Методические указания по их выполнению
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
для специальности 030301 – «Психология»
Вологда – 2010
Методические рекомендации по психолого-педагогической практике в образовательном учреждении для специальности 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. – 33 с.
Подготовила:
Г.В. Гавришина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доцент
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России 3 марта 2010 г., протокол № 10
©ВИПЭ ФСИН России, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Психолого-педагогическая практика курсантов (слушателей) в образовательном учреждении – общеобразовательная школа (или детский дом) направлена:
– на закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин «Общая психология», «Педагогика» и обучение навыкам их практического применения;
– на приобретение и осознание курсантами (слушателями) опыта практической деятельности практического психолога образовательного учреждения;
– на развитие у курсантов (слушателей) интереса к избранной специальности;
– на обеспечение адаптации будущих специалистов к условиям деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
Важными критериями успешности практики являются теоретические знания, практические умения и навыки по психолого-педагогическим дисциплинам, стремление курсанта (слушателя) к профессиональному самообразованию и самовоспитанию, его личностная ответственность и дисциплинированность.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Задание 1. Изучите содержание, формы, виды и методы работы практического психолога образовательного учреждения по основным направлениям его деятельности (психологическое просвещение, педагогическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, консультативная деятельность, экспертная деятельность, организационно-методическая деятельность), порядок и условия деятельности с помощью наблюдения, беседы, анализа нормативных документов. По результатам их изучения оформите соответствующую документацию.
Методические указания по выполнению задания:
1. Необходимо ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется в своей деятельности практический психолог образовательного учреждения России – педагог-психолог, и по результатам изучения каждого сделать необходимые выписки. В список основных документов входят:
– Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636);
– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения (с приложениями);
– Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 г. № 29/1886-6.Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения;
– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации;
– Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
2. Необходимо проанализировать содержание служебной документации педагога психолога (документы, определяющие порядок и условия организации его деятельности в конкретном образовательном учреждении; планирующую документацию) и по результатам анализа каждого документа сделать необходимые выписки: В частности, в список служебной документации входят:
– должностная инструкция педагога-психолога;
– положение о кабинете педагога-психолога;
– план работы педагога-психолога на учебный год;
– график работы на неделю.
Образец выписки из общего плана педагога-психолога
МОУ «Детский дом №» г. Вологды _____________ на _______ уч. года
(ФИО) (месяц, год)
№ п/п | Содержание, формы и виды работ по направлениям | Учебная группа | Условия проведения | Сроки проведения | Форма отчета |
Психологическое просвещение | |||||
Психологическое просвещение педагогов, воспитателей | Воспитатели всех групп | По понедельникам | Журнал учета форм работы с педагогами | ||
Оценка готовности и адаптивности личности к педагогической деятельности | Воспитатели всех групп | Первая неделя месяца | Сводные таблицы | ||
Психологическая профилактика | |||||
Занятия по проблемам адаптации к жизни в детском доме | 4,5 гр. | Музыкальное сопровождение | Один раз в неделю | Журнал учета групповых форм работы | |
Программа подготовки детей и подростков из закрытых учреждений к жизни в семье (6 занятий) | 13 гр. | Один раз в неделю | Журнал учета групповых форм работы | ||
Психологическая диагностика | |||||
Диагностика эмоциональной сферы воспитанников дошкольного возраста | 4,5 гр. | Тест А.И. Захарова, проективные методики | В течение месяца | Заключения | |
Психологическая коррекция | |||||
Программа занятий по развитию учебно-познавательных мотивов младших школьников (26 занятий) | 1 гр. | Музыкальное сопровождение | Январь – май | Коррекционная программа, журнал учета групповых форм работы | |
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа | Весь период | Журнал учета групповых форм работы | |||
Консультативная деятельность | |||||
Индивидуальные и групповые консультации | По запросу | Весь период | Журнал консультаций | ||
Экспертная деятельность | |||||
Участие в совете профилактики, ПМПК, административных и педагогических советов | Весь период | Рекомендации | |||
Работа по проекту «Замещающая семья» | |||||
Работа по проекту «Замещающая семья» | Весь период | Документация по проекту | |||
Организационно-методическая деятельность | |||||
Участие в семинарах, МО | Весь период | доклад | |||
Самообразование | Весь период |
3. Необходимо проанализировать содержание различных форм отчетной документации практического психолога образовательного учреждения за прошедший учебный год и подготовить аналитическую справку. Формы отчетной документации практического психолога образовательного учреждения:
– отчет о работе за учебный год;
– журнал учета групповых форм работы,
– журнал консультаций,
– журнал учета форм работы с учителями (классными руководителями, воспитателями);
– рекомендации по результатам деятельности;
– заключения по результатам психологической диагностики;
– программы занятий с педагогами школы и с учащимися;
– сводные таблицы по результатам оценки готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности и др.
