Рекомендации по структуре занятия
средства обучения и демонстрационные материалы,
Примерное распределение учебного времени
Исходя из логики изучения курса история государства и права зарубежных стран, учебного плана по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», полагаем, что вполне обоснованно уделить данной 2 часа семинарского занятия.
Структура занятия
№ | Планируемые мероприятия | Отводимое время в мин. |
Вводная часть | Не более 10 минут | |
Основная часть: Рассмотрение и обсуждение вопросов семинарского занятия согласно плану и сценарию | 65 минут | |
Подведение итогов семинарского занятия | 10-12 минут | |
Подготовка студентов (курсантов) к следующему семинарскому занятию | 3-5 минут |
Для проведения семинарского занятия по теме «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика» преподавателю рекомендуется обеспечить наличие:
дидактического материала – выполненные на носителе крупного формата (А-1 или А-2) схемы: «Периодизация истории Афинского рабовладельческого государства», «Периодизация истории древней Спарты», «Государственный строй Афинского полиса», «Государственный строй древней Спарты», «Общественный строй Афинского полиса», «Общественный строй древней Спарты» (см.: Схемы № 1, №2., №3, №4, №5, №6);
раздаточного материала – Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древний мир и средние века.
Методы обучения, используемые на данном семинарском занятии.
На основе анализа учебно-методической литературы, частных методик проведения семинаров по учебным дисциплинам можно выделить следующие эффективные методы изучения данной темы:
Общие методы организации учебно-познавательной деятельности курсантов:
а) по способу передачи и восприятия информации:
Ø словесный (рассказ, объяснение, беседа, обсуждение, дискуссия и др.);
Ø наглядный (показ, демонстрация, иллюстрация и т.д.);
Ø практический (творческие задания, работа с нормативно-правовыми документами, решение задач и т.д.);
б) по логике раскрытия материала:
Ø индуктивный (от частного к общему);
Ø дедуктивный (от общего к частному);
в) по способу усвоения курсантами материала:
Ø репродуктивный;
Ø проблемно-поисковый;
г) по степени самостоятельности работы курсантов:
Ø работа под руководством преподавателя;
Ø самостоятельная работа обучаемых.
Методы и приемы стимулирования интереса к учению:
Ø учебная дискуссия;
Ø связь обучения с предстоящей профессиональной деятельностью обучаемых;
Ø обсуждение проблемных ситуаций
Ø поощрение, создание ситуации успеха в учебе;
Ø предъявление учебных требований и др.
Методы контроля за эффективностью обучения:
Ø метод устного контроля;
Ø метод индивидуального и группового контроля.
Раздел II. Сценарий проведения занятия
Подготовительная часть.
Для проведения учебной игры «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика», требуется значительная подготовительная работа. Игровые действия определяются целевым аспектом игры и могут задаваться по разному: сценарием, ведущим, режиссером или фасилитаторами[3] игры, нормативными документами. В ряде случаев игровые действия могут формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. В нашем случае наиболее оптимальным является разумное сочетание всех выше указанных факторов. Сценарий разрабатывается преподавателем, им определяется основное действие и направление игры. Персональные задания учащиеся получают заранее на предшествующем учебной игре семинарском занятии. Кроме индивидуальных заданий, студенты получают и общие задания, для этого они разбиваются на группы, во главе со старшими групп, которые выбираются или назначаются из числа наиболее ответственных и подготовленных учащихся. В течение всего периода подготовки к семинарскому занятию преподавателем проводятся индивидуальные и групповые консультации, в специально отведенное для самостоятельной подготовки время. На них проверяется правильность и своевременность выполнения возложенных на студентов по подготовке к семинарскому занятию заданий. Во время консультаций совместно преподавателем и учащимися обсуждаются вопросы: как лучше подготовится к учебной игре, на что необходимо обратить особое внимание и пр. Преподаватель выступает в роли координатора и наставника, он моделирует и направляет процесс подготовки, но курсантам предоставлена определенная самостоятельность, под чутким руководством учителя они готовят проблемные вопросы оппонентам по игре, разрабатывают ситуации поведения и действий.
Исходя из состава учебной группы (примерно 26-32 человек) рекомендуется следующая схема распределения ролей в учебной игре «Древние государства Афины и Спарта: сравнительная характеристика»
Таблица № I.
Древние Афины | Древняя Спарта |
Коллегия 9 архонтов Архонт-эпоним – 1 человек Архонт-базилевс – 1 человек Архонт-полимарх – 1 человек | Архагеты 2 человека |
Коллегия 10 стратегов Автократор – 1 человек 9 стратегов – 1-2 человек | Герусия (совет старейшин) Геронты – 3-4 человека |
Совет 500 (булэ) Эпистат – 1 человек Булевты – 1-2 человека; | Эфоры 2-3 человека |
Народное собрание (экклесия) Участники народного собрания – 2-3 человека | Народное собрание (апелла) Участники народного собрания – 2-3 человека |
Население древних Афин Демос, метеки, рабы – 2 человека | Население древней Спарты Спартанцы, периэки, илоты – 2 человека |
Персоналии Тезей, Солон, Клисфен и др. – 2 человека | Персоналии Ликург, Леонид и др. – 2 человека |
Всего: 13-16 человек | Всего: 13-16 человек |
Общее число участников: 26-32 человек |
Следует заметить, что студенты должны изучить и знать учебный материал всего семинарского занятия, не только историю государства и права страны, представителем которой в игре они является, но и историю государства и права страны соперницы.
Деление на роли предполагает использование способа перехода от общего к частному, от общих знаний истории государства и права одного из полисов к углубленным знаниям тех государственных и правовых институтов, роль в которых им досталась. Для участия в каждой роли необходимо задействовать не менее двух участников. Это необходимо по нескольким причинам: во-первых, взаимозаменяемость, в случае болезни или иной причины отсутствия на семинаре, эта роль всегда будет закрыта товарищем по команде; во-вторых, уровень подготовленности учащихся различается, поэтому более подготовленные ученики должны помочь слабо успевающим лучше подготовиться к этому семинарскому занятию.
Вводная часть
Занятие начинается с ритуала приветствия преподавателем группы и доклада капитанов о готовности команд к игре.
Преподавателю необходимо:
1 выяснить о степени готовности группы. Так как контроль за подготовкой к семинарскому занятию должен осуществляется преподавателем постоянно в ходе подготовки к игре, то совершенно неготовых к занятию в принципе быть не должно. Если все же выясниться, что кто-то, по какой-либо причине не смог подготовится к занятию (например, длительное отсутствие из-за болезни), следует предупредить, о необходимости подготовится и впоследствии ответить преподавателю эту тему. Кроме того, необходимо разъяснить, что их неподготовленность не являться основанием, быть сторонними наблюдателями. Они внимательные слушатели и полноправные активные участники семинара-игры, должны и обязаны участвовать в дискуссиях и обсуждениях вопросов, а в конце семинара им будут заданы вопросы по изученной теме занятия и своими ответами они смогут принести дополнительные очки команде;
2) проверить, есть ли в аудитории мел и тряпка, чтобы иметь возможность в случае необходимости визуализировать информацию по вопросам темы;
3) проконтролировать наличие дидактического и раздаточного материала. Дидактический материал раскладывается в стопку, схемы вывешиваются непосредственно перед выступлением и впоследствии не снимаются, это должно способствовать не только их запоминанию, но позволяет использовать их при ответе на другие вопросы;
4) На этом этапе студенты прикрепляют заранее подготовленные визитки с именами игроков и той ролью, которую они будут исполнять в ходе игры. Они рассаживаются по командам. Преподаватель представляет команду игротехников.[4]