Вида профессиональной деятельности).
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | - осуществление анализа семейной ситуации; - выявление проблем и затруднений у разных категорий семей и детей; - определение возможных вариантов оказания социальной помощи разным категориям семей и детей; - определение права разных категорий семей и детей на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы; - составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе с семьей и детьми; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь разным категориям семей и детей. | - экзамен; -тестирование; - оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка составления алгоритма деятельности специалиста по социальной работе с семьей и детьми; - оценка составления социальной истории семьи; - оценка выявления проблем и затруднений у разных категорий семей и детей; - оценка составления схемы учреждений и специалистов, способных оказать социальную помощь разным категориям семей и детей. |
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | - выявление семей и детей, находящихся в ТЖС; - осуществление сбора документов, необходимых для преобразования ТЖС в семье и у детей; - определение социальной помощи, необходимой для преобразования ТЖС в семье и у детей; - определение специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь разным категориям семей и детей. | - экзамен; - тестирование; - оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка составления алгоритма деятельности специалиста по координации социального обслуживания семьи и детей; - оценка составления перечня документации, видов социальной помощи, необходимых для преобразования ТЖС в семье и у детей. |
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | - осуществление сбора информации о семье, ребенке; - выявление проблем у разных категорий семей и детей; - определение форм и методов социального патроната семей и детей; - оформление необходимой документации для осуществления социального патроната семей и детей; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната семей и детей. | - экзамен; - тестирование; - э оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка составления алгоритма деятельности специалиста по осуществлению патроната семей и детей; - оценка составления социальной истории семьи; - оценка составления схемы учреждений и специалистов, способных осуществлять социальный патронат семей и детей. |
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | - выявление семей и детей, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации; - осуществление сбора информации о семье и ребенке; - выявление наличия проблем и затруднений у разных категорий семей и детей; - определение форм и методов адаптации и реабилитации разных категорий семей и детей; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в ТЖС. | - экзамен; -тестирование; - оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка составления алгоритма деятельности специалиста по созданию условий для адаптации и реабилитации разных категорий семей и детей; - оценка составления алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по сбору необходимой информации для анализа ситуации клиента; - оценка составления схемы учреждений и специалистов, способных осуществлять социальный патронат семей и детей. |
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | - определение прав разных категорий семей и детей на льготы, пособия, социальное обслуживание; - выявление у разных категорий семей и детей возникновения возможных социальных рисков; - информирование семей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты; - выявление наличия проблем и затруднений у разных категорий семей и детей; - осуществление сбора информатизации о семье, ребенке; - определение форм и методов социальной помощи семьям и детям. | - экзамен; - тестирование; - оценка решения ситуационных задач - анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности); - оценка выполнения самостоятельной работы; - оценка составления алгоритма деятельности специалиста по осуществлению профилактической работы с семьей и детьми; - оценка составления социальной истории семьи; - оценка выявления возможных социальных рисков у семей; - оценка определения права семьи и детей на получение льгот, пособий и иных видов социальной помощи. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - наличие положительных отзывов с мест производственной практики; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии. | - наблюдение и оценка непосредственного руководителя п36ри прохождении производственной практики; - оценка работы на занятиях. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - правильный выбор способов решения профессиональных задач; - рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождения производственной практики. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка выполнения самостоятельной и практической работы; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - определение адекватных вариантов решения возникающих проблем; - обоснование принятых решений. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка выполнения практической работы; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка выполнения практической работы; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - оценка решения ситуационных задач, защиты презентационных материалов; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка выполнения практической работы по группам; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка выполнения практической работы по группам; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий | - оценка решения ситуационных задач; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | - проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | - рациональная организация рабочего места; - соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм. | - наблюдение за организацией рабочего места, соблюдением правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | - демонстрация навыков здорового образа жизни. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. | - оценка решения ситуационных задач; - оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
