еще позднее – слова со стечением согласных в составе слога (два, книга, спасибо, стакан и т.п.), слова четырехсложные, преимущественно из открытых слогов (поехали, вылепили и т.п.), и некоторые другие.
При заучивании новых слов, как и в первом периоде, постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на артикулирование. Это значительно облегчает проговаривание трудных для ребенка слов и в то же время способствует развитию кинестетических ощущений (т.е. способности чувствовать положение и движение своих органов). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подражают ей. Одновременно внимание привлекается к звучанию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяется зеркало. При заучивании слов по слогам можно использовать те приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. отхлопывание, дирижирование и т.п. На более поздних этапах, при заучивании трех-, четырехсложных слов, может быть использована схема слова, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. (Длинная полоска обозначает слово, короткая – слог.)
На ранних этапах обучения, когда количество правильно произносимых звуков незначительно, для подготовки к произношению слов и фраз проводятся различные слоговые упражнения. Слоговые упражнения помогают преодолевать замедленное, разорванное, отрывистое произношение слов и фраз. Следует различать разные виды слоговых упражнений. Одни упражнения подготавливают учащихся к слитному, с правильным ударением произношению слов и словосочетаний. Дети учатся различать, а затем воспроизводить различные слоговые сочетания с чередованием ударных и неударных слогов, например: та-тата или тата-татата. Такого рода упражнения могут проводиться и как непосредственная подготовка к овладению плавным произнесением слов, например сочетание та-та-та облегчает переход от послогового к слитному произнесению трехсложного слова (канава, панама и т.п.). Позднее для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения подбираются рифмованные фразы с четким ритмом, например: Бом-бом-бом, вот мой дом. (На музыкальных занятиях в начальном периоде обучения рекомендуется развивать простейшие мелодии без слов: ля-ля-ля, ту-ту-ту и т.п.)
Другие упражнения подготавливают учащихся к быстрым и плавным переходам от одного звука к другому, что также необходимо для овладения произнесением слов и фраз. Обязательным требованием при проведении всех относящихся сюда упражнений является очень отчетливое произнесение каждого звука. Поэтому в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. В начале упражнения проводятся на гласных звуках, например у-и-у-и... или у-и-а-у-и-а. Такого рода упражнения могут проводиться под счет или под дирижирование учителя. Несколько позднее слоговые упражнения подбираются с чередованием или гласных звуков (мо-ма-му), или согласных (па-та-ка). Подобные упражнения усложняются: постепенно ускоряется темп до нормального или даже несколько ускоренного, при этом не должна снижаться четкость произнесения каждого отдельного звука; увеличивается количество элементов ряда от 2–3 до 3–4; усложняется состав отдельных элементов ряда – от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных (па-ап), включаются закрытые слоги со стечением согласных (сма-сму), а также сочетание типа аса-осу-асу; изменяется последовательность элементов ряда, т.е. после того как удалось добиться легкого произнесения какого-либо ряда, например па-та-ка, последовательность элементов изменяется, т.е. произносится ряд ка-та-па.
По мере овладения произносительными навыками начинает предъявляться требование произнесения слов с правильным ударением. Слова каждой вновь изучаемой звуко-слоговой структуры произносятся вначале скандировано, позднее – с правильным ударением. Дети усваивают, что гласный звук, который произносится сильнее, называется ударным. В зависимости от контингента учащихся усложнение слогового состава слов может идти различно. С детьми, имеющими значительные структурные затруднения, следует, как это указано, очень постепенно усложнять материал. При менее выраженных затруднениях, подбирая слоговой и словарный материал уроков, уже при прохождении первых звуков можно вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава.
Как можно раньше вводятся простые фразы, состоящие из 3-4 уже знакомых слов. Вначале, до того как будет пройден звук л, возможности составления предложений чрезвычайно ограничены, да и произношение их не всегда доступно; поэтому для тренировки произносительных навыков используются преимущественно слоги и слова.
Умение произносить звуки л и j и включение трехсложных слов из открытых слогов и двусложных с одним закрытым слогом несколько расширяют возможности. Появляется много новых существительных (Лена, липа, лента, лимон и т.п.) и глаголов (пили, пели, ели, купили, катали, моет, лепит и т.п.). Дети учатся употреблять в речи доступные глагольные формы, например купаю, купает, купают, купали, пользоваться винительным падежом (купили ленту, дай лимон, утку). Составляются и заучиваются предложения и небольшие рассказы.