3. По результатам бесед с психологом образовательного учреждения, в ходе которых практикант получает необходимую информацию по основным направлениям его деятельности, необходимо составить протоколы (не менее двух бесед).
Это может быть групповая беседа или индивидуальная.
Важно тщательно продумать содержание беседы и представить ее в форме конкретного плана, включающего перечь вопросов, подлежащих выяснению. Вопросы формулировать четко и лаконично.
С учетом того, что данный вид беседы не является диагностической по своему характеру, а выполняет обучающие функции, запись данных желательно проводить в ходе беседы, оформлять в виде протокола на отдельном листе.
Образец оформления протокола беседы с психологом-педагогом
Тема беседы:
Цели проведения беседы:
Время:
Место проведения:
ФИО участника беседы:
Содержание беседы: вопросы и ответы.
4. Необходимо посетить мероприятия, проводимые психологом согласно общему плану его работы на год (не менее двух) и подготовить конспекты по каждому конкретному мероприятию (краткое письменное изложение содержания) и описание конкретных методик.
Задание 2. Изучите индивидуально-психологические особенности личности учащегося с помощью психолого-педагогических методов исследования (наблюдение, беседа, анализ личного дела, медицинской карты, классного журнала, продуктов учебной и творческой деятельности ученика, психологическое тестирование, метод эксперимента и т. д.). Обработайте и оформите результаты в соответствующей документации и составьте на основе их психолого-педагогическую характеристику личности школьника по предложенной схеме.
Методические указания по выполнению задания:
1. Каждый практикант изучает индивидуально-психологические особенности личности одного из учащихся класса, который определен за ним на период практики.
2. Практикант знакомится со схемой психолого-педагогической характеристики (см. приложение 1) и практикой применения психолого-педагогических методов изучения личности ученика.
3. Описание применения ряда методов и методик дано в приложении 2, другие, необходимые для проведения исследования, можно найти в рекомендуемой литературе (см. список литературы).
4. Использование информации из «Психологического паспорта школьника» (см. приложение 3), позволит структурировать педагогическое наблюдение.
5. Для проведения психодиагностики рекомендуется использовать следующие методики:
– школьный тест умственного развития (ШТУР), предназначенный для учащихся 7 – 10 классов;
– тест умственного развития подростков (ТУРП) Л.И. Тепловой;
– многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF;
– диагностика психологического климата в классе (на основе методики И.М. Юсупова);
– какую профессию выбрать?;
– отношение к нравственным нормам поведения;
– изучение отношения к учению и к учебным предметам;
– «тройное сравнение» для изучения мотивов учения;
– «незаконченное решение» для выявления устойчивости ситуативного учебно-познавательного интереса;
– направленность на приобретение знаний;
– направленность на отметку.
Пять методик мотивации учебной деятельности и поведения, названия которых представлено выше, можно найти в книге Ильина Е.П. «Мотивация и мотивы». – СПб., 2004. – С. 427 – 432.
6. Для проведения каждого диагностического исследования заранее необходимо заготовить необходимый инструментарий: бланки методик, карточки, программы наблюдения и др. и проконсультироваться с психологом.
7. В ходе проведения диагностики важно соблюдение таких условий:
– изучение должно носить не только диагностический, но и прогностический характер;
– учет пластичности и компенсаторности возможностей человека;
– соблюдение морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики.
8. На основе полученных результатов каждого диагностического исследования составляется психолого-педагогическая характеристика личности школьника по предложенной схеме.
Задание 3. Подготовьте план-конспект двух учебных занятий с учащимися класса по психолого-педагогической тематике (разных по форме), самостоятельно проведите их и дайте самоанализ каждого занятия.
Методические указания по выполнению задания:
1. План-конспект каждого занятия с учащимися класса включает в себя титульный лист и полное изложение текста согласно его структуре.
2. Образец оформления плана-конспекта учебного занятия дан в приложении 4.
На титульном листе (1 страница плана-конспекта) указывается тип учебного занятия, тема, цели, основные понятия, изучаемые вопросы и литература, необходимое оборудование, класс.
