Педагогическая мысль в Древней Греции
А. Н. Поздняков
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
Учебное пособие
Выпуск посвящен 100-летию Саратовского государственного университета
Издательский центр «Наука»
УДК 37.013.9(075.8) ББК 74.03 я 73
П 47
П 47 Поздняков А. Н.История педагогики и образования за рубежом и в
России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука»,
2009. – 143 с. ISBN 978-5-91272-911-9
В учебном пособии раскрываются педагогические взгляды выдающихся мысли- телей и ученых, показываются особенности становления образовательных систем на разных этапах общественного развития, вскрываются положительные стороны и проти- воречия осуществлявшейся образовательной политики.
Рекомендуется студентам, обучающимся по специальности «Педагогика и психо- логия», слушателям системы повышения квалификации, всем интересующимся истори- ей педагогики и образования.
УДК 37.013.9(075.8) ББК 74.03 я 73
Р е к о м е н д у ю т к п е ч а т и:
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета
Научно-методическая комиссия
Института дополнительного профессионального образования
Саратовского государственного университета
Работа издана в авторской редакции.
ISBN 978-5-91272-911-9
© здательский центр «Наука», 2009
© Поздняков А. Н., 2009
Часть I. ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
1. Школа и воспитание в Древнем мире
1.1. Педагогическая мысль в Древней Греции.
1.2. Системы воспитания в древнегреческих городах-полисах.
1.3. Образование в Древнем Риме.
Педагогическая мысль в Древней Греции
Становление и развитие педагогической мысли в Древней Греции свя- зано с именами выдающихся философов Сократа, Платона, Аристоте- ля и др. Они оказали огромное влияние не только на античную педагогику, но и на последующее развитие педагогической науки. Их идеи представ- ляют большой интерес и сегодня, поскольку лежат в основе многих совре- менных педагогических воззрений.
Педагогические суждения Сократа (470/469–399 гг. до н.э.) строятся на его убеждении в том, что суть человека – его душа. Она, как источник его совершенства и счастья, делает его лучшим. Поэтому в людях надо пробуждать внутреннее стремление к мудрости. Отсюда основой педагоги- ческих идей Сократа является его видение в качестве главной среди жиз- ненных целей человека - его нравственное самосовершенствование. Наибо- лее верным путем для проявления способностей человека он считал само- познание. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самоза- рождению» истины в сознании ученика.
Платон (427-347 гг. до н.э.) выдвинул идею общественного воспита- ния детей. По его мнению, в идеальном обществе руководить делом об- разования должно первое лицо государства. Платон провозглашал прин- цип всеобщего обязательного обучения для свободных граждан. Он счи- тал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т. е. учи- тывать личные склонности учащихся. Интересны идеи Платона об игровом обучении, его трактовка принципа воспитывающего обучения.
Несмотря на то, что у Платона не было специальных сочинений по проблемам воспитания, его уже более двух тысяч лет считают выдающим- ся мыслителем в области педагогики.
Целью воспитания, по представлению Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), является гармоническое развитие всех сторон души. Он считал необ- ходимым в связи с этим сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание.
В вопросах воспитания и образования Аристотель придерживался воз- растной периодизации: от рождения до 7 лет; от 7 до 14 лет; от 15 лет до 21 года. Аристотель отмечал особенности каждого возраста, цели, содержа- ние и методы воспитания в каждый период.
Первостепенное значение Аристотель придавал общественному, госу- дарственному воспитанию.
Учение Аристотеля оказало огромное влияние на философскую и пе- дагогическую мысль как античности, так и средневековья. Его сочинения служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Системы воспитания