Отработка звука ы, а вслед за ним звука с и с уже значительно расширяет произносительные возможности, дети овладевают правильным произношением целого ряда новых слов. В активный правильно произносимый словарь вводятся существительные в единственном и множественном числе с окончаниями ы и и: оса–осы, коса–косы, миска–миски, кусок–куски и т.п. Детям предлагается заканчивать предложения, согласуя существительные с глаголом в числе, например: На столе стоит (миска, стакан). На столе стоят (миски, стаканы). В лесу растет (куст, сосна, осина). В лесу растут (кусты, сосны, осины) и т.п. Дети сами составляют подобные предложения по картине или по демонстрации. В связи с закреплением предлога на составляются и такие предложения: Кот спит на стуле; Миска стоит на плите; Стакан стоит на столе и т.п.
По мере овладения звуками речи и преодоления структурных затруднений все шире и разнообразие становится правильно произносимый активный словарь детей. По является возможность подбирать для заучивания словосочетания типа простейших скороговорок (У Сени и Сани сом с усами), небольшие стихотворения, загадки, потешки.
Большинство из описанных упражнений, направленных на различение звуков и закрепление правильного их произношения, способствует развитию внимания к речи и слуховой памяти. В то же время, особенно в начале •описываемого периода обучения, рекомендуется продолжать те упражнения на запоминание цепочек инструкций и рядов слов и слогов, о которых говорилось при описании первого периода обучения. По мере развития памяти количество предлагаемых для запоминания инструкций постепенно увеличивается («Надо подойти к доске, первую картинку положить на стол учителя, вторую отдать Коле, третью оставить на месте, четвертую взять себе»). Количество слов, предлагаемых для запоминания, доводится до 4-5. Кроме того, постепенно усложняется звуковой состав слов – слова подбираются все более сходного звукового и слогового состава, например: лиса, весы, косы, сосна; чередуются существительные в единственном и множественном числе (сумка, осы, лиса, миски), вводятся прилагательные (зеленый зонт, синий автобус, синяя ваза). Слова, как это видно из приведенных примеров, подбираются на определенные звуки – те, закрепление которых в данное время проводится. Поэтому, после отбора картинок, все слова или словосочетания обязательно проговариваются.
Также в связи с закреплением правильного произношения тех или иных звуков для запоминания предлагаются различные слоговые сочетания (например: са-су-со или спа-ста-сва-ска).
Все перечисленные упражнения, способствуя развитию внимания и памяти, имеют большое значение для последующего обучения, когда они постепенно заменяются заучиванием прозаических текстов и стихотворений, заучиванием тех или иных правил, запоминанием продиктованных учителем предложений и т.п.
Ребенок овладевает звуковым составом слова значительно быстрее в тех случаях, когда умеет отличать в собственной речи правильное звучание слова от неправильного. При этом громадную роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала (если возможно, то уже в первом периоде) в определенной системе проводятся упражнения, в ходе которых дети должны научиться выделять из состава слова любые звуки, как согласные, так и гласные, определять последовательность звуков в слове, делит слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.
Уже при уточнении артикуляции гласных звуков а и у дети не только учатся четко произносить звуки, выделять их из ряда, но внимание их обращается и на то, что звуки мы произносим в определенной последовательности. Так, если мы сказали у-а, то здесь два звука – первый у, второй а. Логопед предлагает произносить только первый звук, только второй, опять оба вместе и т.п. Детям, владеющим фразовой речью, в то же время предлагается выделять из слов начальный гласный. Подобрав короткие и состоящие из правильно произносимых звуков слова (ухо, Анна, уха, улитка, Алик, утка), логопед добивается правильного произношения этих слов и одновременно обращает внимание на начальный гласный: «Что это? (Утка.) Какой звук первый в слове утка? (у.)» В то же время логопед может подобрать любые понятные детям слова, начинающиеся с этих звуков (улица, Аня, утюг, астра и т.п.), произносить их, а детям предложить внимательно слушать и называть только первый звук. Подобным упражнениям уделяется ежедневно несколько минут. (При обучении детей, только начинающих овладевать фразовой речью, соблюдается еще большая постепенность в усложнении упражнений начального периода. Так, при прохождении первых звуков детям предлагается только выделение их из сочетания типа у–а, а затем переходят к анализу и синтезу звукосочетания типа an. И уже позднее, когда дети овладевают произношением слов трехсложных (улитка) и двусложных с закрытым слогом (Алик, утка), можно переходить к выделению гласного из начала слова.) От анализа ряда, состоящего из двух гласных, переходят к анализу ряда, состоящего из трех гласных (и, а, у). При этом проводятся примерно такие упражнения: логопед произносит ряд гласных, дети повторяют его, очень четко артикулируя, затем выясняется последовательность звуков – логопед предлагает одному ребенку назвать только первый звук, второму – второй и т.п.; устанавливается количество звуков в ряду.
