Тематизированная рабочая программа для IV класса
I. Подготовительная часть урока
1. Основы знаний.
Тема 1/2 — правила безопасности во время занятий, названия снарядов, используемых на занятиях с учащимися IV класса.
2. Строевые приемы.
Тема 1/2 — выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!»
«Вольно!». Тема 2/2 — расчет по порядку. Тема 3/2 — поворот кругом на месте. Тема 4/3 — рапорт учителю.
3. Перестроения.
Тема 1/3 — перестроение из одной шеренги в три уступами. Тема 2/3 — перестроение из одной колонны по одному в колонну по три (четыре) поворотом в движении.
4. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/5 — комплекс ритмической гимнастики.
Тема 2/3 — ОРУ с гимнастическими палками.
Тема 3/4 — ОРУ с набивными мячами.
Тема 4/4 — ОРУ с использованием гимнастических скамеек.
5. Игровые задания.
Тема 1/2 — «Класс — СМИРНО!».
6. Танцевальные упражнения.
Тема 1/3 — I и II позиции ног, позиции рук.
Тема 2/3 — вальсовый шаг.
Тема 3/4 — элементы народных танцев.
II. Основная часть урока
1. Лазанье и перелезание. Тема 1/4 — лазанье по канату в три приема. Тема 2/2 — перелезание через бревно высотой 1 м.
Тема 3/3 — преодоление полосы препятствий изученными способами.
2. Акробатические упражнения.
Тема 1/4 — кувырок назад в группировке.
Тема 2/2 — кувырок назад и перекатом назад, стойка на лопатках.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
3. Прыжки.
Тема 1/1 — прыжки на месте с поворотом на 360°.
Тема 2/1 — прыжки через набивные мячи согнув ноги и ноги
врозь. Тема 3/3 — вскок в упор стоя на коленях на горку матов, коня,
козла на высоту 80-100см и соскок махом руками
вперед.
4. Упражнения в равновесии.
Тема 1/2 — ходьба по бревну большими шагами и выпадами. Тема 2/2 — ходьба на носках и повороты на 90 и 180°. Тема 3/2 — опускание в упор и упор стоя на колене. Тема 4/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
5. Упражнения в висах и упорах.
Тема 1/2 — висы согнувшись, углом, прогнувшись.
Тема 2/2 — висы на согнутых руках и ногах (вис завесом двумя); вис на одной (вис завесом); вис на согнутых ногах.
Тема 3/2 — упоры (мальчики на брусьях и перекладине), девочки на брусьях р/в.
Тема 4/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
6. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руки на гимнастической скамейке (мальчики 8-10 раз, девочки 5-6 раз).
Тема 2 — подтягивание из виса (мальчики), из виса лежа (девочки).
Тема 3 — из виса на гимнастической стенке поднимание согнутых ног.
III. Заключительная часть урока
Тема1 Тема 2 ТемаЗ |
успокаивающие упражнения, отвлекающие упражнения, домашние задания.
2.4. ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ V-IX КЛАССОВ
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I-IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Большое разнообразие и возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
Начиная с V класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьировать сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для определения достижений учащихся и, как следствие, для воспитания самоконтроля и самооценки.
Гимнастические упражнения в связи с доступностью и возможностью использования их для индивидуальных тренировок являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.
В V-IX классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или
отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
В данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также с развитием выносливости и гибкости.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработки привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитания ценностных ориентации на здоровый образ жизни. Усилению мотивации занятий на уроках гимнастики способствует привлечение подростков к оценке упражнений, руководству отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроках зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность.
Оценка успеваемости в V-IX классах проводится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям гимнастикой, желание улучшить собственный результат.
Комплексной программой для учащихся основной и средней школы при двухразовых занятиях в неделю на освоение базовой части раздела гимнастики отводится по 14 уроков.
Тематизированная рабочая программадля Vкласса
I. Подготовительная часть урока
1.Основы знаний. Тема 1/1 — обеспечение техники безопасности при выполнении упражнений.
Тема 2/1 — значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости.
Тема 3/5 — основы выполнения гимнастических упражнений, предусмотренных программой, страховка и помощь во время выполнения упражнений (дается непосредственно во время обучения упражнениям).
2. Перестроения.
Тема 1/4 — перестроение из одной колонны в колонну по два, четыре дроблением и сведением и обратное перестроение разведением и слиянием.
3. Общеразвивающие упражнения.
Тема 1/2 — ОРУ без предметов.
Тема 2/3 — ОРУ у опоры.
Тема 3/3 — ОРУ со скакалками. Тема 4/3 — ОРУ с палками. Тема 5/3 — ОРУ с гантелями.
II. Основная часть урока
1. Акробатические упражнения.
Тема 1/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
2. Прыжки.
Тема 1/4 — вскок в упор присев и соскок прогибаясь с козла в ширину (высота 80-100 см).
3. Упражнения в равновесии (девочки).
Тема 1/3 — учебная комбинация 1*-
Тема 2/2 — учебная комбинация 2.
Тема 3/4 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
4. Упражнения на низкой перекладине (мальчики).
Тема 1/2 — вис прогнувшись на перекладине.
Тема 2/3 — упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок перемахом другой с поворотом на 90°.
Тема 3/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
5. Упражнения на низких брусьях (мальчики).
Тема 1/2 — упор на предплечьях. ,-
Тема 2/2 — упор на руках.
Тема 3/3 — сед ноги врозь и сед на бедре.
См. в разделе «Упражнения в равновесии» для соответствующего класса.
Тема 4/3 — комбинация для совершенствования и контрольного урока.
6. Упражнения на брусьях р/в (девочки).
Тема 1/2 — вис на в/ж.
Тема 2/1 — вис присев на н/ж.
Тема 3/1 — вис лежа на н/ж.
Тема 4/2 — вис лежа ноги врозь одной (верхом) и упор сзади на н/ж.
Тема 5/3 — комбинация для совершенствования навыков и контрольного урока.
7. Упражнения на развитие физических качеств.
Тема 1 — упражнения на развитие гибкости.
Тема 2 — упражнения на развитие силы отдельных групп мышц.
Тема 3 — комплексное развитие физических качеств посредством круговой тренировки.
III. Заключительная часть урока
Тема 1 — успокаивающие упражнения. Тема 2 — отвлекающие упражнения. Тема 3 — домашние задания.