Приложение 1
обязательное
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | |
Иметь практический опыт: | Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах в семье или у детей, обратившихся за получением социальных услуг Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной помощи Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений) |
Уметь: | Постановка социального диагноза. Диагностика семей и детей с помощью различных методов диагностики 12 основных правил установления контакта. Работа в парах. Активное слушание клиентов. НЛП техники. Вербальные и невербальные средства коммуникации |
Знать: | Юридические определения понятий «семья», «ребенок» и их различных категорий Права и свободы человека в РФ. Конституция РФ – как гарант социальной защиты семьи, детства Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий семьям и детям. Специфика развития человека. Общая характеристика дошкольного детства Общая характеристика старшего детства Теоретико-методологические основы исследования семьи и семейных отношений. Практика семейных отношений. Семья и дети - как важнейшие объекты социальной работы. Характеристика современного состояния и актуальные проблемы Особенности социальной диагностики трудной жизненной ситуации семьи и детей. Особенности выявления проблем семей и детей Коммуникативные технологии в профессиональной деятельности социального работника Понятие, функции семьи. Актуальные проблемы семьи. Типы семей. Современные брачно-семейные отношения Стили воспитания детей в семье Проблемы современного материнства. Отцовство в современной семье. Дисгармония семейных отношений Социальная работа с безнадзорными и беспризорными детьми Жестокое обращение с детьми в семье Социальная работа с неблагополучной семьей |
Самостоятельная работа | Составление словаря-справочника по МДК, чтение дополнительной литературы |
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | |
Иметь практический опыт: | Участие в обеспечении комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации Взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки Обеспечение посредничества между семье или детьми , нуждающихся в предоставлении социальных услуг и различными специалистами (учреждениями) с целью и решения его социальных проблем Участие в организации межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг Направление при необходимости получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам Анализ обеспечения координации деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан Участие в обеспечивании комплексного подхода в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.) Помощь специалистам в координации деятельности сотрудников подразделения по выполнению поставленных задач |
Уметь: | Выстраивание механизма посреднической деятельности в различных ситуациях при решении проблем клиента. Посредничество и координация деятельности. Разработка и представление модели центра по работе с безнадзорными и беспризорными детьми. Разработка и представление модели кризисного центра для детей. |
Знать: | Государственная социальная политика РФ в отношении семьи и детей Национальные стандарты РФ и Федеральные программы, стратегии РФ Технология посредничества в работе с семьей и детьми Технология социальной работы с уличными детьми |
Самостоятельная работа | Конспект «Государственная семейная политика» . Реализация направлений ГСП (подобрать примеры) |
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | |
Иметь практический опыт: | Участие в организации оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению семьи и детей, находящихся в ТЖС Помощь в оформлении документов, необходимых для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки и помощи Участие в реализации услуг по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки Организация и участие в социальном патронате Составление характеристик на членов семьи Оказание помощи семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетних Организация и участие в различных мероприятиях Осуществление социального патронажа семьи |
Уметь: | Основные направления и технология педагогической деятельности со старшеклассниками План работы по патронажу семьи в ТЖС Технологические процесс социальной работы с семьей и детьми Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сообщения. Обсуждение в группе. Алгоритм работы. Виды помощи неблагополучным семьям. Патронаж семьи. |
Знать: | Технология установления патронажа Технология ведения случая в практике семейно-ориентированной социальной работы с семьей и детьми Технология социальной работы с замещающими семьями Технологии социальной работы с сиротами, социальными сиротами и выпускниками детских домов Социально-реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Самостоятельная работа | Выполнение заданий по рейтингу |
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | |
Иметь практический опыт: | Выбор технологий, видов и форм социального работы, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели Организация помощи в оформлении документов, необходимых для получения социальных услуг или оказания мер в социальной адаптации и реабилитации Участие в направлениях деятельности: :комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение детей с трудноcтями в развитии и поведением, с ограниченными возможностями здоровья Отработка умений организации технологического процесса работы Сопровождение школьных служб примирения Проведение программ примирения и заглаживания вреда с использованием восстановительных технологий. Организация и проведение восстановительных технологии Изучение законодательных и социально-правовых основ социальной работы с семьей и детьми регламентирующих деятельность. Ознакомление с документами, формами и бланками документов, необходимыми в работе по социальной реабилитации и адаптации2 Работа с личными делами клиентов и спецификой оформления дел с целью планирования работы И Изучение должностных инструкций специалистов Определение на основании документов категории, видов и направлений и содержания работы Изучение видов услуг гарантированных семье и детям Восстановление социального статуса, составление договора с клиентами Составление форм отчетности Проведение консультирования семьи или детей и бесед Проведение диагностической работы по выявлению проблем Помощь в организации мероприятий Выход в семью Присутствие на заседаниях, консилиумах Составление характеристик на семью, детей Обучение участников различных программ Оказание помощи семье и подросткам Организация досуговых мероприятий и проведение самостоятельных занятий |
