Учебно-коррекционная работа
При этом под ЗПР традиционно понимается наличие неуспеваемости при отсутствии умственной отсталости. Выделяют следующие обшие принципы учебно-коррекционной работы:
1)Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и на общеобразовательных и на специальных занятиях.
2)Важно предотвращать наступление утомления, используя для этого чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими обьемами, использование интересного, красочного дидактического материала.
3)В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
4)В системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение подготовительных занятий и обеспечить детей знаниями об окружающем мире.
5)Важно отмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
С 1982 г. введен специальный тип учебных учереждений для детей с ЗПР. Причем кроме специальных школ 8 вида, существуют и специальные классы выравнивания (или классы коррекционно-развивающего обучения) для детей с ЗПР при общеобразовательных школах. Коррекционное учереждение 8 вида предназначено для детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных возможностях интелектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Целью специального учереждения является: обеспечение коррекции недостатков психического развития и эмоционально-волевой сферы воспитанников, активизация их познавательной деятельности, формирование у них навыков и умений учебной деятельности. При этом выделяют следующие ступени образования:
1)Начальное образование (3-5 лет). Дети, начавшие обучение в обшеобразовательных учереждениях с 7-летнего возраста, принимаются во второй класс коррекционного учереждения (срок обучения 3 года - 2,3,4, классы). Начавшие обучение с 6 лет, принимаются в первый класс (срок обучения 4 года - 1,2,3,4 классы). Дети, не обучающиеся в общеобразовательных учереждениях и показавшие недостаточную готовность к получению образования, принимаются с 7 лет в первый класс (срок обучения 4 года); с 6-летнего возраста - в подготовительный класс (срок обучения 5 лет).
2)Основное общее образование (срок обучения 5 лет).
Прием детей осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы. Наполняемость класса- до 12 человек. Вопрос о переводе воспитанников в общеобразовательное учереждение по мере коррекции отклонений в их развитии осуществляется после получения начального общего образования. С диагностической целью воспитанник может находится в учереждении в течении одного года.
Кроме того, проводят дополнительные индивидуальные и групповые занятия (не более трех воспитанников). Дети, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организованных занятиях. По окончании начальной школы ее педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос или о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую образовательную школу, либо - в случае глубоких, стойких ЗПР - о продолжении в данной специальной школе.
Продолжительность урока в подготовительном классе - 35 минут, после второго урока организуется перерыв в течении 40 минут, который обычно проводится на свежем воздухе в виде игры или прогулки. Продолжительность урока в 1-8 классах - 45 минут. В течении урока во всех классах отводится время для физкультпаузы. Для учашихся начальных классов обязателен дневной сон. Выпускники школы сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.
Основными принципами комплектования учебных учереждений для детей с ЗПР являются следующие:
1)Комплексный подход к диагностике с участием различных специалистов: педагога-дефектолога, логопеда, психолога, врача-психоневролога или психиатра, оториноляринголога, офтальмолога и врачей других специальностей, если это необходимо. Обследование устанавливает характер психических отклонений, возможность поражения ЦНС, определяет состояние зрения, слуха, речи, фиксирует особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
2)Всесторонний системный анализ отклонения в развитии предполагает изучение аномального состояния, структуры дефекта, первичные и вторичные признаки. Анализируются особенности речи, пространственной ориентировки, физического состояния, личностных качеств, работоспособность, наличие учебных знаний и навыков.
3)Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. Он предполагает длительное наблюдение за ребенком, тшательный анализ истории его развития. Это позволяет определить потенциальные возможности ребенка, зону его ближайшего развития.
4)Качественный анализ особенностей деятельности ребенка по выполнению диагностических заданий. Оценивают как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен, как использует предложенную помощь.
5)Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследования, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогают ребенку раскрыть свои индивидуальные способности. При этом учитывают его настроение, готовность идти на контакт. Стремятся адекватно преодолеть его беспокойство, настороженность, замкнутость, что предотвращает возможность ошибочного диагноза.
Диагноз ЗПР обычно выставляется при отборе в школу и распространяется на период начального школьного обучения, в течении которого или происходит компенсация имеющейся психической недостаточности, или меняется диагноз и условия обучения (если обучение осуществляется в общеобразовательной школе).