Начиная со 2 страницы, дается полное изложение текста конкретного учебного занятия согласно его структуре.
3. Составляется план-конспект занятия каждым практикантом самостоятельно объемом 10 – 14 страниц. Он должен включать не более трех вопросов для изучения и отражать основное содержание темы.
4. Занятие может быть проведено в форме лекции, практического занятия, развивающей беседы, игры с элементами тренинга и др. с учетом возрастных особенностей учащихся класса. Для младших школьников желательно занятия проводить в форме беседы или игры с элементами тренинга.
Возможные темы игровых занятий с элементами тренинга:
Школьные чувства. Для ученика радость – это… Неприятные чувства в школе. Сильный человек – это человек с сильной волей. Школа – это трудный и радостный путь к знаниям.
Можно использовать следующую литературу:
– Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2003.
– Лабиринт души: терапевтические сказки /Под ред. О.В. Хухлаевой. – М., 2003.
Возможная тематика лекций:
Сотвори самого себя. Характер и пути его воспитания. Как закалить свою волю? Как стать внимательным? Как надо и как не надо заучивать. Можно ли развить у себя способности? Знаешь ли ты свой темперамент? Как жить: чувствами или разумом?
Можно использовать следующую литературу:
– Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971;
– Коломинский Я.Л Беседы о тайнах психики. – М., 1976;
– Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1977;
– Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1978 и др.
По профориентационной работе с учащимися старших классов практиканты проводят лекционное занятие на тему «Как поступить в ВИПЭ ФСИН России?». В ходе данного занятия практиканты знакомят учащихся класса с правилами поступления в ВИПЭ ФСИН России и организуют презентацию психологического факультета (буклеты, видеофильмы).
Это может быть лекция-визуализация, когда педагог, представляет информацию для аудитории в различных визуальных формах, а по ходу занятия ее комментирует и делает необходимые выводы.
Для получения более подробной информации потенциальным абитуриентам можно рекомендовать официальный сайт института: www.vipe-fsin.ru
5. Цели учебного занятия формулируются традиционно – через деятельность того, кто проводит занятие (например, раскрыть …, заинтересовать …) или инновационно через результаты – конкретные действия учащихся и педагога (обеспечить понимание … , обеспечить применение … , подвести к пониманию …).
Они должны быть сформулированы точно – соответствовать теме, содержанию занятия, используемым методам и педагогическим условиям, определенным для их реализации; реально – ориентировать на реальные возможности педагога и учащихся данной возрастной группы. Цели, ориентированные на достижение конкретных результатов обучения и определенные через опознаваемые действия учащихся и педагога, отличаются конструктивностью (технологичностью).
6. Конструирование содержания учебного занятия предусматривает анализ необходимых литературных источников согласно теме занятия, выбор оптимального его состава и объема в соответствии с целями и знанием о возможностях пропускной способности каналов человеческого восприятия и памяти данной возрастной группы учащихся. В общелогическом плане желательно материал конструировать от частного к общему (от конкретных, интересных фактов к общим выводам и теоретическим положениям), в логико-методическом плане – в логике диалогического или монологического методов изложения. Психологическая структура построения учебного материала должна соответствовать закономерностям познавательной деятельности учащихся как процессу усвоения, основными этапами которого являются мотивация, восприятие и осмысление.
7. Изложение материала в ходе лекции должно отличаться четкой структурированностью и последовательностью, информативностью, наличием конкретных примеров, доказательностью, наличием резюме после изложения каждого вопроса плана.
Текст изложения должен быть понятен для учащихся на уровне отдельных слов и предложений, что обеспечивается объяснением новых для них слов и использованием простых по своей конструкции предложений.
Изложение должно характеризоваться оптимальным «педагогическим состоянием» лектора (физическим, эмоциональным, интеллектуальным).
Эффективным методом проведения лекции с учащимися школы можно рассматривать метод диалогического изложения материала с использованием средств наглядности. Монологический метод изложения без использования приемов активного слушания утомляет аудиторию и не обеспечивает должную мотивацию усвоения материала.