Следующий этап – выделение твердых согласных п, т, к, х из конца слова и анализ и синтез обратного слога типа an. Дети учатся не только выделять звуки и устанавливать их последовательность, но и объединять звуки в слоги. В ходе урока, после упражнений в произнесении обратных слогов, им задаются примерно такие вопросы: «Сколько звуков в слоге ат? (Два.) Какие это звуки? (а и т.) Если сказать вместе о и т, что получится? (От.)
От анализа обратного слога переходят к выделению ударного гласного из положения после согласного. С этой целью подбираются односложные слова типа кот, мак и т.п. Вначале предлагается только выделить какой-либо гласный звук, например у. Упражнение это проводится примерно так: повторяется звук у, дети вспоминают артикуляцию этого звука, четко его произносят. После этого логопед предлагает им внимательно слушать и поднимать руку, если в словах, которые он будет говорить, они услышат звук у. Кот, дуб, лук, мак, суп, произносит учитель, чередуя слова со звуком у с теми, в которых этого звука нет. Также постепенно выделяются гласные а, о, ы. Затем упражнения усложняются, учитель произносит односложные слова с изученными гласными, ученики сами называют гласный звук.
Следующий этап – выделение согласного звука из начала слова или слога, что наиболее трудно при анализе слов. Последовательное выполнение всех упражнений значительно облегчает эту задачу. Дети упражняются в анализе и синтезе прямого слога (произносится слог ва; «Сколько тут звуков? Какой первый? Какой второй? Если мы произнесем звуки в и а, какой получится слог?»), выделяют первый и второй звуки из слов, начинающихся на твердый согласный звук («Какой первый звук в слове туфли? А второй?»).
В результате обучения детям оказывается доступным полный звуковой анализ слов типа кот, мак. К этому времени должны быть уже хорошо усвоены термины «слово», «звук», «гласный звук».
Следующий этап – деление слов на части – слоги. Дети узнают, что слова делятся на слоги. В словах может быть один, два, три и больше слогов. При членении слов на слоги, кроме всех обычных приемов, применяется прием различения слов по ритму. Ритмический рисунок при этом отхлопывается или отстукивается. Для сравнения подбираются слова, состоящие из одного, двух, трех слогов. По количеству хлопков учащиеся должны определить, какое слово задумано, т.е. односложное, двусложное или трехсложное. В это же время дети знакомятся со схемой, в которой более длинная черта обозначает слово, более короткая – слог. Хорошо два-три урока (или занятия) специально посвятить делению слов на слоги, а затем в течение нескольких уроков закреплять полученные знания и навыки, вводя те или иные упражнения на деление слов на слоги на уроках по закреплению произношения звуков.
При прохождении следующих звуков дети переходят к полному звуко-слоговому анализу слов, вначале односложных, а затем двусложных. Кроме обычных приемов анализа, проводится анализ слов по схеме. Вначале схема имеет такой вид:
Здесь обозначено слово типа суп; – одно слово; ––––––– – один слог; ... – три звука. Несколько позднее она усложняется:
Здесь обозначено слово типа бусы.
Для анализа подбираются слова, состоящие из любых правильно к этому времени произносимых гласных и твердых согласных звуков. После того как дети научатся проводить звуко-слоговой анализ слов указанного типа, можно познакомить их с гласными буквами а, у, о и провести ряд занятий, на которых упражнения, направленные на закрепление правильного произношения, будут сочетаться с анализом слов, с вписыванием букв в уже знакомые схемы; например, слово суп будет иметь такой вид:
а слово муха такой:
В результате обучения дети овладевают определенным объемом знаний и навыков, формирующих звуковую сторону речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и расширяется словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относительную готовность к усвоению грамоты. Несмотря на длительную подготовительную работу, усвоение грамоты идет в условиях, отличающихся от нормальных: формирование звуковой стороны речи далеко не закончено, еще резко отстает процесс фонемообразования. Дальнейшее овладение звуковым составом речи идет одновременно с обучением чтению и письму. Таким образом, существует теснейшая взаимосвязь между обучением грамоте и формированием звукопроизношения.