Уметь: | «Федеральное законодательство Р.Ф. по защите семьи и детства и законы Пермского края» Работа с системой Консультант-плюс Работа с кодексами по решению задач Особенности социальной защиты детей и семей в РФ. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий семьям и детям. Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения Построение план работы решения социальных проблем семей и детей (на конкретном примере) Ролевая игра : технология консультирования в социальной работе Технологии социальной реабилитации семей в ТЖС. Решение задач. Применение на практике социальной терапии и арттехнологий. Проведение процесса медиации : супругов и жертвы и обидчика Практическое применение базовых технологий социальной работы при решении проблем клиента Практические занятия по технологии социальной работы с различными категориями семей Практические занятия по технологии социальной работы с различными категориями детей. Опыт социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Сообщения и обсуждение в группе. |
Знать: | Краткая характеристика нормативно – правовой базы деятельности специалиста по социальной работе с семьей и детьми и иерархия законодательства Нормы международного права в области социально-правовой защиты детства, семьи Правовой механизм по защите прав и законных интересов ребенка Региональное законодательство, проекты и программы Пермского края Особенности социальной защиты детей и семей в РФ. Государственная семейная политика: цель, задачи, принципы, направления. Основы социальной работы с семьей Особенности социальной работы с различными категориями семей и различные категориями детей и подростков, нуждающихся в социальной помощи Социальная технология в работе с семьей Краткая характеристика базовых технологий социальной работы с семьей и детьми Базовые технологии социальной работы с семьей и детьми Технология социальной реабилитации Технология социальной работы с различными категориями семей Технология социальной работы с различными категориями детей Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей Социальная работа с различными категориями семей |
Самостоятельная работа | Изучение международных документов сфере защиты семьи, детства Работа с Конституцией Р.Ф. Работа с системой Консультант-плюс по ФЗ Работа с кодексами Подготовка сообщений по национальным стандартам Изучение регионального законодательства Льготы и пособия, оказание социальных услуг семье и детям Презентация технология социальной работы с определенной категорией Технологии (медиация, соц. контракт) Составление таблицы «Формы, методы и приемы организации сотрудничества с младшими школьниками» Работа с дополнительным материалом для составления памятки. Работа с семейным кодексом. Составление карты-схемы. |
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | |
Иметь практический опыт: | Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации Участие в организации проведения индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации влияющих на семью и детей Профилактика ПАВ, социальных проблем семьи и детей Определение и участие в работе с группами риска семей и детей |
Уметь: | Решение практических психологических задач. Условия развития, кризис возраста, основные линии жизни. «Мудрые мысли» о семье и браке. Обсуждение в группе. Составление таблицы «Влияние культуры и быта семьи на формирование личности». Обсуждение в группе Семья как основа первичной социализации ребенка. Профилактика социальных проблем семей и детей Социальный контракт. Технологии работы специалиста по активизации ресурного потенциала клиента Составление рекомендаций для родителей. Девиантное поведение как актуальная социальная проблема. Опыт работы с детьми девиантного поведения. Сообщения. Обсуждение в группе. Представление презентаций на тему «Виды девиантного поведения подростков. Профилактика и коррекция» Особенности социальной работы с семьями социального риска» |
Знать: | Возрастные особенности Стадии развития. Закономерности развития субъективности человека. Технология профилактики в социальной работе Технология внедрения системы социально-контрактных отношений в сферу социальной защиты и социального обслуживания семей Технология социальной работы с несовершеннолетними склонными к суицидальному поведению Технология социальной работы с одаренными детьми Факторы семейного благополучия и факторы риска при вступлении в брак Девиантное поведение детей и подростков и его профилактика |
Самостоятельная работа | Сравнительный анализ проекта ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» и ФЗ, программы семья и дети Пермского каря и концепции до 2017 г. Профилактика социальных проблем семьи и детей |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание:________________________________2014 Подпись лица внесшего изменения |
Останина Елена Сергеевна
Корчагина Галина Викторовна
Цветкова Елена Николаевна
Лебедева Лариса Сергеевна
Телегина Галина Александровна
разработчиков ПМ
ГБПОУ «Пермский педагогический колледж № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ИЗ ГРУПП РИСКА, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
основной профессиональной образовательной программы
специальности 040401 «Социальная работа»