8. Для проведения самоанализа учебного занятия можно использовать следующую схему:
1) анализ плана учебного занятия:
– наличие всех компонентов структуры плана;
– цели – способ конструирования, соответствие их следующим параметрам – точность, реальность, конструктивность;
– вопросы плана – соответствие их теме и целям;
– наличие литературы и правильность ее библиографической записи;
2) анализ организация учебного занятия:
– эффективность информационного обеспечения и организации деятельности учащихся педагогом – ведущий метод и приемы обучения, соответствие их теме, целям, особенностям возрастной группы, содержанию; осуществление мотивационного обеспечения учебно-познавательной деятельности учащихся,
– активность учащихся в ходе занятия и проявления ее в ходе занятия;
– техническое и дидактическое оснащение необходимыми пособиями, раздаточным материалом, оборудованием и создание условий по их эффективному применению;
3) особенности педагогического общения:
– стиль руководства учебной группой и формы его проявления,
– соответствие характера общения возрасту и состоянию группы – тон общения, позиция педагога по отношению к учебной группе,
педагогические установки – позитивные, негативные, не проявляются,
– особенности вербального и невербального коммуникативного поведения педагога в ходе учебного занятия;
4) выводы по результатам анализа.
Задание 4. Проведите педагогическое наблюдение и психолого-педагогический анализ учебных занятий учителей с учащимися класса (не менее трех). Оформите итоги наблюдения и результаты анализа учебного занятия по предложенным схемам.
Методические указания по выполнению задания:
1. Для осуществления педагогического наблюдения составляется его программа, где прописывается цель и вопросы для наблюдения (см. в приложении 2 возможные программы наблюдений).
2. Психологический анализ учебного занятия проводится на основе результатов наблюдений и четкой протокольной записи хода урока.
Протокол учебного занятия составляется по следующей схеме:
1. Дата. 2. Школа, класс. 3. ФИО учителя. 4. Тема учебного занятия.
Этапы учебного занятия, время | Деятельность педагога-психолога | Деятельность учащихся | Заметки для анализа учебного занятия |
1 этап: | |||
2 этап: | |||
3 этап: |
3. Анализ учебного занятия определяется целью и конкретной программой посещения и осуществления наблюдения. Например:
Вопросы для анализа учебного занятия с учетом логики и структуры педагогического процесса
Прослеживается ли наличие всех компонентов педагогического процесса (целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный, результативный) и последовательность его этапов?
В каких конкретных задачах реализовывался целевой компонент? Озвучивал ли их преподаватель в ходе учебного занятия?
Какие компоненты содержания образования и в чем были представлены на данном занятии?
Была ли осуществлена преподавателем мотивация педагогического взаимодействия и как?
Каково содержание, направленность и характер деятельности субъектов педагогического процесса? Какие методы и средства использовал преподаватель для достижения поставленных целей и для создания необходимых психолого-педагогических условий?
Какое важное, по вашему мнению, психолого-педагогическое условие было реализовано в ходе занятия?
Подумайте, в чем вам видится главный результат учебного занятия для вас и для преподавателя?
Сформулируйте выводы: с позиций требований какой педагогической научной школы (традиционной или гуманистической) был организован данный педагогический процесс?
Вопросы для анализа учебного занятия с учетом особенностей развития психических познавательных процессов учащихся на учебном занятии:
Организационный этап. Как обеспечивалась организация внимания и восприятия учащихся в начале учебного занятия?
Изучение нового материала. Какими приемами обеспечивается организация внимания и восприятие учащихся во время объяснения нового материала? Как долго внимание остается устойчивым и сосредоточенным? Каковы пути активизации мыслительной деятельности учащихся? Как организуется работа по усвоению понятий учащимися? Дайте анализ речи учителя и учащихся с точки зрения ее содержательности, четкости формулировок, выразительности, образности и др. Отметьте вопросы, активизирующие мышление учащихся. Отметьте вопросы, неудачно сформулированные учителем: внушающие, подсказывающие, повторяющиеся, требующие односложных ответов и др. Какую работу проводит учитель во время объяснения, чтобы вызвать познавательный интерес, эмоциональный отклик у учащихся (чувство удивления, любознательности и др.)?
Закрепление нового материала. Каковы объем, точность восприятия и прочность сохранения материала в памяти учащихся? Опирается ли учитель во время закрепления только на запоминание учащихся того, что было изложено на уроке, или специальной постановкой вопросов вызывает мыслительную активность, тем самым обеспечивая и сосредоточенное внимание.
Общие выводы по уроку. Достигнуты ли психологические цели урока: обеспечение усвоения учебного материала, активизация познавательной деятельности учащихся, создание условий для соответствующих положительных сдвигов в психическом развитии учащихся?
Приложение 1
План психолого-педагогической характеристики ученика
I. Анкетные данные