Третий этап обучения
Этот этап соответствует переходному от второго уровня речевого развития к третьему. Процесс фонемообразования на этом этапе обучения в основном завершается, т.е. дети овладевают всеми звуками и звуковыми дифференцировками. Начало третьего этапа совпадает с началом обучения грамоте. В связи с этим многие звуки, пройденные на предыдущем этапе, повторяются на значительно усложненном речевом материале, что соответствует более высокому уровню фонематического развития. В активный правильно произносимый словарь вводятся слова различной слоговой сложности. Овладение анализом звукового состава речи продолжается. Заканчивается второй этап формирования произношения с окончанием изучения букваря.
За это время необходимо научить детей правильно произносить и различать все звуки русского языка. Звуки проходятся в следующей последовательности: д, д (т–д); г, г (к–г); л (л–л); ш (ш–с); ж (з–ж); ц (с–ц); р, р (р–л); т, ч (т–ч); щ (ш–щ); (ч–щ). Заканчивается работа над мягкими звуками в сочетании с а, о, у (ребята, ребенок, Люба и т.п.). Многие звуки в связи с обучением письму и чтению повторяются на усложненном материале.
В силу того что формирование произношения идет медленно, в настоящее время в условиях школьного обучения рекомендуется начинать обучение грамоте после того, как проведена дифференциация звуков по основным признакам, но до полного овладения звуковым строем родного языка. Учебная работа в это время планируется так, чтобы успеть отработать выделенные для дифференциации звуки до прохождения букв; кроме того, постоянно приходится возвращаться к ранее пройденным звукам.
Проиллюстрируем сказанное на примере планирования уроков, цель которых – закрепить произношение звуков п и б. Звук п проходится одним из первых. В это время учащимся доступно произнесение лишь нескольких простейших по звуко-слоговому составу слов (папа, паук, пух). Дети еще не отличают или с трудом отличают звук п от его звонкой пары – звука б, вовсе не умеют определять звуковой состав слова. Иная картина наблюдается через 2–3 месяца, когда проходится буква п. К этому времени пройдено большое количество звуков и слов различного звуко-слогового состава, звук п отдифференцирован от звука б, детям стал доступен анализ простого по слоговому составу слова.
Перед показом буквы п повторяются и уточняются все полученные в течение предшествующего периода обучения знания и навыки, касающиеся изучаемого звука. Планируя урок произношения, учитель имеет возможность подобрать значительно более сложный материал. Для устного выделения звука п и определения места этого звука в слове могут быть даны слова: пальто, Павлик, пастух, сноп, папка и т.д. При сопоставлении звука п со звуком б (при этом фиксируется вначале только звук п, а задание носит такой характер: «Внимательно слушайте и поднимайте руку, если в слове есть звук п») даются такие слова, как поднос, барабан, патефон, бубен, блины и т.д. И уже значительно позднее (на втором году обучения) звук б еще раз повторяется перед прохождением буквы б. Как видим, между первым устным упражнением на звук п и показом буквы существует большой разрыв. Позднее этот разрыв между прохождением звука и буквы постепенно сходит на нет.
В настоящее время из-за отсутствия букваря с нужной последовательностью букв в специальных школах букварный период разбивается на два этапа: вначале, когда дети овладевают первыми буквами (у, а, х, м, о, с, п, н, к, ы, в, т, ш, л, и) и чтением отдельных слов и легких предложений, обучение проводится не по букварю, а с помощью азбуки и специальных пособий. В этот период обучения, поскольку дети еще не овладели произношением всех звуков родного языка, подбор материала, на котором можно обучать чтению и письму, полностью зависит от их произносительных возможностей. По времени этот этап обучения совпадает примерно со вторым полугодием первого года обучения или заканчивается несколько раньше. За это время проходятся следующие звуки:. д, д (т–д); г, г (к–г); л; ш (с–ш). В то же время продолжается закрепление всех пройденных ранее звуков в связи с работой над звуко-слоговой структурой речи и обучением грамоте. Кроме того, в часы индивидуальных занятий следует поставить детям все звуки.
