Выполняется в отдельной тетради
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«Методика обучения и воспитания» (Дидактика)
Выполняется в отдельной тетради
Каждый вопрос с новой станицы, вопросы идут по порядку
1. Дидактика как наука. Основные категории дидактики. Общая и частная дидактика.
2. Инновационные процессы и тенденции развития дидактики.
3. Дидактика И. Гербарта как основа деятельности традиционной школы. Дидактика Джона Дьюи как основа прогрессивистской школы.
4. Современные теории обучения (дидактические концепции): ассоциативная и деятельностная.
5. Особенности современной модели обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
6. Структура процесса обучения и его компоненты.
7. Внутренние и внешние критерии эффективности обучения.
8. Этапы процесса обучения. Этапы процесса усвоения знаний. Мотивы, ход и результаты процесса.
9. Теория целостного педагогического процесса. Сущность, функции, структура педагогического процесса.
10. Обучение в системе целостного педагогического процесса: его сущность, структура. Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.
11. Функции процесса обучения.
12. Противоречия и движущие силы процесса обучения.
13. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения знаний.
14. Виды обучения. Деятельность учителя и учащихся в разных видах обучения.
15. Характеристика объяснительно-репродуктивного вида обучения.
16. Характеристика проблемного обучения.
17. Характеристика программированного обучения.
18. Характеристика развивающего обучения.
19. Закономерности и принципы обучения в начальной школе.
20. Методы, приемы, средства обучения.
21. Классификация методов обучения в дидактике.
22. Характеристика методов обучения по источнику знаний.
23. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников.
24. Особенности применения словесных методов обучения в начальной школе.
25. Особенности применения наглядных и практических методов обучения в начальной школе.
26. Особенности применения проблемных методов обучения в начальной школе.
27. Многообразие форм обучения в различных системах образования. Классификация организационных форм обучения.
28. Современные модели организации обучения.
29. Формы организации обучения. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения. Ее достоинства и недостатки.
30. Особенности школьного урока. Дидактическая структура урока. Типы уроков по дидактическим целям
31. Особенности урока в начальной школе.
32. Содержание, виды, методы оценки знаний, умений, навыков школьников.
33. 16. Педагогический контроль. Современные средства оценки достижений учащихся.
34. Содержание, виды проверки и оценки знаний, умений, навыков.
35. Оценка и отметка. Методика педагогической оценки.
36. Методы контроля и самоконтроля.
37. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
38. Теории формирования содержания образования.
39. Факторы, детерминирующие содержание образования.
40. Принципы и критерии отбора содержания общего среднего образования.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
42. Многообразие образовательных программ. Специфика содержания, методов обучения в образовательном процессе начальной школы.
43. Современные системы образования в начальной школе.
44. Современные информационные технологии в обучении младших школьников.
45. Виды и способы получения образования в мировой и отечественной практике.
46. Содержание обучения в учебном плане, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.
47. Способы построения образовательных программ: линейный, концентрический, спиралеобразный, модульный.
48. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Принципы реализации национального образования в полиэтнической среде.
49. Типология и многообразие образовательных учреждений: лицеи, гимназии, колледжи, учебно-воспитательные комплексы. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.
50. Социальные и психологические основы оценивания. Сущность и функции оценивания знаний, умений, навыков обучающихся в начальной школе.
51. Проблемы модернизации начального образования.
52. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
53. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы.
Рекомендуемая литература
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.– М.: Педагогика, 1977.– 253 с.
2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студентов педвузов.– М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.– 96 с.
3. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.– 220 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.– 544 с.
5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.– 319с.
6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.– М.: Просвещение, 1968.– 176 с.
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта).– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.– 176 с.
8. Коменский Я.А. Великая дидактика.– М.: Учпедиз., 1955.
9. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. – Пер. с англ. О.Е. Биченковой.– М.: Новая школа, 1995.– 48 с.