Порядок выполнения работы и оформление отчета
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Выполнил:
Студент группы ЗПМ - 302 С
Проверил: Торопова Тамара Александровна
Екатеринбург
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА:Проектирование тестовой технологии контроля усвоения учебного предмета.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
закрепить у студентов знания основных теоретических подходов тестовой технологии контроля, за результатами обучения;
ознакомить студентов с рекомендациями к разработке тестовых заданий;
сформировать у студентов умения разработки тестовых заданий разных уровней и эталонов ответов к ним по предметам профессионального цикла.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: 2 часа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: комплект учебной документации профессии стропальщик, рабочая программа по предмету «Стропальные работы, учебник».
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
1. Ознакомиться с общими теоретическими сведениями и методическими рекомендациями.
2. По согласованию с преподавателем выбрать конкретный учебный предмет тему.
3. Изучить материал темы учебного предмета из цикла профессиональной подготовки.
Данные занести в таблицу 1.
Таблица 1.
Предмет | Тема, количество часов на тему | Дидактическая цель темы |
Стропальные работы | Сведения о грузоподъемных кранах | Изучить грузоподъемные краны, их назначение, классификация. Основные узла кранов, требования предъявляемые к ним. |
4. Выписать в отчет рекомендации по разработке тестовых заданий.
В настоящее время тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях.
Тест – это основной инструмент тестирования, применяемый для выявления уровня сформированности у учащихся знаний и умений в соответствии с методикой измерения и оценкой результатов.
Тест как измерительный инструмент должен иметь :
· описание методики применения;
· структурированный набор специально подобранных заданий;
· критерии оценивания тестовых заданий и (или) ключи ответов;
· описание характеристик (статистических, экспертных, технологических) теста в целом и отдельных заданий;
· систему интерпретации результатов тестирования задание, которое выдается учащемуся для выполнения и эталон ответа, образец правильного и качественного выполнения этого задания с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся.
Наглядно структуру теста выражают следующим образом:
Т (тест) = З (задание) + Э (эталон)
Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимися
содержания обучения, который характеризуется коэффициентом усвоения:
, где
– число операций теста, выполненных испытуемым правильно;
N – общее число операций в тексте.
Коэффициент усвоения ( Kα) поддается нормировке (0 ≤ Kα ≤ 1) и на этой основе легко сопоставляется с любой шкалой оценки, а вся процедура контроля усвоения очень просто автоматизируется. Проведенные исследования показывают, что при Кα ≥ 0,7 процесс обучения можно считать завершенным.
Поскольку тест - это проба, которую проходит испытуемый, решая некоторую задачу (в любой форме деятельности: материальной, материализованной, речевой или умственной), то для лучшего различия тестов различного уровня, надо вспомнить педагогическое понятие задачи.
Под задачей понимается сформированное для испытуемого (учащегося) задания по достижению определенной цели в известных условиях ранее изучаемыми методами деятельности т.е.
задача = задание = цель + ситуация + деятельность.
Так, задание для теста первого уровня должно содержать в явном виде все компоненты задачи: Цель, Ситуация и Деятельность по ее решению. От учащегося только требуется дать заключение об их совместимости (узнавание ранее изученного).
Здание для теста второго уровня содержит лишь Цель и Ситуацию, а учащемуся по памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения заданной цели и заданной ситуации.
Задание для теста третьего уровня содержит Цели и неполную Ситуацию, которую учащемуся необходимо дополнить, чтобы применить известную деятельность.
Задание четвертого уровня - это только Цель, а Ситуация, условия и действия – за испытуемым.
Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эталоном , приходит к выводу о качестве теста.
Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя.
Особенностями тестового метода контроля уровня подготовки обучающихся являются:
· предъявление большого количества относительно коротких заданий каждому обучающемуся по всему объему контролируемого материала;
· объективность оценивания (независимость от контролируемого лица);
· надежность оценки как следствие широкого охвата материала и разнообразия заданий по сложности;
· возможность применения оценочной школы с большим числом градаций;
· быстрота обработки результатов;
· демократичность формы контроля;
· возможность проведения контроля любым сотрудником учебного заведения;
· достоверная и полная информация об уровне усвоения всего предмета и его отдельных разделов и тем;
· документальность ответов учащихся.
Тестирование позволяет выявить уровень усвоения темы, выяснить, в какой степени результаты обучения соответствуют поставленным целям, если значительная часть учащихся не выполнили одно и тоже задание или группу взаимосвязанных заданий, то это должно послужить сигналом к корректировке преподавателем своих действий по обучению.
Тестирование позволяет выявить уровень усвоения темы, как групповой, так и индивидуальной для каждого учащегося.
Диагностика уровня усвоения дает возможность индивидуализировать обучение, наметить реально достижимы результаты обучения, нижней границей которых служат обязательные результаты обучения.
Тесты могут быть использованы при входном, поурочном, тематическом, рубежном и итоговом контроле.
Тесты бывают трех уровней.
