Механизмы и задачи соц-ии.

Выделяют 3 гр.задач: 1.Естественно-культурные2 Социально-культурные. 3 Социально-психологические. Результатом решения этих задач является самостимулированность-это процесс и результат социализации в рез-те кот-го чел овладевает определ.ролями, качествами, установками.

Механизмы.

К социально-психологическим:

1.Импринтинг – фиксирование чел-ом на подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

2.Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

3.Экзистенциальный нажим –неосознаваемое усвоение норм соц. поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

4.Идентификация– процесс неосознаваемого отождествления чел-ом себя с др.чел-ом.

5.Рефлексия – внутренний диалог, в котором чел. рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные разл. институтам общества, семье.

К социально-педагогическим механизмам:

1.Традиционный - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

2.Институциональный – накопление чел-ом соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения(школа).

3.Стилизованный–влияние субкультур.

4.Межличностный - взаимодействия чел-а с субъективно значимыми для него лицами. Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, однако у различных половозрастных и социально- культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.

Этапы:Дотрудовой, Трудовой, Послетрудовой.

Стадии: 1от рождения до поступления в школу.2 Обучение 3. Соц.зрелость 4.Завершение жизненного цикла.

Факторы:

Мегофак-ы-космос,планета,мир.

Макрофакторы: страна, государство, общество

Мезоф-ы : Регион, тип поселения,этнос

Микроф-ы: семья,школа,друзья

Макрофакторы социализации

Современный мир насыщен глобальными проблемами, кот-е затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окруж. среды), экономическими (увелич. разрыва в уровне развития стран), демографич-ми (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьш. в др.), военно-политическими (рост числа регион. конфликтов, распростр. ядерного оружия). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

М. Монтень полагал, что люди в зависимости от климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию.

На соц-ю подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, кот-е определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола.

Различные соц.слои и проф.группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей.Верхний слой — политич. и экономич-е элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы соц. сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники гос. предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: 1 как фактор стихийной социализации, т.к. характерные для гос-ва политика, идеология, экономич. и соц.практика создают определенные условия для жизни его граждан;2 как фактор относительно направляемой социализации, т.к. гос-во определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; 3 как фактор социально контролируемой социализации, т.к. гос-во создает воспитательные организации: дет.сады, общеобразоват. школы, колледжи, учр-я для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Мезофакторы социализации

Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национ. признаку (этнос); по месту и типу поселения (село, город); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

Этническая или нац.принадлежность чел-а определяется языком и культурой. У каждого народа существует своя географич.среда обитания, оказывающая специфич. влияние на нац.самосознание, демографич. структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.

Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).

Особенности социализации в условиях сельского, гор. и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен соц. контроль за поведением чел-а, характерна открытость в общении; город предоставляет чел-у возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни.

Основные СМИ: поддержание и укрепление общественных отношений, соц.регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность чел-а в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с др. людьми, в получении чел-ом информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.

16. Мегафакторы социализации (космос, планета, мир). Их влияние на социализацию человека и на формирование планетарного сознания личности.
Выдающиеся русские ученые (психиатр В. М. Бехтерев, геофизик П. П. Лазарев, биофизик А. Л. Чижевский) первой трети XX в. отмечали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества». А. Л. Чижевский определил, что активные процессы, происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными событиями в жизни человечества (например: открытие Америки, революционные движения в Англии, Франции и России и др.) Эта зависимость наблюдается и в жизни крупных исторических деятелей.
Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, близкое по форме к шару, получающее свет и тепло от Солнца и вращающееся вокруг него по эллипсу. На одной из крупных планет – Земле – в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.
Мир – понятие в данном случае социолого-по-литологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, живущее на нашей планете.
Органичная взаимосвязь планеты и мира объясняется тем, что мир возник и начал развиваться в природно-климатических условиях, во многом отличающих Землю от других планет. Планета постепенно изменялась по мере развития мира В XX в влияние мира стало ярко выраженным, происходили глобальные процессы и проблемы: экологические (загрязнение атмосферы и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).
Так, осознание человечеством в 1950-е гг. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле – пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стали ориентироваться не на жизненные перспективы, а на удовлетворение сиюминутных потребностей (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Такое же влияние оказали и экологические проблемы на поколения 1980-1990-х гг.
В результате развития средств массовой коммуникации стало возможным влияние планеты и мира на процесс социализации, так как средства массовой информации позволяют человеку, «сидя дома», видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым расширились границы действительности. Следствием этого стало изменение в восприятии жизни.
Наличие и роль мегафакторов социализации не стоит забывать, их надо учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания.

18. Деструктивные секты и их влияние на социализацию человека.
Секта-замкнутая община, стрмящаяся к изменению мира и оказывающая негативное влияние на психическое здоровье человека.
Причины вовлечения молодежи в секту:1.снижение уровня жизни;2.одиночество;3.стремление вырваться из-под родит.опеки;4.разрушение ценностей,идеалов;5.интерес;6.мода;7.состояние здоровья.
Особенности сект:самоизоляция, исключительность самоучения, непримеримое отношение к инакомыслию, строгая дисциплина, предлагается бессмертие,использование механизмов психич.обработки, имеет четкую структуру.
Можно условно разделить на 3 группы:1)условные – имеют сомнительное отношение к религии, наименее опасны,привлекают людей обещанием материальных благ.Пример:саентологи,школа экстрасенсорики;2)христианские – привлекают христ.ценностями,основной путь вербовки-убеждение.Пример:свидетели Иеговы,бабтисты;3)зомбирующие – основа вербовки-исполнение психотехник,основная цель вырвать человека из-под влияния семьи,друзей.Пример:аум сенрикё,сатанисты.
Для привлечения используются след.техники:психотропные вещества, внущение и гипноз,спеу.обряды и ритуалы,зомбирование,музык.сопровождение.
Признаки вовлечения:враждебное отношение к близким, отказ от привычной деятельности,исчезновение из дома материальных ценностей,частые уходы из дома,ограничивается общение со сверстниками,попытки суицида.

Наши рекомендации