Рассказ Марины Показаньевой
Марина Показаньева, мама двоих детей, уже после первого урока столкнулась с обыкновенным чудом, о чём нам и поведала.
У Марины двое детей: дочке – годик, сыну – 3.
Приготовила Марина первые пять карточек (сама рисовала!), на которых написала имена детей и обычные для первых уроков слова: «мама», «папа» и «бабушка».
Усадила перед собой детей и провела первый урок, показав детям пять карточек.
Забегая вперёд, скажу, что годовалая Аня научилась читать раньше трёхлетнего брата (помните: кто раньше начинает, тот остаётся впереди!).
И уже после первого урока Аня, ещё не умеющая говорить, ярко продемонстрировала домашним свои успехи в обучении.
Она порылась в карточках, которые мама только что показала, нашла карточку со своим именем и прижала её к себе. Целый день Аня ходила с этой карточкой, никому её не отдавая. И, наконец, положила её себе под попку, уселась на неё, думая с гордостью: «Это я!».
Но самое интересное даже не это.
После первого урока Аня нашла карточку и с именем брата. Как Вы думаете: что она с ней сделала?
Отдала брату?
Как бы не так! Где Вы видели такую идиллию в отношениях между братом и сестрой в этом возрасте?!
Аня, хитрющими глазами глядя на брата, у него на виду порвала карточку с его именем, бросила клочки на пол и встала на них ногой.
В этом возрасте возможна лишь жестокая конкуренция! И объясняется она просто: мама-то одна, игрушки – одни, жизненное пространство – одно. И каждый ребёнок стремится отстоять своё законное право и на маму, и на игрушки, и на всё окружающее пространство.
Всеми своими действиями Аня отомстила брату по полной программе, но он ничего, слава Богу, не понял: он ещё не сделал того открытия, которое сделала годовалая сестрёнка. Он ещё только через несколько дней поймёт, что красные значки на этих карточках означают вполне конкретные понятия.
Простой случай. Но он наглядно и убедительно показывает: ещё не говорящие дети способны научиться читать.
Да, своё имя – это любимейшее слово любого человека. Даже малыши запоминают его моментально и легко опознают среди множества других слов.
Первые 15 слов, с которых Вы начнёте обучать своего ребёнка, должны быть его самыми любимыми словами. Поэтому, прежде чем знакомиться с нашим списком, напишите на листке бумаги 15 самых любимых слов Вашего малыша. Это будет Ваш список. Сравните его со списком слов комплекта «Чтение с пелёнок». Выберите из комплекта те слова, которые есть в Вашем списке. А слова, которых в комплекте «Чтение с пелёнок» нет, напишите сами красным фломастером на картонных карточках.
Пусть Ваши самодельные карточки значительно отличаются от типографских, тем не менее на их изготовление не следует тратить ни много времени, ни особых творческих способностей. Самое главное, чтобы эти карточки содержали САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ СЛОВА Вашего ребёнка.
Начинать обучение нужно именно с любимых малышом слов.
Обучать малышей – дело непростое. Их невозможно заставить смотреть на карточки со словами. Их вообще невозможно заставить что-либо делать против их воли. Их можно учить только тогда, когда они сами этого хотят. На карточки с любимыми словами дети будут смотреть, а карточки с нелюбимыми словами в лучшем случае просто проигнорируют.
День второй
На второй день повторите вчерашнее занятие три раза. Добавьте новый набор из 5 слов и тоже покажите его 3 раза. Таким образом, второй день будет состоять из шести занятий.
При проведении занятий нужно помнить о трёх запретах.
Три «нельзя»:
1. нельзя награждать ребёнка после занятий конфетами, пирожным, «сникерсами» и т.д.
2. нельзя показывать ребёнку одни и те же слова больше 3-х раз в день.
3. нельзя показывать ребёнку одну карточку дольше одной секунды.
День третий
В первом комплекте, который Вы будете показывать уже третий день, замените одну старую карточку на новую. Добавьте ещё один, третий, набор из 5 новых слов.
В этот день Вы будете учить своего ребёнка с помощью трёх наборов, в каждом из которых будет по 5 слов. При этом каждый набор слов демонстрируется по три раза. Таким образом, общее количество занятий возрастёт до 9 раз, растянутых на весь день.
Первые 15 слов, которым Вы научите своего ребёнка, должны быть самыми знакомыми и
приятными для него словами.
День четвёртый
В каждом из первых двух наборов обновите по одной карточке. Все три комплекта нужно показать по три раза (3 комплекта по 3 раза = 9 занятий). Эти занятия можно растянуть на весь день, а можно проводить их сериями или блоками. Например, утром, в 9-10 часов, показали 1-й комплект слов – похвалили;
тут же показали 2-й комплект слов – похвалили, попрыгали, повисели на турнике или рукоходе; показали 3-й комплект слов – покувыркались на ковре и пошли пить сок. Вы провели 3 микроурока, переменками между которыми была похвала или небольшая физическая разминка, и на всё это у Вас ушло 7-10 минут. Подобный блок микроуроков можно провести днём, а последний –
вечером. Таким образом, Вы провели с малышом 9 интересных занятий, не изменив кардинально ни его, ни свой режим, а, наоборот, сделав день ребёнка насыщенным. Обратите внимание: как минимальный, получасовой, так и максимальный, 8-часовой перерыв должны быть при показе
одного и того же слова, а не разных. Поэтому, когда у Вас уже 2 и более комплектов карточек, занятия можно проводить блоками.
День пятый
В каждом из трёх наборов обновите по одной карточке. Все три комплекта нужно показать по три раза (3 комплекта по 3 раза = 9 занятий).
Не забывайте перед каждым последующим показом перемешивать карточки.
День шестой
В каждом из трёх наборов обновите по одной карточке. Добавьте четвёртый комплект из пяти новых слов. Показывать 4 комплекта по 3 раза каждый.
День седьмой
Добавьте 5-й комплект (5 слов). В 1–4 комплектах замените по 1 слову.
Показывайте 5 комплектов по 3 раза каждый.
День восьмой и далее
Из каждого комплекта удаляйте одно-два слова и заменяйте их новыми.
Каждый комплект показывайте 3 раза.
Старые слова не выбрасывайте, они пригодятся, когда Вы перейдёте к последующим этапам обучения.
На обороте карточек следует проставлять даты демонстрации слов и помечать галочками количество показов данного слова. Тогда Вы будете точно знать, когда обновлять слова.
Лицевая сторона карточки
Оборотная сторона карточки
Избегайте показывать ребёнку подряд несколько слов, которые начинаются с одной и той же буквы. Например, «масло» и «молоко».
Но самое главное для успешного обучения – не давать ребёнку скучать!
Он может выучивать не по 5 слов в день, а по 10 и даже больше!
Глен Доман, регламентируя режим занятий, приводит «Примерную ежедневную программу». Данная программа может восприниматься лишь как примерная, но ни в коем случае как обязательная, раз навсегда установленная для обучения любого ребёнка любого возраста.
Приведённая таблица даёт представление об общей организации занятий на первом этапе, об общих правилах формирования комплектов карточек для каждого следующего дня занятий.