Тесты первого уровня
Для проверки усвоения учебной информации на первом уровне должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию объекта.
В тестах первого уровня выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, так как ответ содержится в самом задании.
Тесты на опознание : в них одна существенная операция - выбор из альтернативы «Да» и «Нет», «Верно» и «Неверно» либо выбор между двумя ответами.
ПРИМЕР:
Верно ли утверждение:
1) Допускается ли оттягивание груза во время подъема и перемещения краном?
ЭТАЛОН «___» число операций Р=____
2) Должен ли стропальщик знать вес поднимаемого груза?
ЭТАЛОН «___» число операций Р=____
Тест на различение: этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов.
Разновидность тестов на различие являются тесты классификации.
ПРИМЕР:
Укажите номера правильных ответов:
1) На какую высоту нужно приподнять груз для проверки правильности
строповки?
А) не более 200-300 мм. Б) не более 400-500 мм.
В) не более 700 мм. Г) не более 500 мм.
Эталон: А) , Б) , В) , Г) , Р=
2)Какой наибольший угол между ветвями допускается у стропов общего назначения?
А) 60 градусов Б) 45 градусов В) 90 градусов
Г) 100 градусов Д) 120 градусов
Эталон: А) , Б) , В) , Г) , Д) , Р=
Тесты классификации (соотношения) – это разновидность тестов на различие. В них соединены несколько тестов на различие.
ПРИМЕР:
Установить соответствие:
1) Укажите, какие из перечисленных инструментов соответствуют контроля взаимного расположения поверхностей.
1. Штангенциркуль А) Угловых
2. Угольник Б) Параллельных
3. Угломер В) Перпендикулярных
ЭТАЛОН: 1. - ____; 2. - _____; 3. - ______. Р=
Тесты второго уровня
Тесты второго уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие произвести информацию об изучаемых учебных элементах без опоры на помощь и подсказки извне.
Наиболее простыми являются тесты - подстановки.
Тесты – подстановки. В них, как правило, бывают пропущенные ключевые понятия, фразы, формулы, или другой какой- либо существенный элемент теста.
ПРИМЕР:
1) Грузовой момент – это произведение грузоподъемности на соответствующий ______________________.
ЭТАЛОН: _____________________________ Р =
2) Вес железобетонных изделий определяется по маркировке на изделии, которая указывается, начиная с 500 кг. Маркировка должна быть выполнена ________________________ .
ЭТАЛОН: __________________ Р =
Другая разновидность тестов второго уровня – конструктивные тесты.
В них включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, проанализировать явление, выполнить схему.
ПРИМЕР:
1) Напишите формулу для расчета коэффициента запаса прочности каната.
ЭТАЛОН: Р =
2) Напишите формулу определения опрокидывающего момента коэффициента грузовой устойчивости крана без учета дополнительных нагрузок.
ЭТАЛОН: Р =
Тест – типовая задача.
Он характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения, т.е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул..
Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций.
ПРИМЕР:
1) Подсчитайте коэффициент запаса прочности каната если разрывное усилие каната диаметром 28 мм в целом месте 44250 кг, тогда коэффициент запаса прочности будет равен
ЭТАЛОН: _________________________ Р =
Все тесты второго уровня позволяют воспользоваться заранее приготовленным эталоном, что является необходимым условием объективности в оценке знаний учащихся.
Тесты третьего уровня.
Они используются тогда, когда требуется определить умения учащихся выполнять предварительные преобразования с условиями задачи и методиками их решения.
Тестами третьего уровня являются не типовые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.
Тест типовая задача.
Ее решение состоит в сведении нетиповой задачи к типовой путем преобразования известных формул или нахождение алгоритма решения.
ПРИМЕР:
1) Контроль качества свивки каната и определения шага свивки визуально показал, что:
А) Невозможно определить шаг свивки.
Б) Плохо просматриваются пряди в канате.
В) Необходимо считать количество прядей.
Определите причины и укажите способы предотвращения этих явлений.
ЭТАЛОН:
Вид неполадки | Причина возникновения | Способы предотвращения. |
Нарушена последовательность определения шага свивки | Шаг свивки каната определяется следующим образом: на поверхность какой – либо пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (чаще шесть). | |
Не поставлена метка на пряди. (На любой пряди). | Обязательно ставится метка на пряди, от которой отсчитывается вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. | |
Нарушено последовательное действие выполнения и трудно определить шаг свивки | И на следующем после отсчета пряди наносят вторую метку. Расстояние между метками есть шаг свивки. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Провести тестирование студентов составляющих группу по выбранному предмету и определить их уровень и коэффициент усвоения.
Полученные результаты занести в таблицу.
Ф.И.О. | Уровень усвоения α I | Коэффициент усвоения Kα I | Уровень усвоения α II | Коэффициент усвоения Kα II | Уровень усвоения α III | Коэффициент усвоения Kα III | |||
р | а | р | а | р | а | ||||
Сделать заключение по результатам проделанной работы