Изучение психических свойств личности.

СХЕМА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКА[45].

1. Общие данные:

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье.

Взаимоотношения членов семьи (до 11 лет возможно применение проективной методики «Рисунок семьи»). Возможные отклонения в семейном воспитании от рекомендуемой нормы.

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.

Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);

Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение);

Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

Рекомендуемые методы научной психологии:

беседа, опрос, анализ результатов деятельности, наблюдение, тестирование (см. приложение 1).

2. Учебная деятельность:

Успеваемость (преобладающие оценки, степень успеваемости по разным предметам, причины варьирования успеваемости по разным предметам: любовь к предмету, личность учителя, особенности личности самого учащегося и т. д.).

Уровень знаний Кругозор, начитанность;

Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

Способности к учению:

А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению, характеристики переключения внимания).

Б) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (объем памяти, индивидуальные особенности памяти, владение мнемотехническими приемами и стратегиями запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения и др.)

В) характеристика восприятия учебного материала: быстрота и осмысленность

Г) развитие мышления (общий уровень интеллектуальных способностей, индивидуальные особенности мышления, степень развития мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогии и обобщения и др.), уровень усвоения и владения общими и абстрактными понятиями, быстрота, гибкость, оригинальность, самостоятельность мышления, владение стратегиями мышления, умение видеть и формулировать проблему, строить гипотезу, критичность мышления и др.).

Д) Развитие воображения (уровень воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

Проявление волевых качеств в учебной деятельности:

А) Волевые качества, связанные с целеустремленностью (терпеливость, упорство, настойчивость, наличие мотивов достижения успеха и избегания неудачи, импульсивность, ригидность, наличие волевых установок на преодоление трудностей);

Б) Волевые качества, связанные с самообладанием (выдержка, сдержанность и несдержанность, наличие агрессивных проявлений и их тип: физическая, вербальная агрессия, прямая, косвенная агрессия и др., наличие социальной смелости, решительности);

В) Морально-волевые качества, проявляемые в учебной деятельности (самостоятельность, ответственность и инициативность, старательность и энергичность, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность и организованность, трудолюбие);

7. Особенности эмоциональной сферы учащегося (настроение, общий эмоциональный фон учащегося, подверженность аффектам, глубина, устойчивость, лабильность-ригидность испытываемых эмоций, эмоциональная возбудимость, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность, впечатлительность, способность к эмпатии, к распознаванию собственных эмоций и эмоций другого и др.). Развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств учащегося.

Рекомендуемые методы научной психологии:

беседа, опрос, анализ результатов деятельности, наблюдение, тестирование (см. приложение 2).

Изучение психических свойств личности.

Направленность личности (мотивационно-потребностная сфера; интересы; ценности; идеалы; система отношений к людям, к себе, к учебе, к предметному миру).

Характер (ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера; особенности общения и дружбы; отношение к учебе и работе, наличие акцентуаций характера, доминирующая чета характера и др.).

Темперамент (тип темперамента; особенности эмоционально-волевой сферы, связанной с индивидуальными особенностями нервной системы; социальные и предметные пластичность, эргичность, темп и эмоциональность).

Способности (качественная и количественная характеристика способностей, уровень общих способностей, а именно: уровня интеллекта, креативности и обучаемости; наличие специальных способностей).

Рекомендуемые методы научной психологии:

беседа, опрос, анализ результатов деятельности, наблюдение, тестирование (см. приложение 3).

4. Возрастные характеристики учащегося:

Определение возрастного периода, к которому относится учащийся (стабильный, кризисный), характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности, развития психических функций и личности учащегося с точки зрения соответствия нормам возрастного развития.

Общие психолого-педагогические выводы:

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и др.)

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, педагогические рекомендации, пути педагогической помощи и воспитательной работы с данным учащимся.

Наши рекомендации