Как видим, количество звуков, которые проходятся в это время, невелико, что дает возможность больше времени уделять грамоте и работе над фразовой речью. Овладение звуками д и г обычно не затрудняет учащихся после того, как пройден звук б. Звуки д и г в процессе их изучения дифференцируются от звуков д и г. Специальные уроки (или занятия) выделяются для дифференциации звуков д и г с ранее пройденными т и к.Звук ш при его изучении сопоставляется на слух со звуками с, ж, ч, щ, однако произносительные упражнения проводятся только на дифференциацию с и ш. Звук л сопоставляется со звуками л и р, произносительные упражнения проводятся только на дифференциацию л и л.
По мере овладения звуковым анализом упражнения на различение звуков постепенно усложняются. Так, например, если в начале обучения звуки сравнивались в ряду или в однотипных словах, то теперь они сравниваются или в составе разнообразных слогов (например, предлагается услышать звук ш в слогах ша, жу, сы, аш, ша), или в составе слов (например, предлагается услышать звук ш в словах щетка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).
Продолжается и углубляется работа, направленная на анализ и синтез звукового состава речи. Однако теперь большая часть упражнений переносится на уроки грамоты. На уроках произношения проводятся преимущественно те упражнения, которые непосредственно связаны с изучением звуков; сюда относятся нахождение данного звука в слове, определение места этого звука в слове, подбор слов на изучаемый звук и т.п. Кроме того, на уроках произношения продолжается практическое знакомство с предложением, ученики по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают предложения и т.п.
На третьем этапе обучения дети продолжают овладевать правильным, слитным произношением слов различной слоговой сложности, в том числе трехи четырехсложных слов с различным звуко-слоговым составом и некоторых пятисложных. Заучиванию новых слов уделяется большое внимание. По мере того как дети овладевают новыми словами, последние вводятся в состав предложений. Заучиваются небольшие тексты, что способствует не только закреплению правильного произношения, но и введению в активный правильно произносимый словарь грамматических форм и предложений различной структуры, усвоенных на уроках развития речи. Постепенно расширяются возможности в отношении заучивания наизусть стихотворений. Как и раньше, желательно участие детей в утренниках и праздниках. Материал для выступлений подбирается строго в соответствии с речевыми возможностями учеников.
При переходе от скандированного к плавному произношению большое значение имеет уже начатая раньше работа над ударением. К этому времени дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от неударных, усвоенные слова произносить с правильным ударением. Преодоление скандированного, послогового произнесения слов имеет большое значение и для понимания читаемого текста. (При переходе от чтения отдельных слов к чтению предложений первое время можно расставлять ударения: Тома купила куклу). Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безударными гласными.
Проводятся также упражнения, направленные на выработку нормального темпа и плавности речи. Это повторение вслед за учителем различных звукосочетаний с постепенным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному, повторение различных слоговых рядов, подобранных так, чтобы отрабатываемые звуки находились в них в различных сочетаниях. Состав слогов теперь более сложный, чем раньше; так, вводятся слоги со стечением согласных (например, пла-пло-плу-пла-пло-плу) или с чередованием согласных, близких по артикуляции или звучанию (например, па-ба-ба-па-ба-ба). Вначале ученики произносят ряд медленно, с трудом переходя от одного сочетания к другому, постепенно темп ускоряется, однако не за счет нечеткого произнесения отдельных элементов ряда. Кроме слоговых сочетаний и закрепления слов, для произнесения предлагаются очень простые, короткие скороговорки. Дети произносят их сначала медленно, затем темп ускоряется и но возможности доводится до нормального.
Постепенно теряют значение упражнения на развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти, которые проводились на предыдущих этапах обучения. Однако некоторые из них целесообразно продолжать. Как и раньше, учащимся предлагается запомнить и выполнить ряды различных инструкций. Продолжаются упражнения и на запоминание 4–5 слов. В то же время основным материалом для развития слуховой памяти служит теперь заучивание наизусть предложений, текстов, потешек, стихотворений, загадок, скороговорок.
Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается в условиях школьного обучения в основном во II классе. За это время постепенно завершается переход от скандированного произношения к плавному.
Требование правильного произношения предъявляется теперь на всех без исключения уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимущественно в часы индивидуальных занятий.
Дальнейшее обучение ставит своей задачей совершенствовать и укреплять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.